РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: литература
Класс: 8
Образовательная область: филология
Учебный год: 2013-2014
Р
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№
|
Нормативные документы
|
1.
|
Конституция РФ
|
2.
|
Закон РФ «Об образовании».
|
3.
|
Национальная доктрина развития образования.
|
4.
|
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
|
5.
|
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
|
6.
|
Программа по литературе для образовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной 5 – 11 классы (базовый уровень).Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва “Просвещение”, 2008 год.
|
II. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 14-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7-8 классах это освоение различных жанров фольклора, календарной обрядовой поэзии, исторических и лирических песен, народных преданий; продолжение знакомства с произведениями древнерусской литературы, стихотворных, прозаических и драматических произведение писателей 18, 19, 20 веков. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – литература и история, историзм творчества классиков русской литературы.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа второго концентра рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч. в год).
III. Учебно-тематический план.
Содержание
|
Кол-во часов
|
Введение
|
1
|
Устное народное творчество
|
2
|
Древнерусская литература
|
2
|
Русская литература XVIII века
|
3
|
Русская литература XIX века
|
33
|
Русская литература XX века
|
18
|
Зарубежная литература
|
7
|
Резервные часы
|
2
|
Итого
|
68 часов
|
IV. Контроль реализации программы.
№ п/п
|
Тема
|
Кол. час.
|
Форма
|
1
|
Русская литература XIX века. Творчество А.С.Пушкина
|
1
|
к/р
|
2
|
Творчество М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина
|
1
|
к/р
|
3
|
Русская литература XX века
|
1
|
Домашнее сочинение
|
4
|
Творчество Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, А. Блока,
М.Горького, С.Есенина
|
1
|
к/р
|
5
|
Великая Отечественная война в литературе XX века
|
1
|
сочинение
|
V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
Коровина В.Я.
“Литература. 8 класс”
|
Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8 класс, 2011 г.
Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.
|
Литература. 5-9 классы. Рабочие программы, 2011 г.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
|
|
Дидактические материалы по литературе. 8 класс. К учебнику В.А. Коровиной "Литература.
8 класс", 2009 г.
Макарова Б.А.
|
CD-ROM (MP3). Литература. 8 класс. Фонохрестоматия с методическими рекомендациями, 2010 г.
Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.
|
|
|
Программы. Литература. 5-11 класс. Базовый уровень. 10-11 класс. Профильный уровень, 2010 г.
Коровина В.Я.
|
|
|
Доклады по литературе.
8 класс: к учебникам
В.Я. Коровиной, 2010 г.
Ганженко М.Б.
|
|
|
Литература. 8 класс. Методические советы, 2003 г.
Коровина В.Я., Збарский И.С
|
Календарно-тематическое планирование (68 часов)
№
|
Дата
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Тема урока
|
Круг чтения
|
Тема К/р
|
1
|
|
Введение
|
1
|
Литература и история
|
|
|
2
|
|
Устное народное творчество
|
2
|
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.
|
“Пугачев в темнице”
“Пугачев казнен”
|
|
3
|
|
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
|
“О Пугачеве”, “О покорении Сибири Ермаком”
|
|
4
|
|
Древнерусская литература
|
2
|
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.
|
“Житие Александра Невского”
|
|
5
|
|
“Шемякин суд” как сатирическое произведение XVII века
|
“Шемякин суд”
|
|
6
|
|
Русская литература XVIII века
|
3
|
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.
|
“Недоросль”
|
|
7
|
|
Анализ эпизода комедии
Д.И.Фонвизин «Недоросль».
|
“Недоросль”
|
|
8
|
|
Подготовка к домашнему сочинению “Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века”
|
|
|
9
|
|
Русская литература XIX века
|
33
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях.
|
Басни “Обоз”, “Лягушки, просящие царя”
|
|
10
|
|
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.
|
“Лисица и сурок”, “Тришкин кафтан”
|
|
11
|
|
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева
|
Дума “Смерть Ермака”
|
|
12
|
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и историческ. теме в лит-ре.
|
“19 октября”, “Туча”,”К***”
|
|
13
|
|
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина
|
“История Пугачева”
|
|
14
|
|
А.С.Пушкин. “История Пугачева” (отрывки)
|
“История Пугачева”
|
|
15
|
|
А.С.Пушкин. “Капитанская дочка” История создания.
|
“Капитанская дочка”
|
|
16
|
|
Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
|
“Капитанская дочка”
|
|
17
|
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
|
“Капитанская дочка”
|
|
18
|
|
Пугачев и народное восстание в романе.
|
“Капитанская дочка”
|
|
19
|
|
Гуманизм и историзм Пушкина в романе “Капитанская дочка”
Подготовка к домашнему сочинению.
|
“Капитанская дочка”
|
|
20
|
|
А.С.Пушкин “Пиковая дама”. Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.
|
“Пиковая дама”
|
|
21
|
|
Контрольная работа
|
|
“Творчество А.С.Пушкина”
|
22
|
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.
|
“Мцыри”
|
|
23
|
|
М.Ю.Лермонтов. “Мцыри” Мцыри как романтический герой
|
“Мцыри”
|
|
24
|
|
Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода ”Схватка с барсом”
|
“Мцыри”
|
|
25
|
|
Обучение сочинению “Анализ эпизода в поэме “Мцыри”.
|
“Мцыри”
|
|
26
|
|
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя
|
“Ревизор”
|
|
27
|
|
Н.В.Гоголь. “Ревизор” как социальная комедия “со злостью и солью”
|
“Ревизор”
|
|
28
|
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
|
“Ревизор”
|
|
29
|
|
Хлестаков. Понятие о “миражной интриге”
|
“Ревизор”
|
|
30
|
|
Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии.
|
|
|
31
|
|
|
|
Н.В.Гоголь. “Шинель”. Образ “маленького человека” в литературе.
|
“Шинель”
|
|
32
|
|
Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга.
|
“Шинель”
|
|
33
|
|
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. “История одного города” (отрывок)
|
“История одного города” (отрывок)
|
|
34
|
|
Обучение анализу эпизода из романа “История одного города” .Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
|
35
|
|
Контрольная работа
|
|
“Творчество Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина”
|
36
|
|
Н.С.Лесков. Слово о писателе Нравственные проблемы рассказа “Старый гений”
|
“Старый гений”
|
|
37
|
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе “После бала”.
|
“После бала”
|
|
38
|
|
Мастерство Толстого в рассказе “После бала”
|
“После бала”
|
|
39
|
|
Нравственные проблемы повести Толстого “Отрочество”
|
“Отрочество”
|
|
40
|
|
Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова.
|
|
|
41
|
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ “О любви” как история об упущенном счастье
|
“О любви”
|
|
42
|
|
Русская литература XX века
|
18
|
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа “Кавказ”
|
“Кавказ”
|
|
43
|
|
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа “Куст сирени”
|
“Куст сирени”
|
|
44
|
|
Подготовка к домашнему сочинению
(по рассказам Лескова, Л. Толстого, Чехова, Бунина, Куприна)
|
|
“Что значит
быть счастливым?”
|
45
|
|
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и ее истории.
|
стих-е “Россия”
|
|
46
|
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. “Пугачев” – поэма на историческую тему.
|
“Пугачев”
|
|
47
|
|
Урок-конференция: “Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина, Есенина”.
|
|
|
48
|
|
И.С.Шмелев. Слово о писателе. “Как я стал писателем” – воспоминание о пути к творчеству.
|
“Как я стал писателем”
|
|
49
|
|
Журнал “Сатирикон”. Сатирическое изображение исторических событий.
|
Тэффи “Жизнь и воротник”,
Зощенко
“История болезни”
|
|
50
|
|
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе “Пенсне”
|
“Пенсне”
|
|
51
|
|
Контрольная работа
|
|
“Творчество Л.Толстого, Чехова,
Бунина, Блока,
Горького, Есенина”
|
52
|
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма “Василий Теркин”
|
“Василий Теркин”
|
|
53
|
|
Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме.
|
“Василий Теркин”
|
|
54
|
|
Композиция и язык поэмы“Василий Теркин”
|
“Василий Теркин”
|
|
55
|
|
А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе “Возвращение”
|
“Возвраще-ние”
|
|
56
|
|
Стихи и песни о ВОВ. Война в творчестве М.Исаковского,Б.Окуджавы
Л.Ошанина
|
|
|
57
|
|
|
|
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа “Фотография, на которой меня нет”
|
“Фотография, на которой меня нет”
|
|
58
|
|
Сочинение
|
|
“ВОВ в лит-ре XX века”
|
59
|
|
Русские поэты о Родине, родной природе.
|
|
|
60
|
|
Зарубежная литература
|
7
|
У.Шекспир. Слово о писателе. “Ромео и Джульетта”
|
“Ромео и Джульетта”
|
|
61
|
|
|
|
Сонеты У.Шекспира. “Кто хвалится родством своим”
|
“Кто хвалит-ся родством своим и знатью”
|
|
62
63
|
|
Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство.
|
“Мещанин во дворянстве”
|
|
64
|
|
Дж.Свифт. Слово о писате-ле. “Путешествия Гуллив-ера” как сатира на государ-ственное устройство общества
|
“Путешест-вия Гулливера”
|
|
65
|
|
В.Скотт. Слово о писателе. “Айвенго” как исторический роман
|
“Айвенго”
|
|
66
|
|
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года.
|
|
|
67
68
|
|
|
2
|
Резервные уроки
|
|
|
ИТОГО
|
68
|
|
|
|