Скачать 0.86 Mb.
|
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ» МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина Протокол № ______ от ___________ « ____» _____________20__г. Рабочая программа Музыкальная литература 4 года обучения Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ» Атрохова Ольга Михайловна Дудинка 2010г. «Музыкальная литература». 4 (2) – 7 (5) классы Пояснительная записка Важную роль в системе эстетического воспитания и музыкального образования призваны сыграть детские, вечерние музыкальные школы, создаваемые в целях всестороннего развития способностей и склонностей учащихся, воспитания их общественной активности. Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов – классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучения учащихся детских музыкальных школ. Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения:
Характеристика содержания и структуры предмета Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой систему знаний и умений, адресованных подросткам, усвоение которых должно обеспечить решение воспитательных и дидактических задач. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей. Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, оно должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений и благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала для изучения возможности его качественного усвоения, доступность по своему содержанию и методам преподнесения, возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики. Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности: от песен – к театральным видам музыки. Он включает старинные народные, обрядовые песни, произведения композиторов – классиков и советских авторов, доступные для понимания детей 9–11 лет и целесообразные в учебно-воспитательном отношении. Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторах, самостоятельная работа над текстом учебника, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдения и знания, помогать им, осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы. Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема – монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений. Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое идейно-воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках возможно использование фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников. Программа второго года обучения включает монографические темы, посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И. С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфоний, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее, полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «И. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В этой связи тему «И. С. Бах», которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-исторические и теоретические понятия, лучше изучать в конце года, так как темы о венских классиках не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при изучении темы «И. С. Бах», и сами в свою очередь содержат много нового и сложного. Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также и три обзорных урока: введение, подготавливающее тему «Глинка», беседу о русской музыке 2-й половины XIX века знакомящую учащихся с наиболее значительными явлениями передовой русской музыкальной культуры 60–70-х гг. прошлого столетия, и заключение, в котором, помимо общих выводов по всему разделу русской классики, содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца XIX – начала XX веков. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы. Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки, Организация занятий и краткие методические указания Курс музыкальной литературы изучается в детских музыкальных школах в течение четырех лет: в 4 – 7 классах по специальностям с семилетним обучением (фортепиано, скрипка, альт, виолончель) и во 2 – 5 классах по всем остальным специальностям с пятилетним сроком обучения. Общий объем курса – 136 часов, Занятия проводятся один раз в неделю. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся. Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополняться его закреплением, а повторение пройденного служить проверкой усвоения знаний и умений. В курсе «Русская музыка на рубеже Х1Х – ХХ веков мы знакомимся с творчеством известных русских композиторов: С. Танеева, А. Лядова, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Рахманинова и их известными произведениями. Изучению творчества известных советских композиторов С. Прокофьева, Н. Мясковского, Шапорина, В. Шебалина, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна с предшествующим обзорным введением и характеристикой основных жанров отечественной музыки таких, как песня, опера, балет; жанров симфонической музыки – кантата, оратория, симфония. Изучение отечественной музыки в 1960 – 1990-е годы также предшествует обширное введение и обзор с характеристиками основных музыкальных жанров, форм и стилей произведений данного времени – песни, оперы и балета, кантаты и оратории. Изучается творчество и происходит знакомство с наиболее значительными произведениями композиторов ХХ – ХХ1 века: Г. Свиридова, В. Гаврилина, Р. Щедрина, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдуллиной, С. Слонимского, А. Петрова, Б. Тищенко. Изучение произведений ведущих композиторов отечественной музыки, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи несомненно способствует воспитанию интереса, уважения и любви учащихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране. Главные требования, предъявляемые к уроку музыкальной литературы – единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями. Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении всего урока, и стремиться преодолеть неравномерность в усвоении знаний отдельными учениками индивидуализацией обучения. Внутренняя взаимосвязь, уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно осваивать содержание учебного материала. Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и собственно музыкального, при разборе произведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приёмы повествования, описания, рассуждения и могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знании, их закреплении, а также при повторении пройденного и проверке усвоения. Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разнообразные иллюстрации, применение которых возможно не только на биографических уроках, но и при изучении музыкальных произведений (особенно театральных, а также вокальных и инструментально-программных). Наглядные методы обучения отвечают своеобразию восприятия подростков и повышают качество усвоения учебного материала. Источником художественных впечатлений детей в классе должна быта, звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения ряда учебных задач в курсе музыкальной литературы. Вне прослушивания становится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных, прежде всего с выразительными особенностями музыкальной речи. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде её исполнения преподавателем, так и путём воспроизведения с помощью технических средств. Оба способа должны дополнять друг друга, так как каждый из них имеет свои незаменимые достоинства. Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с ее наблюдением по нотам, используя для этой цели, прежде всего специальные хрестоматии. Такая форма работы хорошо концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки. Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве и его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте. Обращение к техническим средствам воспроизведения музыки не исключает необходимости проигрывать на фортепиано темы и отдельные эпизоды из сочинений в процессе их разбора при объяснении выразительных средств и композиции. В качестве практических методов обучения можно рекомендовать различного рода работы с нотным текстом произведений по хрестоматии, обдуманно пользоваться в процессе урока учебником, обращаясь к его тексту, нотным примерам и практическим заданиям. Постоянного внимания преподавателя требует и процесс усвоения знаний, так как их глубина и прочность – обязательное требование к школьному обучению. Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения и в конце урока, при повторении пройденного и при самостоятельной работе дома. Задания на дом должны быть продуманными, целесообразными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, в котором наибольшую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в единстве с текстом. Учащихся следует научить видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте и представлять внутренним слухом общий характер звучания (исполнять примеры в классе при проверке задания следует лишь выборочно, возможно в облегченном виде и только по нотам). Вспомогательным материалом при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся, если преподаватель считает необходимым в учебных целях организацию краткой записи содержания урока. Помимо устных, целесообразны и учебно-практические задания по хрестоматии, которые способствовали бы закреплению умения работать с нотным текстом произведений. Исполнение же музыкальных фрагментов из хрестоматии ввиду их сложности не может быть видом обязательных заданий. Специальным учебно-практическим заданием может явиться и разбор сочинений, исполняемых в классе игры на инструменте, выбор которых определяется содержанием программного материала. Но такие задания следует давать редко и строго индивидуально. Ограниченно должны применяться и письменные виды заданий, так как их выполнение связано с дополнительной затратой времени Наиболее целесообразны те из них, которые дадут наглядную систематизацию знаний, способствующую их усвоению. В музыкальной школе может быть организована внеклассная работа, задача которой расширять представления учащихся о музыкальном мире, знакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни, давать простор для проявления интересов и творческой инициативы школьников. С этой целью полезно устраивать музыкальные вечера, посвященные памятным датам, встречи с музыкантами, прослушивание музыки в звукозаписи в исполнении выдающихся артистов и музыкальных коллективов, выпускать специальные бюллетени и т. п. вся эта работа проводится на добровольных началах, должна быть хорошо организована, спланирована и иметь поддержку со стороны администрации школы и родительского комитета. Желательно, чтобы ею непосредственно руководил преподаватель музыкальной литературы, так как ему легче будет связать содержание внеклассных мероприятий с задачей и программой обучения подростков на занятиях по музыкальной литературе. Наиболее развитых учеников старших классов можно привлекать и к посильному участию в музыкально-просветительской деятельности вне школы. Приобщение к ней будет способствовать решению одной из задач, поставленных ныне перед музыкальными школами: формирование у подростков в процессе обучения потребности и умений быть пропагандистами музыки. Полезно если базой музыкального просвещения будет общеобразовательная школа, где дети получают среднее образование. Преподавателю музыкальной литературы важно заинтересовать ребят подобной работой, убедить их в её пользе и доступности, оказывать им всемерное содействие. Выступления перед своим классом с небольшим рассказом о событиях музыкальной жизни, о великих композиторах, иногда об отдельных произведениях классической музыки – наиболее доступный вид подобной деятельности. Следует предусмотреть поощрение для учащихся, проявивших себя в этом. Проверка успеваемости и учет знаний Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны явиться: наличный уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, а также динамика их музыкального развития. Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы – устная выборочная проверка. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух. Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения се отдельных фрагментов и т. п. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления подростков, умение передавать словами выразительность музыки. По ходу ответа в таких случаях возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов. Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, но такие, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знания музыки, играя различные примеры для всей группы (возможна специальная подготовка диска с записью фрагментов музыки для контрольной проверки). Письменные работы позволяют осуществлять контроль, равнозначный для всех учащихся группы, а сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, дает педагогу немало цепных сведений об усвоении отдельными учащимися программного материала. Контроль за учебной работой учащихся по музыкальной литературе предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. Под контролем должно находиться усвоение всего программного материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими. Сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения учащихся, что снимает необходимость в дополнительном итоговом контроле в виде годовых зачетов или заключительного экзамена. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления знании не позволяет сделать итоговый экзамен в его традиционной форме эффективным по своим дидактическим результатам. Для того, чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, полученных учащимися, как в классе, так и в самостоятельном общении с музыкой, можно рекомендовать для итогового контрольного урока вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, покидающих музыкальную школу. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Такая итоговая проверка не потребует специальной подготовки, и будет напоминать не обычный экзамен, а скорее, своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а в призовой форме. Выносить же на заключительный контрольный урок большой материал по конкретным знаниям программы (биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, узнавание музыки, пройденной задолго до контрольного урока и т. д.) и проводить его в индивидуальной форме, превращая по существу в экзамен, не следует. Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику. Осуществляя контроль за учебной деятельностью учащихся, оценивая достижения каждого ученика, преподаватель ведет соответствующий учет. Оценочные баллы, выставляемые за ответы, целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями преподавателя о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе. На основании всестороннего наблюдения и выявления результатов этой работы целесообразным может быть выведение поурочного балла, что сделает контроль всесторонним и облегчит четвертную аттестацию. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы. Данные тематические планы составлены в соответствии с «Примерными тематическими планами по предмету «Музыкальная литература»» для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) МК СССР. – М. 1990г. Он включает Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) МК СССР. – М. 1990г. структуру и содержание программы Е. Б. Лисянской «К 850-летию Москвы. Опыт московских преподавателей музыки предмета «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ ( М. 1990г.)». Учебно-тематический план 7 (5)- летнего обучения «Музыкальная литература» 2 класс
|
![]() | Шостаковича способен устоять и перед физическим уничтожением, и перед духовным порабощением, оставаясь личностью. Симфония встречена... | ![]() | Важной составной частью дисциплины «Музыкальная литература» специальности «Теория музыки» являются индивидуальные занятия |
![]() | Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3» г. Омска | ![]() | Закона РФ «Об образовании», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденного Постановлением... |
![]() | Дмш), музыкальные отделения детских школ искусств (дши) и другие музыкальные учебные заведения школьного типа, которые формируют... | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | Фестиваль-конкурс состоит из двух разделов – «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» | ![]() | Программа: «активисты школьного музея», типовая, специализированного уровня, туристско-краеведческой направленности |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |