Скачать 65.6 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан Внеклассное мероприятие по русскому языку«Брейн-ринг знатоков русского языка.» Составила:учитель русского языка и литературыАскерова Р.К.2013 Брейн-ринг знатоков русского языка. В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый капитаном воздушный шар. 1. Команды, прослушав стихотворение, должны выписать слова, в которых неправильно расставлено ударение, и прочесть их в соответствии с орфоэпическими нормами. «Рассказ школьного портфеля» Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже 12 лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет…» «Закрыт магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…» «Секёт свеклу…» «Пекёт блины…» И до меня дошёл черёд: Меня он «портфелем» зовёт. (Ю.Тимянский) 2. Команды получают карточки, на которых в столбик записаны слова. К каждой букве нужно подобрать слово и определить его часть речи. Л- лес -имя существительное трудолюбие И- и –союз междометие Т- триста –числительное причастие Е- ехать- глагол воспитание Р- розовый -имя прилагательное А- а -союз Т- темно -наречие У- у -предлог Р- радуясь -деепричастие А- ах -междометие 3. Команды получают карточки с текстом, из которого выписывают в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота. Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал. 4. Отгадать загадку, выполнить морфемный разбор слова, подобрать слова с таким же суффиксом и однокоренные. Загадка Он пузатый, но не жирный, В тюбетеечке всегда, Молчаливый, очень смирный, Не выходит никуда. Но как только он напьётся, Забирается на печь И ворчит, шумит, плюётся- Уж от ссор не уберечь. Корень слова дан в Китае, Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник). 5. Ответить на вопрос: - Как и почему понял жандарм слова Виктора Гюго? Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию. - Чем вы занимаетесь? – спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету. - Пишу, - ответил писатель. - Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни. - Пером. - Запишем: «Гюго – торговец пером». 6. Команда, посмотрев сценку, находит омонимы и уточняет их лексическое значение. Сценка «Овсянка» Встретились два друга: Коля и Матвей. Коля сказал: - А у меня дома овсянка! - Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома овсянка. - Я люблю овсянку! – добавил Коля. - И я люблю! – сказал Матвей. - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком. - Как это – вкусная? Как это – с молоком?- удивился Коля. - Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром. - Да ты про что говоришь? – не понял Коля. - Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей. - Про какую овсянку? - Про обыкновенную. А ты про какую? - И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?!- изумился Матвей. - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую, что ли? Пойдём ко мне – мою овсянку слушать! - Пойдём, а потом ко мне – мою овсянку кушать! 7. Команды получают карточку с 2 предложениями. Нужно определить, в каком случае выделенные слова являются фразеологизмом?
8. Подобрать по 5 фразеологизмов с одним общим для них словом. Слова: нос, нога, зуб, язык, голова, рука, ухо, глаз. Каждая команда получает карточку с 4 словами. Нос – водить за нос, совать всюду нос, держать нос по ветру, задирать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, носа не показывать, комар носа не подточит. Нога – унести ноги, встать не с той ноги, на короткой ноге, чёрт ногу сломит, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять. Зуб – говорить сквозь зубы, иметь зуб, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку, в зубах навязло, скалить зубы. Язык - язык прикусить, язык проглотил, язык не поворачивается, не сходит с языка, развязался язык, острый на язык, сорваться с языка, найти общий язык. Голова – человек с головой, без царя в голове, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, свалить с больной головы на здоровую, морочить голову. Рука – отбиться от рук, всё из рук валится, умывать руки, прибрать к рукам, на скорую руку, своя рука владыка. Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке, прожужжать все уши, навострить уши, покраснеть до ушей, слышать краем уха. Глаз – искры посыпались из глаз, мозолить глаза, хлопоть глазами, глазом не моргнуть, как бельмо в глазу, с глазу на глаз, пускать пыль в глаза, говорить правду в глаза, хоть глаз коли. 9. Командам предлагается записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков: 1) Имеющих в составе название животного или птицы (волком смотрит, собаку съел, как с гуся вода, белая ворона, козёл отпущения). 2) Имеющих в составе части человеческого тела (от всего сердца, попасть под горячую руку, кусать локти, жить на широкую ногу, смотреть сквозь пальцы, ходить на голове). 3) Начинающиеся глаголами (толочь воду в ступе, бежать сломя голову, смешать с грязью, стереть с лица земли). 4) Состоящих из прилагательных и существительных (волчий аппетит, казанская сирота, бездонная бочка, золотые руки). 5) Имеющих в составе числительные (заблудиться в трёх соснах, семь пятниц на неделе, погнаться за двумя зайцами). 6) С повторяющимися словами (дурак дураком, зуб на зуб не попадает, тьма-тьмущая). 10. Команды работают с текстом на карточках, выделяют антонимы и выясняют их роль в тексте. И грустно и радостно Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно. 11. После прослушивания текста комнады отвечают на вопрос: - Из-за чего попал впросак крестьянин? Великий русский философ, хирург и педагог Н.И.Пирогов в «Дневнике старого врача» рассказывает об одном эстонском крестьянине, который, услыхав, что деньги можно «класть в рост» и получать годовую прибыль, закопал свои сбережения в землю. Через год он вырыл деньги и убедился в обмане: деньги не выросли! Крестьянин обратился к судье с жалобой: - Меня обокрали. Деньги должны расти, а они пролежали в земле год и ничуть не выросли. 3. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота. Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал. 3. Герцог был взбешён, а когда он находился в этом состоянии, ему нужна была жертва. Атласные манжеты пострадали, но кружева – вещество, а не существо, которое могло бы чувствовать свои страдания. Гроснот стоял перед ним; он бросился на гроснота. Адъютант, одушевлённый чугун, привыкший к таким взрывам, молчал. 1. Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык. 2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык.
И грустно и радостно Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно. И грустно и радостно Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно. |
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг» |
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы |
||
Внеклассное мероприятие по русскому языку и по литературе «Последний герой 2014» Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру Последний герой” по русскому языку... |
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 «б» классе «Путешествие... Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология,... |
||
Внеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский... Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н |
Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7классы Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это победы и успехи... |
||
Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию... Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева |
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7-8 классов. Учитель В. Н. Белокрылова Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там... |
||
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского... А. И. Куприн) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!... |
Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык» Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |