7 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы2.
Отличительными особенностями программы являются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.
Особое внимание в 7 классе уделяется проблеме рода и жанра. Эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть смену различных жанров всех родов литературы от древности до сегодняшнего дня.
Логика работы в 7 классе такова: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями (анализ конкретных произведений) и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова (изучение разделов, посвященных истории некоторых наиболее устойчивых жанров).
Учащиеся 7—8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы (эпос, лирика, драма), лироэпические произведения; литературные жанры, особенности каждого из них.
Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в литературных произведениях разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции — и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции; стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему; писать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 1 час.
Роды и жанры художественной литературы. Фольклор - 3 часа. Жанры фольклора.
Литература эпохи Возрождения — 3 часа. Мир и человек в эпоху Возрождения. Литература XIX века — 37 часов.
Жанры классической литературы XIX века Литература XX века — 21 час. Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века — 19 часов.
Научно-фантастическая литература — 1 час. Детективная литература — 1 час. Итоговые уроки — 3 часа.
Поурочное планирование
№ урока
|
Тема урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля, самостоятельной деятельности
|
Домашнее задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
|
1
|
Роды и жанры художественной литературы
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Беседа о прочитанных за лето книгах. Понятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главнейшие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литературный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса
|
Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).
Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о прочитанных книгах
|
Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, задание 1 первого уровня (с. 4)
|
Вопросы и задания третьего уровня (с. 4)
|
ФОЛЬКЛОР (3 часа)
|
2
|
Жанры фольклора.
Сатирическая драма «Барин»
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Повторение изученного о фольклоре. Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение
|
Знать: основные жанры фольклора и особенности их развития; жанры народного театра; содержание народной драмы «Барин». Понимать: двойственный характер пьесы- игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям
|
Вопросы и задания третьего уровня (с. 4), 1—2 первого уровня (с. 10)
|
Задания 3 первого уровня, 1 третьего уровня (с. 10), подготовка к представлению пьесы «Барин»
|
3
|
Представление сатирической драмы «Барин»
|
Игровой урок
|
Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах
|
Знать: содержание народной драмы; особенности пьесы-игры. Понимать: открытый характер и творческую направленность пьесы-игры. Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы
|
Задания 3 первого уровня, 1 третьего уровня (с. 10)
|
Чтение раздела «Детский фольклор» (с. 10-12), вопросы и задания (с. 11-12)
|
4
|
Детский фольклор
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс детского фольклора
|
Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор; жанры детского фольклора.
Понимать: значение детского фольклора для развития воображения, фантазии, творческих способностей. Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произведения самостоятельно
|
Вопросы и задания (с. 11, 12), конкурс детского фольклора
|
Чтение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
|
CD
СО
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа)
|
5
|
Мир
и человек в эпоху Возрождения.
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»
|
Урок изучения нового материала, урок- беседа
|
Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У. Шекспире. Биографические легенды о драматурге. Трагедия как жанр драматического произведения. «Ромео и Джульетта» — первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведении. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть)
|
Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико- литературные понятия драматическое произведение, трагедия, сюжет, вечные темы, особенности жанра трагедии. Понимать: своеобразие вечных тем в трагедии.
Уметь: прослеживать развитие драматургического конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи
|
Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания первого уровня (с. 28)
|
Выразительное чтение эпизода по ролям,вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28)
|
6
|
Художественные особенности трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
|
Урок- беседа, урок- практикум
|
Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительно- выразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные постановки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение
|
Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные понятия конфликт, катарсис.
Понимать: гуманистический пафос произведения; значение творчества У. Шекспира для мировой культуры. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Характеристика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28)
|
Сообщения о жанре сонета, выразительное чтение одного из сонетов У. Шекспира
|
7
|
Сонеты У. Шекспира
|
Урок изучения нового материала, урок- практикум
|
Сонет как одна из популярных форм лирической поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...», И.Ф. Анненский «Перебой ритма», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских поэтов
|
Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.
Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выра- зительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета
|
Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания (с. 29-30)
|
Чтение статьи «Жанры классической литературы XIX века», вопрос к статье (с. 32-33)
|
|