Скачать 62.68 Kb.
|
Предмет – литература. Класс - 6 Тема: Стихотворение С. Есенина « Пороша». Тип конференции: вводный (обучающий). Форма: конференция в форме диалога в режиме « учитель- ученик- ученик», с элементами анализа стихотворения. Время реализации: 1 час. Цели: формирование универсально- учебных действий обучающихся через активизацию речевого развития при анализе стихотворения С. А. Есенина «Пороша».
Оборудование: портрет С. А. Есенина, музыка А. Вивальди « Зима» из цикла «Времена года», картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», таблички – опоры для работы над выразительным чтением, тексты стихотворения и простые карандаши. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Установка на правильную речь. Проверка слухового внимания. Знакомство с темой урока. 2. Проверка домашнего задания. Чтение стихов, изученных ранее о зиме: Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…», И. С. Никитин « Встреча зимы», А. А. Фет « Чудная картина». 3. Вопросы на размышление. - О каком времени года идет речь в этих стихах? Ученик. - О зиме. Учитель. - А вам нравится зима? Ученик. - Да, нравится. Учитель. - Объясните, пожалуйста, почему? - Мне нравится, когда идет снег. - А я люблю кататься зимой на лыжах. - А мне не очень нравится зима. Уж больно холодно. Учитель. - Да. Ребята, зима- удивительное время года. Она бывает разной: радостной и унылой, торжественной и холодной. Сегодня мы познакомимся со стихотворением замечательного русского поэта, Сергея Александровича Есенина. ( Портрет Есенина). -Я думаю, нам интересно будет узнать, как к зиме относился он. (На экране портрет С. Есенина и дом, где он родился.) Ученик рассказывает несколько слов о поэте: « Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, под Рязанью на берегу Оки. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. Учитель. - Что такое пороша? Ученики. - Буран, вьюга, снегопад, метель, пороша. Учитель. - Это вы назвали явления природы, связанные с движением снега. - Найдите (по здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного на табличках, развешанных на стене определение слову «пороша»). Дети ищут среди нескольких определений нужное « Пороша – это снегопад без ветра. Хлопья снега плавно, спокойно опускаются на землю и покрывают ее ровным снежным ковром. 4. Работа над восприятием стихотворения ( с опорой на слух и зрение). (Играет музыка Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». На фоне ее звучит стихотворение « Пороша» ( учитель дает образец выразительного чтения). Учащиеся следят по учебникам. (Зимний пейзаж И. Э. Грабаря на экране.) 5.Ребята читают стихотворение коллективно шепотом. 6. Анализ стихотворения и работа над выразительностью чтения. -Сколько картин описано в стихотворении? - 4 картины. -Прочитайте строчки, где описана первая картина. - «Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу». Восприятие неречевых звучаний в записи. - Давайте, послушаем неречевые звучания и скажем, какая картина описана в этих строчках? ( Слушают в записи неречевые звучания «топот лошади, звон колокольчиков, крик ворон»). Ученики - Зима. Слышим звон колокольчиков. Вороны сильно кричат. -Какие синонимы можно подобрать к слову кричат? Учащиеся. - Шумят, галдят. 7. Работа над выразительным чтением. Учитель дает установку: « Будем ставить ударение в словах, читать в правильном темпе строчки, делать паузы в стихотворении». -А. Поставим ударение в словах. Табличка №1: « Ударение падает: на первый слог; на второй слог; на третий слог». Игра «Поставь ударение в слове» ( по цепочке) . Можно с помощью хлопков определять ударный слог. В первом слове показывает образец учитель. Дальше ребята определяют сами ударный слог и говорят, на какой слог падает ударение. -Произнесите с правильным ударением слова первой строчки, второй, третьей и четвертой строчек. Ребята читают под дирижирование учителя. -Б. Что мы будем делать дальше? - Хором читают табличку №2 «Будем работать над темпом речи» - В каком темпе мы будем читать первую строчку? - Будем читать медленно , спокойно. - Почему? -Потому что путнику скучно ехать. Может, он заснул. Но его разбудили вороны. Прочитайте в правильном темпе первый столбик, второй, третий, четвертый. В. Учитель показывает табличку № 3. (Работа над логическим ударением) Один ученик читает табличку « Будем ставить логическое ударение в словах». Работа по постановке логического ударения в словах первого столбика ведется на слух с голоса учителя. Ребята подчеркивают в тетрадях те слова, которые учитель за экраном произносит громче. - Прочитайте главные слова первой строчки громче, чем другие. Прочитайте главные слова второй, третьей строчки, четвертой строчки громко. - Ребята читают. Г. – С помощью таблички №4 идет работа над паузами. - Скажите, где надо делать длинные паузы, а где короткие? Итог работы над выразительным чтением первого столбика стихотворения. -Прочитайте первый столбик стихотворения в правильном темпе, соблюдая ударение в словах и логическое ударение в предложениях, говорим спокойно, тихо. Хоровое чтение. 8. Анализ второго четверостишья - Прочитайте второй столбик стихотворения. Учащиеся читают: « Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна». - Кого заколдовал Невидимка? - Лес. -Что лес делает? - Дремлет. - А что значит «дремлет»? - Значит, спит, но не крепко. -А вы видели когда-нибудь, чтоб деревья подвязывались косынками или надевали шапки? - Это косынка из снега. - Похоже, мы вместе с поэтом попали в сказочный лес. - Каким же голосом будем читать эти строчки? - Тихим голосом, чтобы не разбудить лес. 9. Работа над выразительным чтением второго столбика. -Давайте поставим ударение в этих строчках ( по цепочке ставят ударение). - Что мы будем делать дальше? - Будем работать над темпом речи. -В каком темпе мы будем читать? - Спокойно. Медленно. - Да, вы правы, потому что путник поедет медленнее, чтобы полюбоваться красотой зимнего леса. ( Читают в правильном темпе под дирижирование. Ребята пытаются дирижировать вместе с учителем). - Теперь будем выделять главные слова. (Учитель выделяет главные слова за экраном, учащиеся подчеркивают в тексте). - Теперь работаем дружно над паузами. Посмотрим внимательно на экран и исправим у себя на листочках, если что -то неправильно обозначили в тексте стихотворения. -Читаем хором четверостишье с соблюдением правил чтения. 10. Работа по составлению макета к первому и второму столбикам стихотворения «Пороша» -Мы с вами не художники, но попробуем составить аппликацию к первому и второму столбикам стихотворения. - Лошадка везет путника. Падает снег и снежным ковром покрывает землю. Стая ворон на лугу. Дремлет лес. « Белою косынкой подвязалася сосна)». ( На экране появляется зимний пейзаж, лошадь с колокольчиками и разлетающиеся вороны, идет снег, и сосна покрывается «белой косынкой» из снега).)
- А теперь, сядьте поудобнее. Представьте, что вы едете в санях по зимнему лесу. Закройте глазки и слушайте музыку Чайковского из цикла « Времена года».
- Что мы делали на уроке? Учились: Ставить ударение в словах; Читать стихи в правильном темпе; Выделять голосом главные слова; Делать паузы в предложениях. -Давайте скажем хором одним словом. -Учились читать выразительно стихи. Учитель Чему вы научились, обобщите сказанное. Учащиеся. Мы поняли, как анализировать стихотворение. Ученик. -Как научиться выразительно читать. Объяснение домашнего задания. Все умения и навыки, которые приобрели на уроке, помогут вам самостоятельно дома расставить ударение, паузы, прочитать следующие два четверостишья выразительно. |
Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся... |
1. С. Есенин «Пороша» Есенина, Маршака, Никитина?); совершенствовать навык чтения; развивать образность речи учащихся; воспитывать у учащихся любовь к... |
||
Презентация по творчеству С. А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу…» Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность... |
Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка” |
||
Оборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, поэтические... Методические приемы: доклад ученика (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем |
Исследовательская проектная работа по русской литературе на тему:... Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина |
||
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе Тема: В. В.... В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
Урока,68 часов Тема Дата Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.» |
||
Тема: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» Подготовка учащихся в восприятию лирического стихотворения с опорой на наблюдения и опыт детей |
Литература. 11 класс № Тема Часы И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |