Тема: «Там на неведомых дорожках»
Конспект интегрированного занятия по рисованию и художественной литературе для подготовительной к школе группы
Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, поддерживать интерес к русской народной сказке, воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества, развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать и рассматривать книги, учить создавать художественные образы, используя разные художественные приемы, упражнять в работе с изобразительным материалом.
Предварительная работа. Беседа о любимых сказках, рассматривание иллюстраций к сказкам, побуждение к рисованию любимых героев сказок в самостоятельной художественной деятельности, чтение художественной литературы, беседа о видах сказок (авторская и народная), рассматривание иллюстраций в книгах.
Материал демонстрационный. Красочно оформленные книги сказок, большой конверт с письмом, аудиозапись музыкального сопровождения.
Материал раздаточный. Гуашь, кисти разного размера, цветные карандаши, восковые мелки, стаканчики под кисти и воду, чистые листы бумаги для рисования.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись песни «В гостях у сказки» (сл. Ю. Кима, муз. В. Дашкевича). Дети садятся на стульчики полукругом перед книжной выставкой.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? (Да!) Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Иван царевич».
Игра «Иван-царевич». Ведущий называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. Играющие должны назвать имя или название полностью:
Иван (царевич), мышка (норушка), лягушка (квакушка), зайчик (побегайчик), лисичка (сестричка), мишка (топтыжка), сестрица (Аленушка), братец (Иванушка), Конек (горбунок), Жар (птица), Серый (волк), Елена (Прекрасная), Василиса (Премудрая), Марья (Искусница), Царевна (лягушка), шапка (невидимка), ковер (самолет), меч (кладенец), скатерть (самобранка).
Воспитатель. Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их. Мир сказок огромен, почти как планета Земля, на которой мы живем, а каждую сказку можно сравнить со страной. Сказочный мир делится на два больших материка: на одном живут сказки народные, а на другом - авторские. Какие сказки называются народными? А какие - авторскими? (Ответы.) Авторская сказка придумывается, создается и записывается одним человеком - автором. А народная сказка устно передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям. Так сказка и живет.
Воспитатель. Сегодня возле нашей группы я нашла конверт ( показывает конверт). Интересно: от кого он? Адрес не указан. Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим (вскрывает конверт, достает письмо и чистые листы). Ничего не понимаю. Прочитаем письмо: «Здравствуйте, дорогие дети! Я Волшебница из мира сказок. У меня случилось несчастье. Была у меня Волшебная книга: очень большая и красивая, в нее вмещались все сказки какие только есть на свете. Когда, вставало солнце, я открывала ее сказки разлетались по всей земле, чтобы радовать детей. А вечером, когда они возвращались, я закрывала книгу, чтобы их никто не тревожил. Но вчера я забыла это сделать, и сказки пропали. Остались только чистые листы. И теперь, чтобы сказки смогли вернуться, каждому ребенку нужно нарисовать на одной из страниц Волшебной книги сюжет своей самой любимой сказки. Может, вы мне поможете?». Ну что, поможем Волшебнице? (Да!) Работа предстоит трудная. Давайте немного разомнемся, сделаем сказочную разминку.
Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка,
(дети шагают.)
Стоит задом наперед (поворачиваются).
В той избушке есть старушка –
(грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет.
(Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком (показывают пальчиком),
Глаза большие (показывают),
Словно угольки, горят.
(Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая!
(Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят!
(Поднимают руки вверх.)
Воспитатель. А теперь за работу! Рассаживайтесь за столы, выбирайте, чем будете рисовать (материал предоставляется на выбор: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь). Вспомните свою самую любимую сказку, хорошо подумайте, какой отрывок из нее вы нарисуете, и приступайте к работе.
Дети рисуют, в конце занятия оформляется выставка детских рисунков.
Воспитатель. Молодцы! Вот и вернулись сказки на свои места, и книга сказок снова будет радовать детей и взрослых волшебными историями.
|