Скачать 99.22 Kb.
|
Тарасова Людмила Владимировна, тел. 89058451578, Geleznjk@yandex.ru, г. Орск, МОАУ СОШ № 13 Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения. В условиях перехода начальной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, обозначился ряд проблем, связанных с реализацией образовательных программ по разным предметам, в том числе по литературному чтению. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют принципиальные требования к структуре и содержанию образовательных программ, к результатам их освоения и условиям их реализации в школе. В обучении утверждается коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, всех участников урока. Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности, воспитание ценностных ориентиров младшего школьника. Отношения учителя к ученику в рамках коммуникативно-деятельностного подхода- субъект-субъектное. Это отражается как на выборе технологий обучения, так и на разработке качественно нового сценария урока литературного чтения в начальной школе. В ходе обсуждения учитывается каждая читательская версия, и из их множества рождается понимание произведения каждым учеником. Урок литературного чтения – особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. Тогда ребёнок, пропуская через себя прочитанное произведение, будет усваивать определённые нравственные нормы. Деятельностный урок имеет особую психологическую структуру. Начинается он с ситуации установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности, приглашения к сотрудничеству. Для пробуждения интереса учащихся к новому произведению возможно использование особой проблемной ситуации с опорой на авторский текст, некая неопределенность в начале урока, незнание авторской задумки, идеи побуждает маленьких читателей к размышлению, поиску, диалогу с автором и собеседниками. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности по решению новой задачи урока. На этапе решения задачи учителю необходимо организовать учебные действия учащихся по анализу интерпретации литературного произведения. Формы работы на уроке могут быть различными: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Главное, чтобы ни одно детское высказывание, предложение не осталось без внимания учителя и одноклассников. В 3-4 классах, когда у учащихся будет сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. На этом этапе особенности структуры и содержания урока зависят от жанра произведения. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает диалогическую форму освоения произведения. Учитель должен создать на уроке ситуацию взаимодействия учащихся с автором произведения, побудить учащихся высказывать свою точку зрения, организовывать творческую деятельность на основе прочитанного. Урок может начинаться с упражнений на формирование навыка беглого выразительного чтения. Приведём примеры фрагментов урока. Тема: К.Драгунская «Лекарство от послушности». Цель: учить анализировать текст, ответив на вопрос, нужно ли лекарство от послушности Задачи: 1. Познакомиться с новым произведением, биографией автора, формировать умение анализировать текст; 2. Развивать внимание, мышление, воображение. 3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать нравственные качества. Формируемые УУД: 1. Личностные - учебно-познавательный интерес к новому материалу - самоопределение; - нравственно-этическая ориентация. 2. Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование - составление плана и последовательности действий; - контроль - коррекция - оценка - саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. 3. Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - логические универсальные действия: анализ ,синтез - составление целого из частей, классификация объектов 4.Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Фрагмент урока
Такой вопрос на этапе формирования навыка беглого выразительного чтения позволяет дать возможность выбора способа чтения (динамика, интонация, темп). При этом они обосновывают свой выбор. На следующем этапе учитель задаёт такие вопросы, которые позволяют сформулировать цель урока. Основной метод работы это творческий диалог читателей с автором произведения. Этот этап можно рассмотреть на примере урока литературного чтения в 3 классе по программе «Гармония», автор учебника Кубасова О.В. Тема: В.Осеева. «Волшебное слово». Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности. Задачи: познакомиться с новым произведением В. Осеевой; развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения; воспитывать в себе лучшие нравственные качества. Фрагмент урока
На этапе работы с текстом после чтения можно организовать обобщение всех наблюдений над прочитанным текстом. Это может быть фронтальный опрос, словесное рисование, составление структурной схемы взаимоотношений, работа с пословицами, выборочное чтение, творческая работа в группах по составлению продолжения произведения. В зависимости от коммуникативных задач различают разные виды чтения. Классификация видов чтения:
- ознакомительное (предполагает беглое просматривание, избирательное прочитывание текста, оно основано на использовании особых приёмов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.); -просмотровое чтение используется для предварительного знакомства с книгой ( достаточно прочитать название книги, ознакомиться с оглавлением, аннотацией, предисловием или заключением и т. п. ); - изучающее (используется для чтения учебного текста; текст читается целиком медленным темпом, обращается внимание на детали текста, их анализ и оценку, используется повторное чтение отдельных фрагментов); -поисковое (предполагает быстрый просмотр текста с целью поиска определённой информации: фактов, цифр, слов, фамилий). 2. По форме: - про себя; -вслух; - индивидуальное; - хоровое. 3. по способу раскрытия содержания: - аналитическое; -синтетическое; - переводное; -беспереводное. 4. По месту чтения: - домашнее; - классное. 5. По владению скоростными приёмами: - скоростное; - нескоростное. 6. По характеру организации деятельности: - подготовленное; - неподготовленное; - тренировочное; - контрольное. На этапе рефлексии следует отметить, что нового открыл каждый ребёнок лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова. Учащиеся рассуждают о том, нашли ли ответы на поставленные вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Каждый ученик оценивает свой вклад в общую деятельность класса, группы на уроке, важность своего участия в исследовании литературного текста. Учитель, планируя урок, должен пробудить в ребёнке творческую активность, максимально заинтересовать каждого ребёнка, способствовать обогащению словарного запаса и жизненного опыта. Чтение выполняет значительную воспитательную и образовательную роль, являясь одним из видов речемыслительной деятельности и одним из основных видов деятельности образовательного процесса. Список литературы:
|
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о... |
||
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
Миротворчество нравственная миссия воина Особенно остро она воспринимается теми, кто выбирает путь воина. Как воспитывать будущего военного человека? Какие жизненные цели... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Геология. Формирование системы знаний в области геологии производится с учётом учебного содержания предмета «География» в общеобразовательной... |
Урок литературного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения |
||
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Урок для 10-х классов Цели Продолжать развивать навыки работы с картой, тестами, учебником (составлять опорный конспект), ставить и разрешать проблемы, провести... |
||
Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа... Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова |
Учебник «Музыка 4 класс» Интегрированный урок музыки, литературного чтения, окружающего мира с элементами театрализации |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |