Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса»




Скачать 120.61 Kb.
Название Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса»
Дата публикации 15.06.2014
Размер 120.61 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Литература > Конкурс
МКОУ «Чиркейская средняя общеобразовательная школа№2

имени Саида-афанди аль -Чиркави »

Буйнакский районный центр развития одаренности

Районный конкурс исследовательских проектов

Направление : литературоведение
«След снежного барса»

Подготовил: Джангишиев Магомед

Османович, ученик 10класса.

Номер тел:

Руководитель : Абакарова Асият

Малачихановна

Село Чиркей,

Буйнакский район,

2012г.
Аннотация.

Тема «Лермонтов и Кавказ» неисчерпаема и привлекательна. Моя работа – небольшой эпизод в освещении этой темы. Она посвящена анализу первой поэмы М. Ю. Лермонтова о Кавказе «Хаджи Абрек».

Основная цель данной работы – это подтвердить версию многих историков, военных чинов 19 века, исследователей- лермонтоведов о том, что аул Джемат Лермонтова это дагестанский аул Чиркей. В ходе работы над данной темой мной были изучены произведения Лермонтова о Кавказе, труды исследователей, также архивные материалы. Мной собраны редкие фотоснимки, на которых запечатлен Чиркей того времени. Эти снимки сопоставлены с описанием аула Джемат Лермонтова. В ходе работы над этим вопросом, мной были использованы такие исследовательские методы, как изучение литературы и интервьюрование.

По опросам сельчан, мне удалось найти в селении Чиркей живые следы самого персонажа поэмы Хаджи Абрека (Абурикил Хаджияв). В ходе беседы с правнуками Абурикил Хаджиява, мне удалось установить, что абречеством Хаджияв занимался до имамов. А с началом газавата он стал мюридом и воевал против русских до конца войны. В результате исследований, я пришел к выводу о том, что Абурикил Хаджияв из Чиркея является прототипом Хаджи Абрека из одноименной поэмы Лермонтова. Мной был проведен лингвистический анализ, таких слов как «абурик» и «джемат».

Не претендуя на абсолютную истину, могу заявить о том, что мной внесен весомый вклад в подтверждение данной версии.

Введение

Востребованность данного проекта заключается в том, что М.Ю.Лермонтов поэт –классик, поэт, который актуален во все времена и хоть малейшая связь такой личности с моей малой родиной должна быть освещена и исследована. Ведь не секрет, что Лермонтов очень любил Кавказ, восхищался его красотой и величием, что и воспевал он в своих стихах и рисунках.

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов писал: «Как сладкую песню Отчизны моей люблю я Кавказ». Тому у поэта были основания: Лермонтов в детстве трижды побывал на Кавказе вместе со своей бабушкой Елизаветой Арсеньевой (1818, 1820, 1825 годы), а взрослый Лермонтов дважды был сослан на Кавказ: в 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта», в 1840 г.- за дуэль. Поэт принимал активное участие в боевых действиях против горцев, сражался храбро, был даже представлен к награде.

Свою любовь к Кавказу поэт выразил в многочисленных произведениях, посвященных экзотической природе Кавказа и его мужественным, свободолюбивым горцам. Нельзя не быть благодарным человеку, который на весь мир воспел и восславил твоё отечество. Я признателен и благодарен моим учителям, которые раскрыли предо мной поэтический гений Лермонтова и привили к нему искреннюю любовь и уважение.

Читая произведения Лермонтова, удивляешься тому, насколько объёмно, точно и подробно Лермонтов знал природу Кавказа, быт и обычаи горцев, и как скрупулезно, с пристрастием и любовью он это отразил в своих произведениях.

Меня очень заинтересовала первая поэма Лермонтова о Кавказе «Хаджи Абрек» и я не раз обращался к ней. Поэма начинается стихами :

Велик, богат аул Джемат,

Он никому не платит дани.

Всего два стиха, девять слов всего, но каким таинственными, магическими оказались они. Прошло 170 лет со дня написания поэмы (1833), но до сих пор ученый мир, читатели ломают головы и копья над вопросом: «Где этот аул Джемат?». Можно смело сказать, что загадочное название аула «Джемат» стало началом завязки сюжета с первого стиха. Сколько ученых, историков, исследователей – лермонтоведов и просто любителей интересовались местонахождением аула Джемат в течение 170 лет! И до сих пор вопрос этот остается открытым. Вот какую загадку загадал своим читателям мятежный поэт. Сложность проблемы состоит в том, что каждый строит свою версию, исходя из субъективных впечатлений от чтения текста поэмы и исторических материалов. Поэтому аул Джемат продолжает будоражить умы новых поколений.

Цель моего исследования - это содействовать достижению той цели, которую поставил перед собой Б. И. Гаджиев, а именно: «… доказать, что местом основания действий «Хаджи Абрека», которое названо у поэта Джемат, является Дагестанский аул Чиркей.

Меня, юного чиркейкеевца, приятно взволновали эти слова. Они пробудили в душе моей генетическое чувство патриотизма: «Как?! Великий поэт знал о моём ауле смелых предков?» Меня глубже привлекла тема «Лермонтов и Кавказ». Я стал больше читать произведения Лермонтова о Кавказе, расспрашивал стариков Чиркея о природе и ландшафте древнего аула, который ушел под воду, осуществив на деле принцип «Свети другим, сгорая сам». Я познакомился с многочисленными фотоснимками древнего аула и сопоставили всё это с текстом поэмы. В голове всё больше укреплялась мысль, что аул Джемат – это аул Чиркей. Пусть я не скажу нового слова в науке, но постараюсь хотя бы пробудить интерес новых и новых читателей к творчеству Лермонтова и в частности к исследуемой теме.

Основная часть.

«След снежного барса».

  1. Загадка, не разгаданная веками.

  2. Он никому не платит дани…

  3. Где из утёса бьёт поток…

  4. Потомки Хаджи абрека сегодня.

Загадка, не разгаданная веками.

Какое необычное слово «Джемат»? И не «джамаат», и не «джамат».

Обратимся к лингвистике.

Сочетание звуков [джа], видимо, на каком-либо языке народов Кавказа звучит как [дже]. Сравните: Джамал – Джемал (дагестанский художник). В русской среде более известен вариант [дже], его и принял Лермонтов. А сочетание подряд два раза звука [а] (ждамаат) не характерно для русского языка. Поэтому Лермонтов оставил в слове один звук [а]. Такое сокращение требовала и рифмовка стиха (Джемат – булат). Но как это слово стало названием аула? Художественная выдумка автора, но любая выдумка исходит из реальности, а что было в реальности?

Лермонтовед- профессор Л. Семенов отмечает, что «в Карачае было селение, населенное абхазскими абреками… Село это называлось Джемаатом…» .

А.В. Попов пишет: «В основе «Хаджи Абрека» положено истинное происшествие. Аул Джемат находится в Теберде у крутого ущелья… реки Джамаат. Это аул, о котором Лермонтов писал: « Велик, богат аул Джемат». Но подавляющее большинство исследователей, историков и военных чинов тех лет утверждает однозначно, что аул Джемат находится в Дагестане.

Генерал В.А. Гейман пишет: « Проходя через развалины аула Чиркей, мы видели остатки огромных садов, вековые ореховые деревья свидетельствовали о былом богатстве разбежавшихся обитателей: каменные сакли представляли одни руины- последствия кровавой борьбы. Аул Чиркей воспет Лермонтовым». Дата написания поэмы 1833г, а Гейман мог проходить по развалинам Чиркея в 1844 году. Между этими датами 11 лет. Мог ли Гейман самопроизвольно утверждать, что Джемат- это Чиркей, если не имел на то какие- либо основания?

Полагаем, что аул Чиркей в военных кругах, помимо названия Чиркей, имел ещё сопутствующее название Джемат. Почему? Потому что в Чиркее «джамаат производил суд… Джамаат вершил аульскими делами». В Чиркее и по сей день строго следуют принципу джамаатского правления. Твердая воля джамаата в лице Совета старейшин решает аульские дела. Это консервативный способ правления положительно вписывается в нынешнюю демократическую систему административного правления.

Потто пишет: « До сих пор все наши попытки к овладению Чиркеем оставались безуспешными, и это обстоятельство, питая народную гордость чиркеевцев, создавало в горах целые легенды. Только про этот аул и мог сказать Лермонтов в своем «Хаджи Абреке»:

«…Его свободные сыны

В огнях войны закалены;

Дела их громки по Кавказу,

В народах дальних и чужих,

И сердце русского ни разу

Не миновала пуля их…».

В чем величие Чиркея? Что « рождало о нем легенды»? Видимо, и Потто, и Лермонтов хорошо знали, что Чиркей это вольное общество, знали хорошо, как «его свободные сыны» мужественно сражались против царских колонизаторов. В Чиркее тогда было 240 домов и 1500 человек взрослого населения. Чиркей владел землями от реки Сулак около г. Кизилюрта до Каспийского моря. Чиркей был административным, политическим, научным, религиозным центром Салатавии вплоть до 30 годов 20 века. Чиркей был форпостом имама Шамиля на пути продвижения русских в нагорный Дагестан. Чиркейский джамаат имел сотни тысяч десятин пастбищ на Салатавском хребте. Чиркей имел самую богатую в Дагестане джамаатскую казну. Все это и рождало о Чиркее легенды, делало его великим.

Он никому не платит дани…

Доктор наук Х.М.Хашаев писал: « Всё население Темирханшуринского округа состояло из 42 сельских обществ, в которых насчитывалось до 13970 домов. Из этих обществ не состояли в обязательных отношениях к бекам жители только одного селения Чиркей: 240 домов». В Чиркее из поколения в поколение передаётся рассказ о том, как однажды в Чиркей прибыла делегация из Хунзаха от хана с требованием платить ему дань. Джамаат Чиркея вежливо выставил из аула непрошеных гостей и посоветовал им не повторять подобный визит. Даже у палача Ермолова не доходили руки до Чиркея.

Есть даже понятие «чиркейский характер». Чтобы объяснить такое свободолюбие чиркейцев, обратимся к его истории. Его обосновали и создавали вольные, свободолюбивые, предприимчивые люди, которые убегали из-под неволи ханов, беков, шамхалов, уцмиев. Эти люди со всего Дагестана и из-за его пределов стекались в Чиркей и находили там приют. Разные характеры плавились в единый характер-чиркейкий.

Его стены ручной булат

На протяжении тысячелетий своей истории, Чиркей испытал на себе нападение многих врагов: Тамерлана, Надиршаха, турков, царских завоевателей,- но, ни перед кем он не склонил своей гордой головы.

Истории Дагестана принадлежат легендарные имена чиркейцев: ЮнусаЧиркейского, наиба Шахмардана Гаджиява, секретаря Шамиля Амирхана Хаджиява, бесстрашного мюрида Хасанилав и многих других.

После нападения на Ахульго, царская армия возвратилась в Темир-Хан-Шура через Чиркей кратким путём. Молодёжь запротестовала, но старейшины аула согласились пропустить русских через аул, а молодёжь отвели за мост через реку Аксу. 9 сентября 1839 года, отряд русских, численностью более 3 тыс. человек, двинулся к Чиркею. Когда авангард русских дошёл до сельского годекана, раздались выстрелы. Услышав выстрелы, молодёжь с обнажёнными кинжалами и саблями бросилась к русским. Один чиркеец по имени Газияв Осман воскликнул: «Неужели я не должен погибнуть в тот день, когда в мой отцовский аул вошли русские?!» он убил офицера и солдата, и сам погиб тут же. Увидев нападающих чиркейцев, русские растерялись и обратились в бегство; они не слушались командиров. Началась давка, поднялась паника. Солдаты бежали через трупы и тела раненых и убитых. На мосту образовалось столпотворение, сотни завоевателей нашли свой конец в бурлящих потоках неугомонного Сулака. Огромное количество солдат было взято в плен. А смельчаков из Чиркея было не более 3-х десятков. Сравните: три десятка горцев против трёх тысяч кадров военных, вооружённых до зубов. Разница стократная. Но Победа! Вот что такое любовь к родине!

Истинный талант Лермонтова не только в том, что он не только знал до мельчайших подробностей о величии, свободолюбии, храбрости, богатстве, природе Чиркея, но и в том, что всё так кратко и ёмко отразил в своей поэме.

Более того, есть основание полагать, что Чиркей воочию увидел сам поэт. Из Темир-Хан-Шуры М. Ю. Лермонтов написал в 1840 году С. Карамзиной: «В тот момент, когда вы будете его (письмо) читать, я буду штурмовать Чиркей».

Обратимся к природе Чиркея.

Бестужев-Марлинский пишет: «Прямо перед очами в обрывистой, мрачной впадине, селение Чиркей сходило с крутизны красивыми уступами, расширяясь к верху. С правой стороны его… восходила до туч огромная скала, волнистые хребты тянулись друг над другом с обеих сторон… Как дикая, величавая и грозная являлась там природа…».

От скал горячих пар струится…

Аул Чиркей со всех сторон окружён скалами, которые накалялись днём, а по ночам излучали этот жар.

Где из утёса бьёт поток…

Из Салатавских гор по глубокому узкому ущелью через Чиркей к реке Сулак стремится Бурная речка Аксу. Она образует на своём пути каскад водопадов. На этой речке в Чиркее был общественный дом быта (баня, душ, туалет, молельня), где люди спасались от жары. Там собирался в «кружок»… «совет джамаатских удальцов» (об этом поведали старожилы Чиркея). Нет сомнения в том, что Чиркей у Бестужева-Марлинского и Джемат у Лермонтова имеет одинаковые пейзажи.

Хочу обратить внимание читателей на то, что лезгинец, просящий о помощи, кричит: «Сюда, наездники Джемата!». Это обращение скорее не к аулу, а к джамаату аула. Ещё один факт. На протяжении десятилетий старшиной в Чиркее был Джамал (Джемал), умный, смелый человек. Он довольно широко известен среди русских. Возможно у Лермонтова ассоциируется с имением старшины аула: аул Джемала – аул Джемат .

Что касается некоторых ошибок в названии народов (черкесы, татары, лезгины), то это, скорее всего, ошибки эпохи, истории, а не ошибки поэта. Для массовой, неофициальной России ещё не были известны народы: аварцы, лакцы, даргинцы.

А теперь я представлю вам некоторые известные факты, выявленные мной в ходе моих собственных исследований:

-На моей родине никто в сражениях не погибает, имена умерших присваиваются новорожденным, - писал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.

Мы можем добавить к этому, что эта народная традиция помогает людям заглядывать в свою историю через имена и родословную отдельных родов (тухумов).

В 1999 году в Чиркее в возрасте 77 лет скончался Абурикил Хаджияв (Хаджи Абрек).

Слово «абрек» в дагестанских языках, в том числе и аварском, заимствованное. Стечение согласных звуков в начале слова для аварского языка не характерно. Поскольку в слове «абрек» первый слог открытый [аб], то сочетание звуков [бр] приближёно к началу слова и разделено гласным звуком[и]: абурик. Если к слову прибавить окончание [ил], то получится притяжательное прилагательное «абурикил» (чей?). Итак Абурикил Хаджияв. Отсюда вывод: Отец Хаджиява имел прозвище абрек, затем прозвище стало его собственным именем и фамилией целого рода, тухума в Чиркее (Абурикал). Сын Абрека, Хаджияв, продолжил деятельность отца и окончательно утвердился как Хаджи Абрек (Абурикил Хаджияв).Сейчас в Чиркее под фамилией Абурикал проживает более десяти семей. Слово «Хаджи» еще является приложением к имени человека, совершившего паломничество (Хадж) к святым местам в городе Мекка. Но у дагестанцев есть ещё собственное имена Гаджи (Хаджи) и Гаджияв (Хаджияв). Образовались ли эти имена от приложения «Хаджи» или это простое совпадение слов -омонимов. Пока ученые не сказали об этом своего слова. Так чиркейский Абурикил Хаджияв трансформировался в Лермонтовского Хаджи Абрека, который приходился дедом скончавшемуся в Чиркее Абурикил Хаджияву в 1999г. Из рассказов правнуков легендарного Абурикил Хаджиява, мы узнали, что их прадед был человек, совершавший набеги в страну Ледяных гор (так аварцы называют Кавказские горы и Грузию), воевал рядом со всеми тремя имамами с самого начала газавата, был участником обороны Ахульго. Он умер в начале 20 века дряхлым стариком в возрасте 90-95 лет. Имаму Шамилю было известно о прежних набегах Хаджиява-абрека. В одном из боев, когда мюридов надо было воодушевить, Шамиль крикнул ему: «А ну, Абурик Хаджияв, вперед , в атаку на неверных!» С тех пор за Хаджиявом крепко закрепилось прозвище Абурик (Абрек), а затем оно превратилось в родовую фамилию.

Заключение

Итак, я хочу на этом подвести итоги своих исследований. Доказана ли идентичность аула Чиркей и аула Джемат Лермонтова пусть рассудит читатель. Дело в том, что в гуманитарных исследованиях нет точных математических расчетов и географических координат. Здесь многое зависит от симпатий и антипатий исследователя, от субъективного восприятия им художественного текста. Поэтому можно сказать, что последнее слово об ауле Джемат ещё не сказано. Но если Лермонтов под аулом Джемат подразумевал Чиркей, то имеет право на существование и моя версия о том, что Хаджи Абрек Лермонтова имел своего реального прототипа в лице Абурикил Хаджиява из Чиркея, и поэт был довольно обширно о нем информирован.

В завершение своей исследовательской работы, я сделал следующие выводы:

  1. Проблема места нахождения аула Джемат Лермонтова существует веками, она довольно привлекательна из-за своей загадочности, и к ней могут обращаться новые и новые поколения читателей.

  2. Подавляющее большинство исследователей однозначно утверждает, что аул Джемат- это аул Чиркей в Дагестане. Это наиболее близкая к истине версия, и я работал на подтверждение её правильности. Моя версия о прототипе Хаджи Абрека- дополнительное доказательство правильности этой версии.

  3. Значение данной проблемы выходит далеко за рамки любительского художественного исследования. Она затрагивает судьбоносные вопросы взаимоотношений между русским и дагестанскими народами, их исторических судеб. Данная проблема помогает глубже познать взаимоотношения между исторической правдой и художественным вымыслом.


Список литературы:

  1. М. Ю. Лермонтов, Кавказ, 1830 г.

  2. М. Ю. Лермонтов, Хаджи Абрек, 1825 г.

  3. Б. И. Гаджиев, Лермонтов в Дагестане, Дагизд, Махачкала, 1996

  4. Л. Семенов, Лермонтов на Кавказе

  5. Х. М. Хашаев, рукопись «Общественно- экономический строй Дагестана в ХIX веке».

  6. Т. А. Ахмедзиявдинов, Чиркей, Махачкала, МРИП «Юпитер», - 1991г.

  7. Т. А. Ахмедзиявдинов, Чиркей во времена Имама Шамиля, Махачкала -2002 г.

  8. М. С. Сулейманов, «Русские писатели о Дагестане».

  9. Газета «Учитель Дагестана» №9, (174, 2004г. Стр.2.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся профильных...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся профильных классов и групп, творческих студий
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского...
Ежегодно на прилавках наших магазинов появляется все больше новых товаров, марки многих из них становятся брендовыми. Это можно отнести...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Классное руководство и воспитание школьников
Всероссийский конкурс экологических проектов «Твой след на планете» (далее Конкурс) направлен на активизацию участия подростков в...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon «Толстой и Ясная Поляна»
Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и 80-летию школы-памятника...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Районный конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения
Меня заинтересовала эта тема. Я решил заняться исследованием. Когда я обратился в наш школьный музей, мне предложили исследовать...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Предварительные результаты Конкурса проектов Северо-Кавказского молодежного форума Машук 2011
В первую смену на Конкурс подано 516 заявок. Во вторую смену на Конкурс подано 722 заявки
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Положение о республиканском конкурсе исследовательских работ старшеклассников
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения республиканского конкурса исследовательских работ старшеклассников...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
...
Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение «След снежного барса» icon Министерство образования и науки Республики Дагестан. Республиканский...
Основная часть (описание села, история возникновения села, достопримечательности)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции