Скачать 113.2 Kb.
|
Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» Цель урока: Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание». Задачи урока:
Познавательные: общеучебные – способность понимать текст, ориентироваться в различных источниках информации, умение конспектировать Логические – дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об образе Петербурга в русской литературе и романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Коммуникативные - готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.
План урока.
а) этап реализации домашнего задания: - медиапрезентация «Путешествие по Петербургу»; б) этап объяснения нового материала: - определение темы проекта, -распределение по группам; -выбор объекта проектирования; -распределение ролей в группе; -работа с фрагментами текста из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», изучение материала, анализ. в)тренировочно- обобщающий этап: - тезис (вывод по теме проекта). г) этап закрепления: -составление и презентация буклетов по теме группы; -отзывы о проектах. 5. Мотивация познавательной деятельности учащихся для дальнейшего самостоятельного изучения темы: - Петербург – герой произведений современных писателей. 6. Рефлексия. 7.Контроль деятельности учащихся. 8. Итоги урока (настрой на выполнение домашнего задания). 9. Домашнее задание. Ход урока. “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное…” А.И. Герцен.
Слово учителя: - Обратимся к эпиграфу урока. Какие слова эпиграфа выделены? Как вы считаете, почему? (Ответы учеников)
- Вы правы. Северная Пальмира, как называют Санкт - Петербург поэты, давно притягивает творческих людей своей историей, неповторимостью, грандиозностью, даже мистификацией. К теме Петербурга обращались многие писатели и поэты. Не стал исключением Ф.М.Достоевскй. Тема урока - «Петербург Достоевского». Давайте сформулируем возможную цель и задачи нашего сегодняшнего занятия. (Учащиеся формулируют цель и задачи урока). 4. Работа над темой урока: а) этап реализации домашнего задания: (Просмотр домашнего задания: медиапрезентация с музыкальным сопровождением «Путешествие по Петербургу») Слово учителя - Это творение Петра заслуживает того, чтобы о нем с волнением говорили многие века. Занятие мы проводим, используя проектную деятельность. Сейчас вы разделитесь на группы и распределите обязанности внутри группы. Итог урока - создание буклета «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» б) этап объяснения нового материала: Слово учителя. - У каждого поколения свой образ Петербурга. Давайте в этом убедимся. (Работа в группах по раздаточному материалу «Изображение Петербурга русскими писателями» (Приложение 1): 1 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях поэтов XVII XVIII вв. 2 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях А.С. Пушкина (Отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», романа в стихах «Евгений Онегин»). 3 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя (Отрывки из повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Невский проспект»). 4 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях Н.А.Некрасова (Отрывки из поэмы «Несчастные»). Задание: 1. Ознакомиться с предложенным материалом. 2. Тезисно оформить цель изображения Петербурга в предложенных произведениях. 3.Выявить разницу в изображении Петербурга разными писателями. 4.Отобрать информацию для буклета. Вывод работы в группах:
Слово учителя. -Таким изображали Петербург в своих произведениях русские писатели до Ф.М.Достоевского. А теперь обратимся к Петербургу Достоевского. (Учащиеся дома выбрали отрывки из текста романа, изображающие Петербург). В белую ночь мгновенно озарил душу Достоевского скорбный облик Петербурга. Н. А. Анциферов ( Беседа с чтением эпизодов романа). -Каким мы видим Родиона Раскольникова, главного героя романа? - Какие эпизоды романа произвели на вас сильное впечатление? -Каким вы увидели Петербург в начале романа «Преступление и наказание»?
- Пейзажи; -Сцены уличной жизни; средства изображения Петербурга Достоевского -Интерьеры.
1 группа – «Пейзажи Петербурга»: Ч.1гл.1,ч.2, гл.1.;- «отвратительный и грустный колорит» городского дня. Ч.2, гл.2- «великолепная панорама Петербурга». Ч.2, гл.6 –вечерний Петербург. Ч.4,гл.5 –вид из окна комнаты Раскольникова. Задание: Можно ли согласиться со словами Белинского, что Петербург, «это город, где так тяжело и мучительно жить»? Как город влияет на психику человека? Вывод: В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории. 2 группа – «Сцены уличной жизни»: Ч.1,гл.1-пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми. Ч.1,гл.4- встреча с пьяной девушкой. Ч.2,гл.2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние. Ч.2,гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной. Ч.5,гл.5-смерть Катерины Ивановны. Задание: Что больше всего поразило вас в отношении людей между собой? Вывод: О своей безысходности люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью».В отношениях людей поражает равнодушие, всеобщее раздражение и злоба, злое любопытство. Сплошные картины жизни униженных, страшной нищеты, надругательство над человеческим достоинством. Скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он, как песчинка в океане жизни. Духовное одиночество человека в толпе. 3 группа – «Интерьеры»: Ч.1,гл.3 – «каморка» Раскольникова. Ч.1,гл.2 – кабак. Ч.1,гл.2 и ч.2,гл.7-«проходной угол» Мармеладовых. Ч.4,гл4 – комната-«сарай» Сони. Задание: Что общего между обликом комнат и судьбой живущих в ней людей? Вывод: Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол Мармеладова», «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы», подчеркивающие удушающую атмосферу города, скудность и безысходность его существования 4 группа - слайды компьютерной презентации иллюстраций романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Задание: На какие размышления наводят эти слайды? Подберите подходящие иллюстрации к ответам участников других групп. в) тренировочно - обобщающий этап: Слово учителя: Как изображен Петербург на страницах романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского? Ученики: Образ Петербурга, созданный Достоевским, продолжил традиции русских поэтов и писателей XVII – XVIII вв. и по-новому воплотил в Петербурге национальную трагедию – трагедию подавления личности. Возмездие города проявляется в том, что герои Достоевского живут в страшном душевном напряжении, как бы на грани катастрофы, которая вот-вот или всё разрушит или разрушит главные вопросы, прояснит самое сокровенное и важное в жизни. - В романе Достоевского наблюдается конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым, или конфликт таится в размышлениях Раскольникова, вызванных безысходностью его положения? (Размышления учащихся). г) этап закрепления: Слово учителя: - Сейчас каждая группа готовит буклет по теме своего задания. (Составление буклета в произвольной форме и стиле). (Презентация буклетов, отзывы учащихся). 5. Мотивация познавательной деятельности учащихся для дальнейшего самостоятельного изучения темы: Слово учителя. - На этом наше сегодняшнее путешествие по Петербургу в русской литературе не закончилось. Петербург – герой произведений современных писателей. Если мы обратимся к творчеству современных авторов рубежа XX – XXI веков: Т.Н. Толстой и В.Н. Васильева, то вновь встретимся с Северной Пальмирой. Петербург в рассказе Т. Толстой «Чужие сны» – это город, основными свойствами которого являются неопределенность, изменчивость, обманчивость, способность перевоплощаться и принимать иные облики. Поэтому ключевыми образами рассказа «Чужие сны» становятся образы сна и воды. Роман Владимира Николаевича Васильева «Лик черной Пальмиры» продолжает знаменитый цикл о Дозорах, который начал один Сергей Лукьяненко, а продолжал уже совместно с Васильевым. В северной столице, самом мистическом городе России, объявились «дикие» Иные – подростки, не знающие ни Света, ни Тьмы, что нарушило и без того хрупкий баланс сил между Добром и Злом: «…Не только люди бывают иными… Иными бывают и города… Есть города-тёмные, есть города - светлые, есть и те, кто не принял ни ту ни другую сторону. И один из таких городов — Санкт-Петербург, Чёрная пальмира… Как изменяется образ Петербурга в произведениях этих авторов, вы узнаете, когда их прочтете.
(заполнение карточки учащегося) -Какие сведения из сегодняшнего урока вам были известны? -Что узнали нового? -Что вам показалось интересным? -О чем бы вы еще хотели узнать по теме урока? 7. Контроль деятельности учащихся. - Оцените сами свою работу на уроке, используя критерии оценки в группе.(Сообщение оценок за урок учителем). -Есть расхождения в оценках учителя и ваших? Как считаете, почему? 8. Итоги урока (настрой на выполнение домашнего задания). Слово учителя. - Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя — портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. « Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли », — говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, «восстановления погибшего человека». Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир. Ребята, я думаю, вы с большим интересом будете и дальше изучать бессмертный роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 9. Домашнее задание. 1. Компьютерное исполнение буклета «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1- от группы) с использованием дополнительных источников информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы). 2. Творческая работа «Каким я увидел Петербург Достоевского?» |
Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по... Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» |
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
||
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»... Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней |
Конспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» |
||
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Конспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие... |
||
План-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы |
Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района |
||
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
Урока Тема урока Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |