Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша»




Скачать 62.68 Kb.
Название Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша»
Дата публикации 14.06.2014
Размер 62.68 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
Предмет – литература.

Класс - 6

Тема: Стихотворение С. Есенина « Пороша».

Тип конференции: вводный (обучающий).

Форма: конференция в форме диалога в режиме « учитель- ученик- ученик», с элементами анализа стихотворения.

Время реализации: 1 час.

Цели: формирование универсально- учебных действий обучающихся через активизацию речевого развития при анализе стихотворения С. А. Есенина «Пороша».

  1. Познавательные: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения, пополнить словарный запас по теме, развивать умения анализировать стихотворение; выражать свое мнение, используя монологическую и диалогическую формы речи.

  2. Личностные: воспитывать любовь к родному слову, к творчеству русского поэта, С. Есенина, помочь понять красоту русского языка.

  3. коррекционные: учить работать над выразительным чтением стихотворения: определять темп чтения, выделять логическое и словесное ударение, читать стихи с соблюдением пауз, развивать слуховое внимание на материале стихотворения и на восприятии неречевых звучаний в записи, активизировать память и мышление.

  4. здоровьеразвивающие: следить за сохранностью зрительного анализатора, за осанкой.

Оборудование: портрет С. А. Есенина, музыка А. Вивальди « Зима» из цикла «Времена года», картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», таблички – опоры для работы над выразительным чтением, тексты стихотворения и простые карандаши.
ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Установка на правильную речь. Проверка слухового внимания.

Знакомство с темой урока.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов, изученных ранее о зиме: Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…», И. С. Никитин « Встреча зимы», А. А. Фет « Чудная картина».
3. Вопросы на размышление.

- О каком времени года идет речь в этих стихах?

Ученик.

- О зиме.

Учитель.

- А вам нравится зима?

Ученик.

- Да, нравится.

Учитель.

- Объясните, пожалуйста, почему?

- Мне нравится, когда идет снег.

- А я люблю кататься зимой на лыжах.

- А мне не очень нравится зима. Уж больно холодно.

Учитель.

- Да. Ребята, зима- удивительное время года. Она бывает разной: радостной и унылой, торжественной и холодной.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением замечательного русского поэта, Сергея Александровича Есенина. ( Портрет Есенина).

-Я думаю, нам интересно будет узнать, как к зиме относился он.

(На экране портрет С. Есенина и дом, где он родился.)

Ученик рассказывает несколько слов о поэте: « Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, под Рязанью на берегу Оки. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих стихах.

Учитель.

- Что такое пороша?

Ученики.

- Буран, вьюга, снегопад, метель, пороша.

Учитель.

- Это вы назвали явления природы, связанные с движением снега.

- Найдите (по здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного на табличках, развешанных на стене определение слову «пороша»).

Дети ищут среди нескольких определений нужное « Пороша – это снегопад без ветра. Хлопья снега плавно, спокойно опускаются на землю и покрывают ее ровным снежным ковром.

4. Работа над восприятием стихотворения ( с опорой на слух и зрение). (Играет музыка Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». На фоне ее звучит стихотворение « Пороша» ( учитель дает образец выразительного чтения). Учащиеся следят по учебникам. (Зимний пейзаж И. Э. Грабаря на экране.)

5.Ребята читают стихотворение коллективно шепотом.
6. Анализ стихотворения и работа над выразительностью чтения.

-Сколько картин описано в стихотворении?

- 4 картины.

-Прочитайте строчки, где описана первая картина.

- «Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу».

Восприятие неречевых звучаний в записи.

- Давайте, послушаем неречевые звучания и скажем, какая картина описана в этих строчках? ( Слушают в записи неречевые звучания «топот лошади, звон колокольчиков, крик ворон»).

Ученики - Зима. Слышим звон колокольчиков. Вороны сильно кричат.

-Какие синонимы можно подобрать к слову кричат?

Учащиеся.

- Шумят, галдят.

7. Работа над выразительным чтением.

Учитель дает установку: « Будем ставить ударение в словах, читать в правильном темпе строчки, делать паузы в стихотворении».

-А. Поставим ударение в словах.

Табличка №1: « Ударение падает:

на первый слог;

на второй слог;

на третий слог».

Игра «Поставь ударение в слове» ( по цепочке) . Можно с помощью хлопков определять ударный слог.

В первом слове показывает образец учитель. Дальше ребята определяют сами ударный слог и говорят, на какой слог падает ударение.

-Произнесите с правильным ударением слова первой строчки, второй, третьей и четвертой строчек. Ребята читают под дирижирование учителя.

-Б. Что мы будем делать дальше?

- Хором читают табличку №2 «Будем работать над темпом речи»

- В каком темпе мы будем читать первую строчку?

- Будем читать медленно , спокойно.

- Почему?

-Потому что путнику скучно ехать. Может, он заснул. Но его разбудили вороны.

Прочитайте в правильном темпе первый столбик, второй, третий, четвертый.
В. Учитель показывает табличку № 3. (Работа над логическим ударением)

Один ученик читает табличку « Будем ставить логическое ударение в словах». Работа по постановке логического ударения в словах первого столбика ведется на слух с голоса учителя. Ребята подчеркивают в тетрадях те слова, которые учитель за экраном произносит громче.

- Прочитайте главные слова первой строчки громче, чем другие.

Прочитайте главные слова второй, третьей строчки, четвертой строчки громко.

- Ребята читают.

Г. – С помощью таблички №4 идет работа над паузами.

- Скажите, где надо делать длинные паузы, а где короткие?

Итог работы над выразительным чтением первого столбика стихотворения. -Прочитайте первый столбик стихотворения в правильном темпе, соблюдая ударение в словах и логическое ударение в предложениях, говорим спокойно, тихо. Хоровое чтение.

8. Анализ второго четверостишья

- Прочитайте второй столбик стихотворения.

Учащиеся читают: « Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна».

- Кого заколдовал Невидимка?

- Лес.

-Что лес делает?

- Дремлет.

- А что значит «дремлет»?

- Значит, спит, но не крепко.

-А вы видели когда-нибудь, чтоб деревья подвязывались косынками или надевали шапки?

- Это косынка из снега.

- Похоже, мы вместе с поэтом попали в сказочный лес.

- Каким же голосом будем читать эти строчки?

- Тихим голосом, чтобы не разбудить лес.

9. Работа над выразительным чтением второго столбика.

-Давайте поставим ударение в этих строчках ( по цепочке ставят ударение).

- Что мы будем делать дальше?

- Будем работать над темпом речи.

-В каком темпе мы будем читать?

- Спокойно. Медленно.

- Да, вы правы, потому что путник поедет медленнее, чтобы полюбоваться красотой зимнего леса.

( Читают в правильном темпе под дирижирование. Ребята пытаются дирижировать вместе с учителем).

- Теперь будем выделять главные слова. (Учитель выделяет главные слова за экраном, учащиеся подчеркивают в тексте).

- Теперь работаем дружно над паузами.

Посмотрим внимательно на экран и исправим у себя на листочках, если что

-то неправильно обозначили в тексте стихотворения.

-Читаем хором четверостишье с соблюдением правил чтения.

10. Работа по составлению макета к первому и второму столбикам стихотворения «Пороша»

-Мы с вами не художники, но попробуем составить аппликацию к первому и второму столбикам стихотворения.

- Лошадка везет путника. Падает снег и снежным ковром покрывает

землю. Стая ворон на лугу. Дремлет лес. « Белою косынкой подвязалася сосна)».

( На экране появляется зимний пейзаж, лошадь с колокольчиками и разлетающиеся вороны, идет снег, и сосна покрывается «белой косынкой» из снега).)

  1. Релаксация.

- А теперь, сядьте поудобнее. Представьте, что вы едете в санях по зимнему лесу. Закройте глазки и слушайте музыку Чайковского из цикла

« Времена года».




  1. Рефлексия. Оценка работы на уроке, произношения и внимания.

- Что мы делали на уроке?

Учились:

Ставить ударение в словах;

Читать стихи в правильном темпе;

Выделять голосом главные слова;

Делать паузы в предложениях.

-Давайте скажем хором одним словом.

-Учились читать выразительно стихи.

Учитель

Чему вы научились, обобщите сказанное.

Учащиеся.

Мы поняли, как анализировать стихотворение.

Ученик.

-Как научиться выразительно читать.

Объяснение домашнего задания.

Все умения и навыки, которые приобрели на уроке, помогут вам самостоятельно дома расставить ударение, паузы, прочитать следующие два четверостишья выразительно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon 1. С. Есенин «Пороша»
Есенина, Маршака, Никитина?); совершенствовать навык чтения; развивать образность речи учащихся; воспитывать у учащихся любовь к...
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Презентация по творчеству С. А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу…»
Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность...
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Оборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, поэтические...
Методические приемы: доклад ученика (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Исследовательская проектная работа по русской литературе на тему:...
Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon План-конспект урока по русской литературе в 8 классе Тема: В. В....
В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Урока,68 часов Тема Дата
Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.»
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Тема: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Подготовка учащихся в восприятию лирического стихотворения с опорой на наблюдения и опыт детей
Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша» icon Литература. 11 класс № Тема Часы
И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции