Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2




НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2
страница1/7
Дата публикации14.06.2014
Размер0.75 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
7 КЛАСС

Пояснительная записка





Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы2.

Отличительными особенностями программы яв­ляются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учи­телю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Особое внимание в 7 классе уделяется пробле­ме рода и жанра. Эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает уви­деть смену различных жанров всех родов литературы от древности до сегодняшнего дня.

Логика работы в 7 классе такова: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями (анализ конкретных произведений) и наблюдение за неразрывной связью между временем и форма­ми искусства слова (изучение разделов, посвя­щенных истории некоторых наиболее устойчивых жанров).

Учащиеся 7—8 классов владеют техникой чте­ния и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы (эпос, лирика, драма), лироэпические произведения; литературные жанры, особенности каждого из них.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в литературных произведениях разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматиче­ских и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и об­щечеловеческое в характере героя произве­дения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляю­щийся портрет персонажа в определенной си­туации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств при вырази­тельном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоре­чивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведе­ния — от отдельного тропа до композиции — и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; выделять основной конфликт художествен­ного произведения и последовательно просле­живать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; оценивать игру актеров в пределах закончен­ного эпизода;

сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зре­ния выражения авторской позиции; стилистически сопоставлять текст произведе­ния и иллюстрации художников к нему; писать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 1 час.

Роды и жанры художественной литературы. Фольклор - 3 часа. Жанры фольклора.

Литература эпохи Возрождения — 3 часа. Мир и человек в эпоху Возрождения. Литература XIX века — 37 часов.

Жанры классической литературы XIX века Литература XX века — 21 час. Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века — 19 часов.

Научно-фантастическая литература — 1 час. Детективная литература — 1 час. Итоговые уроки — 3 часа.

Поурочное планирование


№ уро­ка

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Роды и жанры художест­венной ли­тературы

Урок изуче­ния нового мате­риала, урок- беседа

Беседа о прочитанных за лето книгах. По­нятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главней­шие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литератур­ный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса

Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о про­читанных книгах

Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, за­дание 1 первого уровня (с. 4)

Вопросы и задания третьего уровня (с. 4)

ФОЛЬКЛОР (3 часа)

2

Жанры фольклора.

Сатириче­ская драма «Барин»

Урок изуче­ния нового мате­риала, урок- беседа

Повторение изученного о фольклоре. Раз­личные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая дра­ма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение

Знать: основные жанры фольклора и осо­бенности их развития; жанры народного те­атра; содержание народной драмы «Барин». Понимать: двойственный характер пьесы- игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям

Вопросы и за­дания третьего уровня (с. 4), 1—2 первого уровня (с. 10)

Задания 3 первого уров­ня, 1 третьего уровня (с. 10), подготовка к представ­лению пьесы «Барин»

3

Пред­ставление сатири­ческой драмы «Барин»

Иг­ровой урок

Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах

Знать: содержание народной драмы; осо­бенности пьесы-игры. Понимать: открытый характер и творче­скую направленность пьесы-игры. Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы

Задания 3 пер­вого уровня, 1 третьего уровня (с. 10)

Чтение разде­ла «Детский фольклор» (с. 10-12), во­просы и зада­ния (с. 11-12)

4

Детский фольклор

Урок изуче­ния нового мате­риала, урок- беседа

Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс дет­ского фольклора

Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор; жанры детского фольк­лора.

Понимать: значение детского фольклора для развития воображения, фантазии, творческих способностей. Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произве­дения самостоятельно

Вопросы и за­дания (с. 11, 12), конкурс детского фольклора

Чтение траге­дии У. Шек­спира «Ромео и Джульетта»

CD

СО


1

2

3

4

5

6

7

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа)

5

Мир

и человек в эпоху Возрожде­ния.

У. Шек­спир. Трагедия «Ромео и Джуль­етта»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок- беседа

Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У. Шекспире. Биографические легенды о драматурге. Трагедия как жанр драмати­ческого произведения. «Ромео и Джульет­та» — первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведении. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть)

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико- литературные понятия драматическое про­изведение, трагедия, сюжет, вечные темы, особенности жанра трагедии. Понимать: своеобразие вечных тем в тра­гедии.

Уметь: прослеживать развитие драматур­гического конфликта; определять элемен­ты сюжета; находить в тексте приметы эпохи

Выразитель­ное чтение, анализ текста, вопросы и за­дания первого уровня (с. 28)

Выразитель­ное чтение эпизода по ролям,во­просы и зада­ния второго и третьего уровней (с. 28)

6

Художест­венные особен­ности трагедии У. Шек­спира «Ромео и Джуль­етта»

Урок- бе­седа, урок- прак­тикум

Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливо­сти и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительно- выразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катар­сисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные по­становки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение

Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; тео­ретико-литературные понятия конфликт, катарсис.

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; значение творчества У. Шекспи­ра для мировой культуры. Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль

Характери­стика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания вто­рого и третьего уровней (с. 28)

Сообщения о жанре сонета, вы­разительное чтение одно­го из сонетов У. Шекспира

7

Сонеты У. Шек­спира

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок- прак­тикум

Сонет как одна из популярных форм лири­ческой поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, автор­ская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Анализ поэтических интонаций. Обуче­ние выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...», И.Ф. Анненский «Перебой ритма», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских поэтов

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и со­держание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.

Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искрен­ность и глубину чувств; причины популяр­ности и долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэ­тических текстах изобразительно-выра- зительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета

Сообщения, выразительное чтение, эле­менты анализа поэтических текстов, во­просы и зада­ния (с. 29-30)

Чтение ста­тьи «Жанры классической литературы XIX века», вопрос к ста­тье (с. 32-33)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой...
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.), на основе примерной Программы...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой 1 составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы 2 iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции