Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг




Скачать 65.6 Kb.
Название Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг
Дата публикации 13.06.2014
Размер 65.6 Kb.
Тип Внеклассное мероприятие
literature-edu.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан



Внеклассное мероприятие по русскому языку




«Брейн-ринг

знатоков русского языка.»


Составила:

учитель русского языка и литературы

Аскерова Р.К.


2013
Брейн-ринг

знатоков русского языка.
В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый капитаном воздушный шар.

1. Команды, прослушав стихотворение, должны выписать слова, в которых неправильно расставлено ударение, и прочесть их в соответствии с орфоэпическими нормами.

«Рассказ школьного портфеля»

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Меня он «портфелем» зовёт. (Ю.Тимянский)
2. Команды получают карточки, на которых в столбик записаны слова. К каждой букве нужно подобрать слово и определить его часть речи.

Л- лес -имя существительное трудолюбие

И- и –союз междометие

Т- триста –числительное причастие

Е- ехать- глагол воспитание

Р- розовый -имя прилагательное

А- а -союз

Т- темно -наречие

У- у -предлог

Р- радуясь -деепричастие

А- ах -междометие
3. Команды получают карточки с текстом, из которого выписывают в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.

Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.
4. Отгадать загадку, выполнить морфемный разбор слова, подобрать слова с таким же суффиксом и однокоренные.

Загадка

Он пузатый, но не жирный,

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьётся,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюётся-

Уж от ссор не уберечь.

Корень слова дан в Китае,

Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник).
5. Ответить на вопрос:

- Как и почему понял жандарм слова Виктора Гюго?

Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию.

- Чем вы занимаетесь? – спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету.

- Пишу, - ответил писатель.

- Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни.

- Пером.

- Запишем: «Гюго – торговец пером».
6. Команда, посмотрев сценку, находит омонимы и уточняет их лексическое значение.

Сценка «Овсянка»

Встретились два друга: Коля и Матвей. Коля сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома овсянка.

- Я люблю овсянку! – добавил Коля.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком.

- Как это – вкусная? Как это – с молоком?- удивился Коля.

- Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.

- Да ты про что говоришь? – не понял Коля.

- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную. А ты про какую?

- И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни

пела.

- Каша песни пела?!- изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую, что

ли? Пойдём ко мне – мою овсянку слушать!

- Пойдём, а потом ко мне – мою овсянку кушать!
7. Команды получают карточку с 2 предложениями. Нужно определить, в каком случае выделенные слова являются фразеологизмом?


  1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.

  2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.


8. Подобрать по 5 фразеологизмов с одним общим для них словом.

Слова: нос, нога, зуб, язык, голова, рука, ухо, глаз. Каждая команда получает карточку с 4 словами.

Нос – водить за нос, совать всюду нос, держать нос по ветру, задирать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, носа не показывать, комар носа не подточит.

Нога – унести ноги, встать не с той ноги, на короткой ноге, чёрт ногу сломит, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.

Зуб – говорить сквозь зубы, иметь зуб, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку, в зубах навязло, скалить зубы.

Язык - язык прикусить, язык проглотил, язык не поворачивается, не сходит с языка, развязался язык, острый на язык, сорваться с языка, найти общий язык.

Голова – человек с головой, без царя в голове, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, свалить с больной головы на здоровую, морочить голову.

Рука – отбиться от рук, всё из рук валится, умывать руки, прибрать к рукам, на скорую руку, своя рука владыка.

Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке, прожужжать все уши, навострить уши, покраснеть до ушей, слышать краем уха.

Глаз – искры посыпались из глаз, мозолить глаза, хлопоть глазами, глазом не моргнуть, как бельмо в глазу, с глазу на глаз, пускать пыль в глаза, говорить правду в глаза, хоть глаз коли.
9. Командам предлагается записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

1) Имеющих в составе название животного или птицы (волком смотрит, собаку съел, как с гуся вода, белая ворона, козёл отпущения).

2) Имеющих в составе части человеческого тела (от всего сердца, попасть под горячую руку, кусать локти, жить на широкую ногу, смотреть сквозь пальцы, ходить на голове).

3) Начинающиеся глаголами (толочь воду в ступе, бежать сломя голову, смешать с грязью, стереть с лица земли).

4) Состоящих из прилагательных и существительных (волчий аппетит, казанская сирота, бездонная бочка, золотые руки).

5) Имеющих в составе числительные (заблудиться в трёх соснах, семь пятниц на неделе, погнаться за двумя зайцами).

6) С повторяющимися словами (дурак дураком, зуб на зуб не попадает, тьма-тьмущая).
10. Команды работают с текстом на карточках, выделяют антонимы и выясняют их роль в тексте.

И грустно и радостно

Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и рассвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно.
11. После прослушивания текста комнады отвечают на вопрос:

- Из-за чего попал впросак крестьянин?

Великий русский философ, хирург и педагог Н.И.Пирогов в «Дневнике старого врача» рассказывает об одном эстонском крестьянине, который, услыхав, что деньги можно «класть в рост» и получать годовую прибыль, закопал свои сбережения в землю. Через год он вырыл деньги и убедился в обмане: деньги не выросли! Крестьянин обратился к судье с жалобой:

- Меня обокрали. Деньги должны расти, а они пролежали в земле год и ничуть не выросли.

3. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.

Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.

3. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота.

Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал.
1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.

2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.


  1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык.

  2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.


И грустно и радостно

Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и рассвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно.
И грустно и радостно

Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга.

Увядание и рассвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг»

Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие по русскому языку и по литературе «Последний герой 2014»
Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру Последний герой” по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 «б» классе «Путешествие...
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология,...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский...
Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7классы
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это победы и успехи...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию...
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7-8 классов. Учитель В. Н. Белокрылова
Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского...
А. И. Куприн) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг icon Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык»
Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции