Утверждаю
Директор школы
________________ М.А. Кадиева
Введена в действие
приказом по школе №100 «30» августа 2013 г.
Образовательная программа
МКОУ «Башлыкентская средняя общеобразовательная школа»
Срок реализации программы: 2013-2014 уч. г.
Принята на педагогическом Совете школы (Протокол № 1 от 29.08.2013 г.)
с. Башлыкент
2013г.
Пояснительная записка
Настоящая программа определяет основные направления развития образования начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2013-2014уч. год.
Программа отражает имеющиеся достижения и проблемы, главные цели, задачи и ожидаемый результат на каждой ступени обучения, особенности кадрового и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и инновационных преобразований.
При написании программы была использована следующая нормативная база:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Закон РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ (ред. от 08.11.2010).
"Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений".
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 №277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
Устав общеобразовательного учреждения.
Лицензия на образовательную деятельность.
Программа разработана заместителем директора по учебно-воспитательной работе
Ильясовой С.Х..
Программа принята на педсовете школы (протокол № 1 от 29.08.2013 г.).
2. Цель, задачи и планируемые результаты
образовательной программы
Цель программы:
Создание благоприятных условий для успешного обучения всех детей, их воспитания и развития интересов и способностей каждого путем эффективного использования ресурсов образовательного общества в социально-экономических реалиях села и в соответствии с комплексной программой развития образования муниципального района «Каякентский район»
Основные задачи программы:
обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального общего, основного общего, среднего общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта
гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней
создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ
формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности
обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое и психическое здоровье учащихся
Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с учетом различий их склонностей и способностей, в создании условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего
успешно жить в быстро меняющемся мире, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных и здоровьесберегающих технологий. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями. С другой - гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности школы явится формирование высокообразованной личности ученика способного адекватно воспринимать и осознавать реальный мир, правильно оценивать своё место и свою роль в данном мире, позитивно влиять на развитие общества.
Ступень обучения
|
Цели образования
|
Ожидаемый результат
|
Начальное
общее
образование
|
- достижение уровня образованности, соответствующего федеральному ГОС
- формирование фундамента общей образовательной подготовки, необходимой для продолжения обучения по образовательной программе в 5-9 классах
- создание основы для творческой и социальной самореализации личности в различных сферах деятельности.
|
- успешное освоение дисциплин учебного плана ОП
- наличие определенной системы предметных знаний и умений, позволяющих продолжить образовательную деятельность
- умение адаптироваться в условиях ближайшей социокультурной среды, сформированность умений социокультурной коммуникации школьников с другими учащимися и взрослыми
- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, получение социально-значимых достижений в творческой и социальной деятельности.
|
Основное
общее
образование
|
- достижение уровня образованности, соответствующего федеральному государственному стандарту
- формирование фундамента общей образовательной подготовки, необходимой для продолжения учебы в 10-11классах
- создание условий для формирования личности обучающегося, для развития его склонностей и интересов
|
- успешное освоение дисциплин учебного плана ОП
- развитие индивидуальных способностей к обучению
- участие в олимпиадах, творческих и дистанционных конкурсах
- успешное освоение программ дополнительного образования
|
Среднее
общее
образование
|
- достижение уровня образованности, соответствующего федеральному государственному стандарту
- развитие интереса к познанию и творческих способностей в обучении
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности
- создание образовательной среды для развития конкурентоспособной личности
|
- достижение уровня функциональной грамотности
- овладение ключевыми компетентностями
- наличие способности к социальному самоопределению
- успешное обучение в высших и средних специальных учебных заведениях
|
Общая характеристика школы
Башлыкентская средняя школа основана в 1954 году. В 2011году переименована в муниципальное казенное образовательное учреждение на основании Постановления № 244 от 17.10.2011 года муниципального района «Каякентский район» «О преобразовании муниципальных бюджетных учреждений муниципального района «Каякентский район» в муниципальные казенные учреждения, регистрация их уставов.
Адрес школы: Республика Дагестан, Каякентский район, село Башлыкент, ул.Пушкина,1. Школа расположена в одном здании, имеются пришкольный участок площадью 0,2 га, спортивная площадка. Санитарно-гигиенические условия, материально-техническое состояние в здании соответствует нормам, школа имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, люминесцентное освещение. Для осуществления образовательного процесса в школе оборудовано 29 учебных кабинетов, спортивный зал, 2 компьютерных класса на 16 ученических мест, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет, столовая на 110 посадочных мест. Библиотека имеет в своем фонде 12797 экземпляров книг, 4505 экземпляров составляют учебники.
Вместе с тем, финансовые возможности учреждения недостаточны для осуществления полной модернизации материально-технической базы, приобретения современных средств обучения.
Для ведения образовательной деятельности школа имеет лицензию: Серия А №288371 от 18 декабря 2008 года, срок действия: 5лет, регистрационный номер 4683. В апреле 2009 года школа прошла аккредитацию и имеет свидетельство о государственной аккредитации АА № 139537 от 29.04.2009 года, регистрационный номер 4155.
Обучение проводится в одну смену. Учебный год разделен на 4 четверти. Осенние, зимние, весенние каникулы общей продолжительностью 25 дней и дополнительные каникулы для первоклассников в феврале. Режим работы школы: 5-дневная неделя в 1классе, 6-дневная учебная неделя во 2-11классах. Продолжительность урока 45 минут, перемены по 10-20 минут, учащиеся 1 класса не аттестуются, учащиеся 2-9 классов аттестуются по четвертям, учащиеся 10-11 классов аттестуются по полугодиям.
Анализ состояния здоровья учащихся показал следующие результаты.78% учащихся школы являются здоровыми или имеют незначительные отклонения здоровья. Среди заболеваний преобладают: нарушение зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, ЛОР органов, щитовидной железы. Медицинское облуживание обучающихся в школе обеспечивается Башлыкентской УБ. Контроль за состоянием детей, соблюдением правил СанПиНа осуществляют приходящие медицинские работники: педиатр, медсестра. Горячим питанием охвачены 31,7% учащихся.
В школе широкая сеть дополнительного образования: кружки, секции. В школе осуществляется ученическое самоуправление.
Характеристика педагогических кадров
Общее количество педагогических работников – 29
Количественное соотношение обучающихся и педагогов составляет 8,4
26 работников школы – выпускники МКОУ «Башлыкентская СОШ».
Более 20лет – работают 20 чел.
От 10 до 20 лет - 7 чел.
От 5 до 10 лет – 2 чел.
От 2 до 5 лет - 5 чел.
Менее 2 лет - нет
Внешняя оценка деятельности школы:
2012-2013 уч. год – обладатель Гранта Президента РФ – 1 учитель
2012-2013 уч.год – награждение Грамотой Минобразования РФ -1 учитель
2012-2013 уч.год – награждение Почетной Грамотой Каякентского района –директор школы
2012-2013 уч.год – Почетный работник народного образования РФ -1 учитель
2012-2013 уч.год – Заслуженный учитель РД - 1 учитель
1 место в Президентских состязаниях района
2013г.–10 учеников школы (отличники учебы и победители творческих конкурсов муниципального и республиканского уровней) награждены премией Депутата Государственной Думы РФ Балашова Балаша.
2012-2013 уч.год. – 5-е место по показателям рейтинга среди 17школ района.
Внешняя среда школы
Социальная среда рассматривается педагогами как один из ресурсов, определяющих образовательные потребности детей и родителей.
Социальный паспорт школы
Социальные особенности семей обучающихся
27,8% многодетных семей;
09,1% проживает в неполных семьях;
10,8% детей испытывают трудности в обучении
Социальный статус семей обучающихся
№п/п
|
Статус семьи
|
2011-2012 уч.г.
|
2012-2013 уч.г.
|
1.
|
Рабочие
|
24 %
|
26%
|
2.
|
Служащие
|
14,3 %
|
16,9%
|
3.
|
Не работают или не имеют постоянной работы
|
20,5 %
|
19,1%
|
4.
|
Предприниматели
|
5,7 %
|
4,3%
|
Общее количество учащихся – 245 100%
Количество неполных семей – 21 9,1%
Кол-во детей испытывающих трудности в обучении – 20 10,8%
Кол-во семей, требующих экстренной социально-педагогической
помощи – нет
Кол-во детей, состоящих на учете в ОДН – нет
Государственный заказ:
Создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально грамотной, развитой личности.
Социальный заказ:
организация учебно-воспитательного процесса в безопасных и комфортных условиях;
воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития способностей детей;
воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
Заказ учащихся:
возможность получения качественного образования в современной высокотехнологичной и демократичной школе;
создание условий для взаимодействия в процессе обучения с общественностью, представителями бизнеса и предоставление возможности проявления социальных инициатив;
возможность самореализации.
Заказ педагогов:
обеспечение условий для профессионального роста и мастерства, успешной самореализации и самосовершенствования;
улучшение материально-технической базы и методического оснащения учебно-воспитательного процесса;
повышение статуса учителя в обществе.
Модель выпускника школы
Представление о выпускнике школы:
высокий уровень самоопределения в мире профессий;
оптимальный объем усвоенных знаний и умений;
высокая адаптивность в жизни;
умение принимать решения и нести за них ответственность;
личная ответственность за состояние окружающей среды и свои действия по отношению к природе;
предпочтение здорового образа жизни.
Таким образом, создается модель выпускника:
Направления
|
Критерии
|
Начальная 1 – 4
|
Основная 5 – 9
|
Средняя 10 – 11
|
Гражданские качества
|
- знание своих прав и обязанностей;
- долг и ответственность перед семьей и школой;
- осознанность своих поступков;
- патриотизм;
- правдолюбие.
|
- знание своих прав и обязанностей;
- любовь к родному селу;
- любовь к природе, охрана ее;
- уважение к традициям народа;
- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.
|
- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать;
- активная гражданская позиция;
- умение ориентироваться в общественно-политической жизни страны;
- принципиальность;
- патриотизм;
- воспитание национального самосознания.
|
Нравственные качества
|
- понятие чести, достоинства;
- выдержка;
- умение жить в коллективе;
- взаимопонимание и взаимовыручка.
|
- доброта;
- милосердие;
- взаимовыручка;
- честность;
- порядочность;
- понимание другого человека;
- уважение к старшим;
- здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к чужому труду;
- гуманизм;
- любовь к школе;
- обязательность.
|
- гуманизм;
- честность;
- бескорыстность;
- справедливость;
- трудолюбие;
- самоуважение;
- порядочность;
- доброжелательность.
|
Интеллектуальные способности
|
- сформированный запас ЗУН;
- использование ЗУН на практике;
- понимание, что учеба – это труд.
|
- стремление к познанию;
- расширение своего кругозора;
- умение анализировать;
- самостоятельность мышления;
- любознательность;
- способность к самообразованию.
|
- эрудированность;
- умение применять знания в жизни;
- владение новыми информационными технологиями;
- творческий подход к делу;
- самокритичность;
- способность к самосовершенствованию.
|
Общая культура
|
- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;
-чувство прекрасного;
- внешний опрятный вид.
|
- культура поведения;
- приобретение навыков этикета
- приобщение к художественным ценностям;
- знание норм морали;
- уважительное отношение к прошлому.
|
- владение нормами морали и культурного поведения;
- знание общечеловеческих ценностей;
- культура общения;
- культура умственного труда.
|
Реализуемые образовательные программы
Виды программ
|
Срок освое-
ния
|
Кол-во классов
|
Требования к состоянию здоровья
|
Документ,
выдаваемый по окончании обучения
|
1.Программа начального общего образования
|
4 года
1-4 кл
|
5
|
1- 4 группа здоровья детей
|
|
2.Программа основного
общего образования
|
5 лет
5-9 кл
|
7
|
1-4 группа здоровья детей
|
Аттестат об основном общем образовании
|
3.Программа среднего общего образования
|
2 года
10-11кл.
|
3
|
1-4 группа здоровья детей
|
Аттестат о среднем общем образовании
|
Условия реализации целей и задач
|
Первая ступень
|
Вторая ступень
|
Третья ступень
|
Нормативные условия
|
1
|
Учебная неделя 1-й класс
|
6 дней 5 дней
|
6 дней
|
6 дней
|
2
|
Начало уроков
|
08.30 часов
|
08.30 часов
|
08.30 часов
|
3.
|
Продолжитель-ность уроков
|
Требования к обучению в 1 классе: занятия проводятся только в первую смену, в сентябре- октябре – 3 урока по 35 минут, с ноября – 4 урока по 35 минут, обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний учащихся.
Во 2-4 классах – 4-5 уроков по 45 минут, организация одноразового питания, балльное оценивание знаний учащихся.
|
45 минут
|
45 минут
|
4
|
Продолжительность перемен
|
10 - 20 минут
|
10 - 20 минут
|
10 - 20 минут
|
5
|
Начало дополни-тельного образования
|
с 16.00????
|
с 15.00
|
с 16.00
|
6
|
Продолжитель-ность учебного года
|
Два полугодия, 35 учебных недели для 2-11 классов, 33- для 1 классов. Каникулы - в соответствии с рекомендациями Типового положения об общеобразовательном учреждении и приказом Комитета по образованию, в 1 классе – дополнительные каникулы в феврале.
Сроки школьных каникул:
осенние с 1 ноября по 6ноября 2013 г.
зимние с 31 декабря 2013 г. по 8 января 2014 г.
дополнительные каникулы для учащихся 1 класса с 17 февраля по 23февраля 2014 г.
весенние с 22 марта по 31 марта 2014 г.
|
Организационные условия
|
1
|
Формы организации учебного процесса
|
Классно – урочная система
|
Индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности: «Путешествие в компьютерию», «Веселые путешественники», «Я познаю мир», «Театральная студия»
|
Индивидуально-групповые занятия, занятия по элективным курсам, дополнительные занятия;
учебные консультации;
проектная деятельность, социальные практики, экскурсии, внеурочные виды деятельности:
Театральный кружок
«Художественное слово»
|
Индивидуально-групповые занятия, учебные консультации по предметам, занятия по элективным учебным предметам.
Проекты, социальные практики и пробы, исследовательская деятельность, экскурсии, индивидуальные консультации.
|
2
|
Особенности организации пространственно- предметной среды
|
Школа располагается в одном здании.
|
Оснащенность учебных кабинетов и лабораторий оборудованием в соответствии с современными требованиями составляет 17,2%. Не в полном объеме оснащенные кабинеты для организации социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического профилей обучения. Оборудованы компьютерные классы на 16 уч-ся. Имеется стадион, спортплощадка.
|
3
|
Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся
|
Направления и формы работы по охране жизни и здоровья обучающихся.
работа по программам «Школа здоровья», «Разговор о правильном питании»
применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
создание материально-технической базы и медико-социальных условий для сохранения здоровья учащихся и сотрудников
обеспечение горячим питанием учащихся 1-4 классов.
|
4. Сотрудничество с родительской общественностью
|
1. Предоставление родителям (законным представителям) возможность ознакомления:
с Уставом школы;
с лицензией на образовательную деятельность;
с ходом и содержанием образовательного процесса;
оценками успеваемости обучающихся;
режимом работы школы;
основными направлениями работы педагогического коллектива;
достижениями школы.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству:
работа общешкольного родительского комитета
родительских комитетов классов.
3. Организация родительского лектория (раз в полугодие):
1 ступень - «Воспитание самостоятельности младших школьников», «Поощрение и наказание ребенка в семье», «Внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения в начальной школе в 2012-2013 уч. году».
2 ступень – «Подростковая среда и вредные привычки», «Эстетическое воспитание учащихся в школе».
3 ступень – «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ».
ЕГЭЕГЭ», «Наркотические вещества в подростковой среде».
|
4. Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятиям (перечислить).
Внеклассные и общешкольные мероприятия.
Озеленение школы.
Организация культурных поездок для учащихся.
|
«Утверждаю»
Директор школы: М.Кадиева
|