Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса.




Скачать 99.22 Kb.
Название Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса.
Дата публикации 14.06.2014
Размер 99.22 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Тарасова Людмила Владимировна, тел. 89058451578, Geleznjk@yandex.ru, г. Орск, МОАУ СОШ № 13

Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения.

В условиях перехода начальной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, обозначился ряд проблем, связанных с реализацией образовательных программ по разным предметам, в том числе по литературному чтению.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют принципиальные требования к структуре и содержанию образовательных программ, к результатам их освоения и условиям их реализации в школе. В обучении утверждается коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, всех участников урока. Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности, воспитание ценностных ориентиров младшего школьника. Отношения учителя к ученику в рамках коммуникативно-деятельностного подхода- субъект-субъектное. Это отражается как на выборе технологий обучения, так и на разработке качественно нового сценария урока литературного чтения в начальной школе. В ходе обсуждения учитывается каждая читательская версия, и из их множества рождается понимание произведения каждым учеником.

Урок литературного чтения – особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. Тогда ребёнок, пропуская через себя прочитанное произведение, будет усваивать определённые нравственные нормы.

Деятельностный урок имеет особую психологическую структуру. Начинается он с ситуации установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности, приглашения к сотрудничеству.

Для пробуждения интереса учащихся к новому произведению возможно использование особой проблемной ситуации с опорой на авторский текст, некая неопределенность в начале урока, незнание авторской задумки, идеи побуждает маленьких читателей к размышлению, поиску, диалогу с автором и собеседниками. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности по решению новой задачи урока.

На этапе решения задачи учителю необходимо организовать учебные действия учащихся по анализу интерпретации литературного произведения. Формы работы на уроке могут быть различными: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Главное, чтобы ни одно детское высказывание, предложение не осталось без внимания учителя и одноклассников.

В 3-4 классах, когда у учащихся будет сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. На этом этапе особенности структуры и содержания урока зависят от жанра произведения. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает диалогическую форму освоения произведения. Учитель должен создать на уроке ситуацию взаимодействия учащихся с автором произведения, побудить учащихся высказывать свою точку зрения, организовывать творческую деятельность на основе прочитанного. Урок может начинаться с упражнений на формирование навыка беглого выразительного чтения. Приведём примеры фрагментов урока.

Тема: К.Драгунская «Лекарство от послушности».

Цель: учить анализировать текст, ответив на вопрос, нужно ли лекарство от послушности

Задачи: 1. Познакомиться с новым произведением, биографией автора,

формировать умение анализировать текст;

2. Развивать внимание, мышление, воображение.

3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать нравственные качества.

Формируемые УУД:

1. Личностные

- учебно-познавательный интерес к новому материалу

- самоопределение;

- нравственно-этическая ориентация.

2. Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- планирование - составление плана и последовательности действий;

- контроль

- коррекция

- оценка

- саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

3. Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - логические универсальные действия: анализ ,синтез - составление целого из частей, классификация объектов

4.Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2. Речевая разминка.

Учитель предлагает самостоятельно прочитать запись на доске.

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

-Как прочитаем данную запись. (на доске таблицы: динамика, темп, громкость).

-Почему?

-Как прочитаем второй раз?

- Почему?

- Кто сушил сушки?

-Сделайте логическое ударение.

-Кто спешит поесть сушек?

Сделайте логическое ударение

-Можно ли охарактеризовать Сашу как положительного или отрицательного героя и почему?

Дети читаю про себя.

-Медленно, умеренно, негромко.

-Знакомимся с текстом

(читают хором)

-Быстро, громко, весело.

-Это скороговорка, её читают быстро, она весёлая.

Саша

Читают хором, делают логическое ударение.

Старушки

Читают хором, делают логическое ударение.

Дети высказывают своё мнение. Мнения разные.


3. Целеполагание. Самостоятельно определяют тему урока.




- Можно ли сказать что Саша послушный?

Что значит быть послушным?

Что можно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Найдите в словаре, что значит слово «послушание».

- Верно ли мы с вами предположили?

- Прочитайте название произведения. (название зашифровано)

- Хорошо быть послушным или плохо?

- Какую цель мы перед собой поставим?


- нет, нельзя, мало информации для ответа на этот вопрос.

Ответы и предположения детей.

- Можно воспользоваться словарём.

Работа со словарём в группах.

Верно.

Читают пользуясь «ключом».

«Лекарство от послушности».

Задумываются. Многие затрудняются ответить на вопрос.

Познакомимся с новым произведением, и постараемся ответить на вопрос: нужно ли лекарство от послушности.

Такой вопрос на этапе формирования навыка беглого выразительного чтения позволяет дать возможность выбора способа чтения (динамика, интонация, темп). При этом они обосновывают свой выбор. На следующем этапе учитель задаёт такие вопросы, которые позволяют сформулировать цель урока.

Основной метод работы это творческий диалог читателей с автором произведения.

Этот этап можно рассмотреть на примере урока литературного чтения в 3 классе по программе «Гармония», автор учебника Кубасова О.В.

Тема: В.Осеева. «Волшебное слово».

Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.

Задачи: познакомиться с новым произведением В. Осеевой;

развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;

воспитывать в себе лучшие нравственные качества.

Фрагмент урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2. Речевая разминка.

Как воспитывать щенков,

Знаю я из книжек,

Но ужасно бестолков

Годовалый Рыжик.

Каждый день учу щенка!

Достижений нету!

Невоспитанным пока ходит он по свету.

Учитель:

- Прочитайте стихотворение. О чём оно?

Учитель:

- Трудно ли воспитывать кого то?

Учитель:

- Прочитайте стихотворение. Как будем читать и почему


.

Дети:

- О воспитании щенка.

Дети:

- Трудно. Нужно быть терпеливым, заботливым, принципиальным.

Дети: Медленно. С сочувствием. Таинственно.

3. Целеполагание. Самостоятельно определяют тему урока.




Учитель:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В. Осеевой «Волшебное слово».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении?

Учитель:

-В каких произведениях вы встречали волшебные слова, для каких целей их использовали?

Учитель:

Когда вы слышите слово «волшебник» о чём вы думаете, что представляете?


Дети:

(высказывают свои предположения) .

Дети:

Вспоминают сказку «Алибаба и сорок разбойников», «Приключения Буратино»…


На этапе работы с текстом после чтения можно организовать обобщение всех наблюдений над прочитанным текстом. Это может быть фронтальный опрос, словесное рисование, составление структурной схемы взаимоотношений, работа с пословицами, выборочное чтение, творческая работа в группах по составлению продолжения произведения. В зависимости от коммуникативных задач различают разные виды чтения. Классификация видов чтения:

  1. По целевой направленности деятельности:

- ознакомительное (предполагает беглое просматривание, избирательное прочитывание текста, оно основано на использовании особых приёмов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.);

-просмотровое чтение используется для предварительного знакомства с книгой ( достаточно прочитать название книги, ознакомиться с оглавлением, аннотацией, предисловием или заключением и т. п. );

- изучающее (используется для чтения учебного текста; текст читается целиком медленным темпом, обращается внимание на детали текста, их анализ и оценку, используется повторное чтение отдельных фрагментов);

-поисковое (предполагает быстрый просмотр текста с целью поиска определённой информации: фактов, цифр, слов, фамилий).

2. По форме:

- про себя;

-вслух;

- индивидуальное;

- хоровое.

3. по способу раскрытия содержания:

- аналитическое;

-синтетическое;

- переводное;

-беспереводное.

4. По месту чтения:

- домашнее;

- классное.

5. По владению скоростными приёмами:

- скоростное;

- нескоростное.

6. По характеру организации деятельности:

- подготовленное;

- неподготовленное;

- тренировочное;

- контрольное.

На этапе рефлексии следует отметить, что нового открыл каждый ребёнок лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова. Учащиеся рассуждают о том, нашли ли ответы на поставленные вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Каждый ученик оценивает свой вклад в общую деятельность класса, группы на уроке, важность своего участия в исследовании литературного текста. Учитель, планируя урок, должен пробудить в ребёнке творческую активность, максимально заинтересовать каждого ребёнка, способствовать обогащению словарного запаса и жизненного опыта. Чтение выполняет значительную воспитательную и образовательную роль, являясь одним из видов речемыслительной деятельности и одним из основных видов деятельности образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Бородина, В.А. Теория и технология читательского развития в Отечественном библиотековедении: практикум / В.А. Бородина. – М.:Шк.биб-ка, 2006.

  2. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий (и др.). – 4-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012.

  3. Гусева, В.П. У тебя есть дом?: Урок по произведениям русских писателей второй половины XX века/ В.П. Гусева// Библиотека в школе. – 2008.- №6.

  4. Методические рекомендации по организации единого режима работы школы с текстовой информацией. // Гос учреждение «Региональный центр развития образования». – 2012.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам
За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о...
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Миротворчество нравственная миссия воина
Особенно остро она воспринимается теми, кто выбирает путь воина. Как воспитывать будущего военного человека? Какие жизненные цели...
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Геология. Формирование системы знаний в области геологии производится с учётом учебного содержания предмета «География» в общеобразовательной...
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Урок литературного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Урок для 10-х классов Цели
Продолжать развивать навыки работы с картой, тестами, учебником (составлять опорный конспект), ставить и разрешать проблемы, провести...
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа...
Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова
Урок литературного чтения особый урок в начальной школе. Учащийся должен не только оценивать текст, но и научиться ставить перед собой цели, продумывать пути их достижения, обсуждать результат с другими участниками учебного процесса. icon Учебник «Музыка 4 класс»
Интегрированный урок музыки, литературного чтения, окружающего мира с элементами театрализации
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции