Скачать 4.85 Mb.
|
Алла Сергеева РУССКИЕ Mirknig.com стереотипы поведения традиции ментальность Четвертое издание, исправленное Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2006 УДК 39 ББК63.5(2) С32 Сергеева А.В. С32 Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность / А В Сергеева — 4-е изд., испр — М.: Флинта Наука, 2006. — 320 с. ISBN 5-89349-626-4 (Флинта) ISBN 5-02-033003-5 (Наука) «Странные все-таки эти иностранцы!» — уверены русские «Ну и странные же эти русские!» — думают те в ответ Почему то, над чем смеются европейцы, русским смешным не кажется? Почему русские дружат, влюбляются, растят детей, веселятся и горюют иначе, чем другие народы? Почему вежливые улыбки иностранцев у них вызывают недоверие, а бережное отношение к деньгам — насмешки? За долгие годы преподавания русского языка иностранцам в МГУ, вузах Ханоя, Тампере и в Сорбонне этих и других вопросов у Аллы Васильевны Сергеевой, кандидата филологических наук, автора многих учебников и пособий, накопилось немало (последние 14 лет она живет в Париже) Эта книга — попытка в доступной и увлекательной форме дать собственные ответы на эти вопросы А Сергеева опирается в ней как на личный опыт, так и на данные историков, этнографов, психологов, статистиков, приводит сравнения с другими народами Эта книга — своеобразное зеркало российского менталитета в его традиции и эволюции УДК 39 ББК 63 5(2) ISBN 5-89349-626-4 (Флинта) ISBN 5-02-033003-5 (Наука) ® Издательство «Флинта», 2004 Содержание Введение 6 Часть первая. Общечеловеческие ценности: что нас объединяет? 10 § 1 Предварительные ориентиры (дезориентиры) внешность, язык 10 § 2 Уважение к интеллекту и к умным людям 13 § 3 Любовь к родине 16 § 4 Чувство юмора 17 § 5 Желание быть счастливым 22 Часть вторая. Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом 30 Глава 1 Материальная культура и образ жизни русских 33 § 1 Жилищная проблема в России 33 § 2 Дом, жилье, квартира и обстановка 40 § 3 «Чистота — залог здоровья» 47 § 4 «С легким паром!» 49 § 5 Животные в доме 54 § 6 Городской транспорт, пешеходы и машины 55 § 7 Магазины 60 § 8 «Щи да каша — пища наша» 63 § 9 «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти» 68 § 10 Блеск и нищета российских ресторанов 73 § 11 Досуг, развлечения россиян 77 Глава 2 Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских 81 § 1 Стиль поведения и манеры русских 81 § 2 Общительность русских 90 § 3 Об улыбке 92 § 4 «Милости прошу к нашему шалашу» 94 § 5 Семейные отношения в России 98 § 6 Семья отцы и дети Родственные связи 102 § 7 Муж и жена в семье социальные роли 105 § 8 Положение женщины в российском обществе 113 § 9 Браки с иностранцами 119 § 10 «Близкий сосед лучше дальней родни» 125 § 11 О «кукише с маслом» и других жестах 127 § 12 Приметы, суеверия, предрассудки 130 Глава 3 Традиционные установки сознания и социального поведения русских 135 § 1 Психологические особенности русского архетипа 136 § 2 Установки в русском сознании, или Сложные последствия простых причин 143 § 3 Фатализм 150 § 4 Об отношении к свободе личности 153 § 5 Существует ли «русский коллективизм»? 155 § 6 Клановая система в современном российском обществе 159 § 7 Отношение к власти и чувство государственности 162 § 8 Правосознание русских 167 § 9 Поведенческие стереотипы в отношении к собственности 171 § 10 Отношение к «начальству» 174 § 11 Традиционное отношение русских к иностранцам 177 § 12 Отношение к идее времени и способ его организации 184 § 13 Конфессиональные особенности русских 188 § 14 Феномен российского пьянства 192 Часть третья. Современные социокультурные ценности русских 200 § 1 Новые реалии и ценности в постсоветской России 200 § 2 Безопасность и состояние законности в современной России 204 § 3 Разные поколения россиян 211 § 4 Россияне и предпринимательство 216 § 5 Как население России оценивает свое материальное положение и социальный статус? 218 § 6 Кто такие «новые русские»? 224 § 7 Какие моральные ценности важны для современных россиян? 229 § 8 Нравственность россиян вчера, сегодня, завтра? 233 § 9 Как россияне относятся к государству? 239 § 10 Как россияне относятся к капитализму? 243 § 11 Как россияне относятся к различным социальным группам? 246 § 12 Как современные россияне относятся к свободе и демократии? 247 § 13 Отношение россиян к деньгам 252 § 14 Как современные россияне воспринимают самих себя? 255 § 15 Как сейчас россияне относятся к другим странам? 260 4 Часть четвертая. Деловое сотрудничество с русскими 269 § 1. Участие Запада в российском производстве 269 § 2. Стиль делового общения 270 § 3. Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян 274 § 4. Отношение россиян к труду 276 § 5. Способ получения информации 278 § 6. Манера работать и поведение на рабочем месте 279 § 7. Отношения между руководителем и его подчиненными 281 § 8. Психологические особенности современных российских предпринимателей 285 Заключительная глава 290 Полезные советы тем, кто собирается работать в России 298 Результаты опросов общественного мнения 301 Библиография 306 Примечания 310 ВВЕДЕНИЕ «Как на что взглянешь, так то и видишь» Русская народная пословица В последние годы растет интерес к России, ее обитателям — и у иностранцев с их идеями о «загадочной русской душе», и у самих русских. Известно, что на Западе славяне воспринимаются как люди непонятные и непредсказуемые, оттуда и пошел гулять термин «славянская душа». С открытием границ многим россиянам удалось побывать за пределами родины, и это в немалой степени, как ни странно, «повернуло» их к самим себе. Они все чаще задаются вопросом: почему, чем мы так непохожи на «них»? Этот вопрос звучит при проведении круглых столов и во время дружеских застолий, он стал «сквозным сюжетом» популярных ток-шоу на телевидении. Однако ни брошюры, ни круглые столы или ток-шоу по этой теме не дают ясного понимания, а только запутывают читателя (зрителя), утверждая его в мысли о непознаваемости объекта — характера русского человека. В пылу дискуссий произносится (пишется) много несправедливого и несуразного о русских людях, их образе жизни и ментальности. Впрочем, тема действительно непростая. Если выхватывать из контекста жизни отдельные черты русского характера или образа жизни и механически сравнивать их с западными «стандартами», то неминуемо возникнет лавина вопросов. Среди них и давно мучающие самих русских: например, почему при такой колоссальной территории и природных богатствах россияне беднее жителей «цивилизованных» стран? Ведь не только же дураки-правители и дороги виноваты в этом? И почему экономика России развивается «скачками»: иногда делается рывок вперед, а затем все расслабляются, и — обвал. Что это: результат глупого руководства, чья-то злая воля или закономерный итог развития? А может быть, это связано с нашей традицией перекуров во время работы, нашей «обломовщиной» или чем-то еще? И вообще, что такое Россия: Восток или Запад! При этом главное не столько в самом географическом положении России (оно понятно), сколько в характере ментальности1 россиян. Чего в них больше: «западного» или «восточного»? На каком этническом типе основана психика русского человека? Каждому русскому ясно, что «Восток— дело тонкое», но тогда что же мы взяли с Востока? Ведь сами себя ругаем на чем свет стоит именно за отсутствие этой «тонкости» и гибкости. Можно ли найти ключ к коду русского характера2! И если он существует, то не меняется ли он под воздействием последних исторических перемен в России? И еще: справедливо ли называть русского человека «совком» ? Почему россияне так страстно стремятся попробовать «вкус жизни» в иных странах, не скрывают своего восхищения перед западной цивилизацией? Они видят во сне, как заключить контракт с иностранной фирмой, массово женятся и выходят замуж за иностранцев, радостно покидают родину, устав от превратностей жизни на ее просторах... Они заселили уже полмира. И вместе с тем они редко способны укорениться на новых местах и избавиться от ностальгии по родине. Вот говорят, что «русские» — большие коллективисты, но тогда почему они так редко помогают друг другу за границей, почему не образуют «русских общин», как это делают другие апатриды во всем мире? В конце концов, они коллективисты или индивидуалисты, патриоты или наоборот? И откуда у них идут такие чисто «русские странности» в бытовом поведении, шокирующие иностранцев: например, они склонны к тоске (слово, непереводимое на другие европейские языки), у них часто мрачное выражение лица, лишь иногда освещаемого улыбкой. При этом никто, как они, не любит оттянуться по полной программе, отдохнуть с друзьями — с обязательным алкоголем и буйным весельем, причем в таких местах, где иностранцу и в голову не придет «расслабляться». К подобным русским странностям относят и то, что они могут опоздать на встречу (в том числе деловую), нарушить сроки исполнения работы и свои обязательства, могут забыть вернуть взятое в долг... Не значит ли это, что с русскими вообще лучше не вступать в деловое партнерство? Вот только некоторые вопросы, которые задает себе каждый думающий россиянин, оглядываясь вокруг и сравнивая себя с иными народами. А такой подход не очень объективен: не всегда уместно плоское сравнение. Иностранцам часто бывает свойствен культуроцентризм, когда «правильной» считается только собственная культура, а все остальные кажутся странными, «нецивилизованными» или недоразвитыми, что мешает понять «странности» и 7 «непоследовательность» в поведении россиян. Именно культуроцентристы и создали мифы о «загадке», «двойственности русских» и даже об их лицемерии и лживости. А другие по незнанию, доверчивости или по недоброму умыслу это повторяют. А ведь пора уже понять, что образ жизни людей, живущих в разных условиях, не может оцениваться по шкале одной страны: он всегда зависит от условий конкретной страны, ее климата, географии, культуры и множества других факторов. Можно сказать, что каждый народ исключителен и загадочен, раз каждая страна прошла свой путь и не похожа на другие. В общем, «всяк молодец на свой образец», и нужно не столько сравнение, сколько знание. Мы будем говорить не столько о «загадках», сколько о своеобразии русского характера, которому, как нам кажется, очень подходит образ крутых «русских горок» — с их взлетами, спадами и неожиданными поворотами. В русском характере можно найти такие черты и качества, которые свойственны и другим народам мира. Дело здесь, пожалуй, в особой концентрации и сочетании этих качеств, в способах их проявления, в исторических, культурных и климатических причинах их формирования. Мы постараемся анализировать особенности русских в общем контексте российской жизни (насколько это возможно), не «зацикливаясь» на чем-то одном. Наша цель — по возможности объективно очертить некоторые особенности русских и доказать, что «загадочность русской души» — не уникальное ее свойство, а миф, расхожий стереотип. В книге параллельно используются два термина: русский и российский. Россияне — это все граждане Российской Федерации, которые относятся к самым разным конфессиям (буддисты, католики, иудеи, мусульмане, православные) и говорят более чем на 100 языках. Этнические русские составляют 82% всех россиян. Их этнические корни — результат смешения славянских, финских, тюркских и других племен еще в древности. Принято считать, что русские — это суперэтнос, т.е. не единая монолитная группа, а как бы «основа ковровой ткани — населения всей страны, неразрывно связанная с ним исторически и ментально, оказавшая огромное влияние на другие нации в составе России, и сама претерпевшая влияния других народов» (А.И. Солженицын). Параллельное употребление слов россиянин и русский позволяет говорить о человеке, который по своим корням может быть и татарином, и украинцем, и евреем, и, конечно, русским, и т.д. Совместный опыт длительного проживания бок о бок в едином культурном пространстве приглушили национальные акценты и усилили «рус- 8 скость» каждого россиянина. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. В книге сделана попытка представить россиян в нескольких срезах. Для этого использован образ матрешки. Маленькая матрешка (глава 1) описывает набор общечеловеческих ценностей — все то, что объединяет россиян с другими народами и может быть использовано для взаимопонимания. В следующей матрешке (глава 2) речь идет об этнических особенностях русской цивилизации, которые создавались в России с древних времен и остались практически неизменными: это образ жизни, правила социального поведения и проч. Затем (глава 3) идет речь о жизненных установках россиян и их ментальности, в частности, об их пресловутом коллективизме, правосознании, отношении к свободе и собственности, морали, склонности к пьянству и прочих любопытных вещах — обо всем, что делает их столь непохожими на другие народы. Отдельную часть книги (III) пришлось посвятить ментальности современных россиян, переживших перестройку, последняя часть (IV) написана о том, что интересно для деловых людей, желающих сотрудничать с россиянами. Книга обращена к широкому читателю. Зарубежным партнерам она поможет избежать многих ошибок в налаживании сотрудничества и взаимопонимания с россиянами. Она может принести пользу и изучающим русский язык иностранцам, углубить их представления об особенностях русской цивилизации, о культуре, обычаях, этнопсихологических особенностях и ментальности русского народа, о том, как изменился «русский архетип» после 80 лет советской власти, какие сдвиги происходят в нем в результате исторических перемен после перестройки — в современной России. Да и россиянам должно быть любопытно лишний раз взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о том, чем похожи и непохожи они на другие народы, и почему великий Пушкин еще два века тому назад утверждал: «Все те же мы, нам целый мир— чужбина!» Отчего так? Неужели ничего не изменилось с тех пор? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ? |
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание Руководитель проекта — заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева |
Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3 Философия: учебник / под ред проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., испр и доп. М.: Юристъ, 1998. 163 с |
||
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2009 |
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для... В соответствии с Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) |
||
Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд Профессия: имиджмейкер. — 2-е изд., испр и доп. — Спб.: Алетейя, 2001. — 256 с. Isbn 5-7763-8750-7 |
Рабочая программа предмета «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина «Музыка. Начальная школа». 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»2011).... |
||
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:... «Музыка. 5-9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2014); учебник: Сергеева Г. П., Критская... |
Биобиблиографический указатель Иркутск Почетного гражданина г. Иркутска. После его смерти был создан Сергеевский фонд, который ежегодно вручает стипендии наиболее одаренной... |
||
Рабочая программа педагога Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2-е издание,... |
Рабочая учебная программа музыка Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |