Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка»




Скачать 140.32 Kb.
Название Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка»
Дата публикации 12.06.2014
Размер 140.32 Kb.
Тип Доклад
literature-edu.ru > Литература > Доклад
Мугинский многопрофильный лицей имени С.Н.Абдуллаева.

Секция учителей русского языка и литературы.

Доклад

Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка»,

Выполнила учитель русского языка и

Литературы

Абдулгапарова Хадижат Г.

С.Муги 2013-2014уч. Год

Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка

Сколько цветов на лугу,

И каждый красив по-своему...

В этом подвиг цветка!

Басе

Дифференцированное обучение на уроках русского языка актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение это работа но одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, иногда и с задержкой умственного развития. Дети по-разному усваивают материал, по-разному от­носятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Со­гласимся с известным психологом Н. А. Мспчинской в том, что «эффект обу­чения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуаль­ных особенностей личности школьников».

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на груп­пы с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

  • уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, например, что в первый класс приходят более 50 % детей с отклонениями от нормы в психосоматиче­ском развитии);

решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

  • становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного ми­нимума.

Еще К. Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям зада­ния в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже по­лезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум дру­гим полезное самостоятельное упражнение».

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан тео­ретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

  • как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

  • как методически правильно построить урок;

  • как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;

  • как проводить дифференцированные проверочные работы и оцени­вать их;

  • исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).

Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высо­кими — средними — низкими учебными возможностями.

Критериями деления учащихся на группы являются:

  • объем имеющихся знаний;

  • культура умственного труда;

  • уровень познавательной активности;

  • способность к абстрактному мышлению;

  • умение анализировать и обобщать;

  • утомляемость от интеллектуальной деятельности;

  • уровень самостоятельности;

  • уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности уча­щихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значи­тельной степени зависит от способности к абстрактному мышлению. А низ­кая работоспособность может свести на нет высокий интеллектуальный ба­гаж ученика.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. Такие учащиеся самостоя­тельны и работоспособны. Работа с сильными учащимися предполагает тща­тельную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформиро­ваны способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего раз­вития этих ребят.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих свер­стников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не мо­гут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внима­ние, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень само­стоятельности и работоспособности.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На наш взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

  • составление текстов диктантов;

  • составление карточек-заданий по изученному материалу;

  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

  • сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

  • работа с дополнительной литературой;

  • проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, кото­рые имеют более низкий уровень подготовки;

  • выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

  • работа «учителем» (проведение фрагментов урока).

Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог 3. И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально дос­тигнутым ими уровнем умственного развития.

Проблема преодоления неуспеваемости — это и психологическая про­блема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадя­щий режим работы. Таким школьникам необходимы опорные схемы, табли­цы. В классе, где проходят занятия, обязательно должен быть стенд «Под­сказки на каждый день» с материалом к урокам но изучаемой теме. На партах различные словари и «папка-помощница».

Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся вы­полняют задание на карточке.

Образец карточки-задания:

Наступление весны.

Зима к..нчает(?)ся, начинаете?)ся весна. День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Дневн.. со..неруш..т снежи., крепости.

Зима (не) (з,с)дает(?)ся без боя. Ночью моро(с.з) заковывает землю. Утром вверху бл..стит солнце а на бел., земле по..вляю(т,ть)ся сип., тени

от деревьев. У д..мое шумят воро6..и и под крыш.м соб..раю(т,тъ)ся голуби.

Зв.лят в лесу синицы громко барабан..т дятлы. Зимн.. гости ул..тают на север а с юга уже л.лят грачи жаворонки.

Кунаю(т,тъ)ся воробьи отмывают зимн.. грязь. Р..СТОТвесенний шум.

Обычный диктант не показывает реального состояния орфографиче­ской грамотности слабых школьников, поэтому и у учеников, и у учителя может сложиться впечатление, что никаких успехов в процессе обучения достигнуто не было, а задание на карточке позволяет выявить реальную кар­тину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуются зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп ра­боты.

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение сле­дующих условий:

  • учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные психологиче­ские особенности, его сильные и слабые стороны;

  • ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно при­обретать знания;

  • в классе есть коллектив; свой «образ ученика» учитель должен под­вергать критическому пересмотру.

На наш взгляд, схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:

  1. Совместная постановка задачи.

  2. Дифференцированное повторение необходимого материала.

  3. Совместное изучение нового материала. (Для учащихся III группы он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком, возможно, что учащиеся I, II группы работают по учебнику, III группа с учителем.)

  4. Дифференцированное закрепление.

  5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.

  6. Общая проверка усвоения материала.

7. Дифференцированное домашнее задание.

При планировании урока мы, во-первых, определяем систему знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбираем тексты уп­ражнений, определяем способы их выполнения. В-третьих, выделяем наибо­лее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся. В-четвертых, продумываем пути взаимодействия групп, рациональные приемы проверки результатов.

В V - VI классах любой урок (независимо от темы) стараемся начать с пятиминутки чтения и орфографической разминки. Пятиминутки могут строиться по-разному: «жужжащее» чтение, «представление» прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам. Орфографиче­ская разминка — в форме словарных диктантов по орфографическим темам (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, правописание приставок на -з (-с), приставок пре-, при- и т.д.), работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.

Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этане введения нового материала сильные учащиеся полу­чают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.

Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, за­тем заполняют таблицы по изучаемой теме.

Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого мате­риала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руко­водством учи геля, который использует наглядно-опорные материалы.

На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым уче­никам постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.

Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он даст в основном общие указания о требованиях к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения.

Ученики II группы получают более детальные комментарии.

Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они мо­гут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней по­мощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоян­ной помощи учителя.

Мы считаем, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, уме­ний и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы на углубленное изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изу­ченного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В заключение необходимо сказать, что работа по дифференцированно­му обучению была бы более эффективной, если бы в программе четко опре­делялся базовый минимум, который необходимо знать для оценки «3», «4», «5», а в учебниках материал располагался бы поэтапно: для первоначальной отработки темы, среднего уровня трудности и повышенного.

Покажем применение дифференцированного обучения на примере од­ного из уроков.

Правописание не с причастиями

Цели урока: познакомить учащихся с правилом написания не с при­частиями; формировать умение различать частицу и приставку не в причас­тиях.

  • Организационный момент.

  • Пунктуационный диктат:

  1. (Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

  2. Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

  3. Вдруг полил дождь, (не) прекращавшийся в течение целого часа.

  • Сквозь (не) занавешенные окна постоянно была видна молния.

  • Раскаты грома, (не) смолкавшие пи па минуту, держали нас в со­стоянии (не) прекращающегося страха.

Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложения, ученик объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему. Класс задает 23 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика. Учитель выстав­ляет оценку.

Учащиеся получают распечатанный текст пунктуационного диктанта. Учитель спрашивает: «В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?»

3. Работа в группах по изучению нового материала.

  1. группа.

1. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно. 2. Сформулируйте правило.

С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечиваю­щими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося стра­ха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком бе­регу реки и ничем не защищенный от петров.

  1. группа.

1. Перепишите в тетрадь таблицу. 2. Заполните ее примерами из упраж­нения. 3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.


Не с причастиями пишется

Слитно

Раздельно

1. Не употребляется без не

1 . Вез не употребляется

2. Пет противопоставления с союзом я

2. Есть противопоставление с союзом а

3. Нет зависимого слова

3. Есть зависимое слово

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не рас­катывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум лив­ня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.



III группа.

  • Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, так как может употребляться без не. При затруднении учащимся можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»)

  • Определите, какой частью речи является каждое ел оно. Как вы это делаете?

  • Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему гла­голы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске:

Здесь протекла не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

Почему не с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?

  • Запишем примеры в тетрадь:

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

  • Перепишите, раскройте скобки:

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (непрекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полы­хали за рекой.

Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

I группа дает связный ответ с примерами. II группа — образец рассуж­дения с примерами. III группа объясняет примеры, выполненные самостоя­тельно.

4. Закрепление нового материала.

Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно. (Выполняется одно из упражнений учебника или зада-

ние, составленное учителем.)

  • Подведение итогов урока.

Можем ли теперь мы без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?

Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы исполь­зуем причастия в речи?» Внимательно посмотрите на свои записи и попро­буйте сделать вывод. (Помощь учителя наводящими вопросами: «Какой те­мой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали? Что помо­гает авторам сделать описание грозы достоверным? Почему?»)

  • Домашнее задание.

Составить сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по же­ланию). Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Симатова Лаззат Куанышовна
Задача: Расширение кругозора знаний у детей. Привит интерес к урокам русского языка и литературы
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Быстрота в боксе издательство «физкультура и спорт» Москва 1968 1 as. 3 К. 49 6-9-2
Бокс — сложный и мужественный вид спорта приоб­ретает все большее признание не только как эффектив­ное средство в деле разностороннего...
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon «Конкурс знатоков русского языка»
Прочитала свой доклад с разъяснениями, доклад был очень содержательный и расширенный
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon «Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36
Использование икт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей...
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon План работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской...
Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое...
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Вопросы к итоговой государственной атестации методика преподавания русского языка
Русский язык как учебный предмет: цели, функции, структура. Специфика русского языка как учебного предмета
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка» icon Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения метапредметных,...
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности считаю внедрение индивидуального образовательного маршрута как неотъемлемой...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции