Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц»




Скачать 110.94 Kb.
Название Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц»
Дата публикации 30.05.2014
Размер 110.94 Kb.
Тип Устный журнал
literature-edu.ru > Литература > Устный журнал
Массовая работа библиотекаря: как я хочу это видеть.

Массовая работа библиотеки - совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и других документов среди читателей и населения.

Формы массовой работы можно разделить по методам выполнения и воздействия:

- устной пропаганды (агитации);

- наглядной пропаганды (рекламы);

- комплексные.

Основные формы устной пропаганды изданий

Беседа - диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией.

Обсуждение книг - массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер. Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и спонтанно. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы.

Литературный вечер - массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного писателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам).

Своеобразными литературными вечерами являются «часы поэзии» и «поэтические дни», посвященные творчеству одного поэта или отдельной теме. Желательно к литературному вечеру оформить книжную выставку.

Устный журнал - активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов - «страниц». Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников.

Диспут - публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.

Дискуссия - это спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках выбора решения какой-либо проблемы. Дискуссия рассчитана на подготовленную аудиторию. Основа дискуссии - различие в понимании толкования. Цель ее - придти к единой точке зрения. Ведение дискуссии требует глубокого знания предмета.

Час интересной книги - отличие здесь будет в выборе самой книги. Книга должна быть не новой, а незаслуженно заботой или просто интересной, но вышедшей в свет в предыдущие годы.

Вечер-портрет - мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный старожил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие приносит когда присутствует герой вечера. Мероприятие проводится также как и литературный вечер.

Читательская конференция - проводится, как правило, по группе изданий, объединенных серией, жанром или темой, реже по одной книге. Подготовка к читательской конференции начинается с бесед, обзоров литературы, книжной выставки. Затем определяется круг произведений, с которыми читатели познакомятся, реже - круг вопросов. Начинается мероприятие с краткого выступления ведущего, где характеризуется тема произведения, его значение, основной круг вопросов, на которые желательно было бы получить ответы. Ведущий руководит мероприятием, задает наводящие вопросы, следит за тем, чтобы мероприятие не выходило за рамки предложенной темы. В заключительном слове ведущий подводит итоги, оценивает некоторые выступления.

Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений. Проводятся вечера, знакомящие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранными с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) - это мероприятие посвящено лучшему читателю. Заранее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого проходит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровождается музыкальными номерами и игровой программой.

Литературная игра - массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

Занимательность игровых форм не тождественна развлекательности. Литературная игра обычно завершает определенный этап работы с читателями, когда они прочитали многие книги, пропагандировавшиеся ранее.

Викторина - вид игры, во время которой читатели отвечают на вопросы. Викторины могут быть литературными и тематическими. Чаще всего вопросы для викторины готовят библиотекари. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».

Литературное путешествие - игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия - карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными.


Комплексные формы массовой работы

Комплексное массовое мероприятие - крупное массовое мероприятие, которое включает мероприятия различных видов и форм.

День открытых дверей (библиотеки) - включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы, встречи с писателями, интересными людьми, концерты и т.д. Мероприятия проводятся в течение одного дня. Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.

Неделя (декада) книги (отрасли знаний) - включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т.п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады). Цель - пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению.

Премьера книги (журнала) проводится после предварительной работы: прочтение книги и критической литературы, индивидуальные и групповые беседы с читателями. Предварительно оформляется книжная выставка и готовится рекомендательные списки литературы. Структура мероприятия: краткое выступление библиотекаря; обзор или беседе по книге (представление журнала); чтение наиболее интересного отрывка; краткие читательские отзывы о книге; встреча с автором, издателями, участниками событий. Цель - пропаганда литературы.

Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель - нравственное воспитание читателей.

Чтения - комплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме. Чтения включают научно-практические конференции и семинары, вечера книги, книжные выставки, лекции, литературные вечера и устные журналы, библиографические обзоры. Чаще всего мероприятия проходят в течение нескольких дней. В проведении мероприятий могут принимать участие различные учреждения и общественные организации. Цель - пропаганда литературы и знаний.

Клуб читателей по интересам - форма организации досуга. Могут быть клубы любителей поэзии, музыки, литературы, клубы библиофилов, овощеводов, цветоводов, пропагандистов здорового образа жизни, знатоков и т. д. Библиотекари организуют клубы читателей и являются обязательными участниками всей их работы (определяют темы очередной встречи, подбирают необходимую литературу и аудиовизуальные материалы, подготавливают обзоры, помогают докладчикам). Иногда занятия ведут специалисты: сотрудники музеев, преподаватели литературы, музыки, агрономы, местные писатели и поэты и др. 

Созданию клуба предшествует подготовительный период. В это время библиотекарь собирает из числа активных читателей группу энтузиастов, объединенных общим интересом. При этом они сами должны выразить желание создать клуб. Библиотекарь разъясняет им творческие возможности клуба, ресурсы библиотеки, рассказывает об опыте работы других клубов. Затем проводится организационное собрание, на котором определяют цели и тематику работы, состав клуба, его структуру, формы деятельности, утверждают документы, избирают руководителей. Библиотекарь может быть как руководителем клуба, так и одним из заместителей руководителя.

В деятельности клубов важно сочетание тематической и развлекательной части программы. При определении тематики программы важно учитывать, что клуб - форма организации досуга, поэтому любая тема должна быть представлена в виде увлекательных мероприятий: литературные вечера, вечера отдыха, презентации, бенефисы, ток-шоу, вечера встреч, экскурсии и т.д.

Клуб по интересам должен иметь свою документацию: устав (положение), план работы, абонемент, дневник мероприятий, список участников. Один из основных документов клуба - дневник. В нем в хронологическом порядке записывают проведенные мероприятия. Указывают дату проведения, приводят краткое описание мероприятия, число и состав аудитории. Абонемент, как правило, составляется на один год, в нем перечислены программные мероприятия клуба, указывается место и время их проведения. Абонемент не обязателен, но он помогает библиотеке в рекламе работы клуба, в привлечении новых членов и потенциальных читателей.

Цель клуба - развивать интересы, не связанные с книгой, постепенно превращая их в читательские интересы.
Зачем нужны наглядные формы массовой работы?

Наглядная пропаганда (реклама) - показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах.

Формы наглядной пропаганды:

- открытый доступ к фондам;

- открытые просмотры литературы;

- выставки;

- плакаты, альбомы, схемы.

Открытые просмотры литературы ориентированы на первоначальное беглое ознакомление с относительно большим массивом изданий. Просмотры чаще всего используют в помощь профессиональному чтению, и при раскрытии новых поступлений. Они сопровождают, как правило, Дни информации и Дни специалиста. Разновидностью открытого просмотра являются книжные развалы, которые косвенно рекламируют книги. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями, размещаемые около места выдачи литературы. На развалы обращают внимание читатели с неопределенным спросом, а также те, кто отказывается от помощи библиотекарей при выборе книг.

 Библиотечные альбомы создаются чаще всего к юбилейным и памятным датам. Альбомы дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой, по которой библиотекари собрали различные графические, иллюстративные и справочные материалы и снабдили их краткими пояснительными текстами. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах.

Библиотечная выставка - систематическое собрание различных видов и типов произведений печати и других носителей информации, объединенным определенным принципом отбора, рекомендуемых пользователям библиотек для обозрения и ознакомления.

Непосредственный показ самих книг и других источников информации, сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, служит задачам привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходимых изданий. Для этого, в частности, используются различные макеты, модели, муляжи предметов, сами предметы или их детали, символы, эмблемы, имеющие отношение к теме выставки. На выставках также используется возможность подкреплять рекомендацию книг иллюстрациями (портреты, декоративные элементы), цитатами, аннотациями, графиками, таблицами и т. п. Однако все названные элементы «действуют» положительно только тогда, когда они составляют единое целое, подчинены основной идее выставки, не отвлекают внимание от книг, а помогают раскрыть их содержание. Экспонируемый материал и способ его подачи должны содержать элемент новизны, оригинальности, неожиданности. Обязательное условие выставочной деятельности - открытый доступ к экспонируемой литературе.

Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу определенной тематики. Такие выставки могут объединяться в циклы, которые часто имеют единое название.
Разновидности:

- выставки-персоналии (посвящены какому-либо лицу и приурочиваются к юбилеям);

- выставки к памятным датам;

- внутриполочные (чаще всего организуют в отраслевых отделах книжного фонда);

- выставки, ориентированные на пропаганду библиотеки, ее возможностей.

Экспресс-выставка одной публикации (книги) представляет собой оперативную форму о материалах по актуальной, интересной для различных читательских групп теме. Организуются такие выставки в день поступления периодического издания (книги) и экспонируются 3-5 дней. В центре выставки с заголовком «Интересная статья» («Внимание, новая книга!») помещают статью или книгу, рядом представляют публикацию на данную тему другого автора, если экспонируется статья, и рецензии на данную книгу, если экспонируется книга.

Выставка-полемика. Для этой выставки выбирают наиболее интересный актуальный материал. В центре выставки под заголовком «Об этой книге спорят» помещают книгу или статью, а вокруг нее помещают рецензии с различными точками зрения на данное произведение. Название такой выставки можно сформулировать как вопрос.

Выставка-словарь чаще всего организуется в помощь самообразованию и действует как цикл в течение длительного периода времени. Каждая страница экспонируется 2-3 недели. Такая выставка дает расширенное толкование каких-либо терминов. На выставку помещают справочные издания, а также наиболее интересные статьи из периодики, дающие толкование этого термина или освещающие историю данного вопроса, понятия.

Выставка-викторина. При организации такой выставки используются игровые моменты. Разделы выставки формулируются в форме занимательных вопросов, а содержание представленной литературы должно отвечать на заданные вопросы. На выставке помещается обращение к читателям, призывающее принять участие в викторине. Выставка действует, как правило, в течение 1-2 месяцев, по истечении которых подводятся итоги викторины.

Выставка-кроссворд по оформлению и воздействию похода на выставку-викторину. Вопросы к выставке сформулированы и оформлены в виде кроссворда, ответы к которому находятся в представленной литературе.

Выставка-путешествие чаще всего является составной частью заочной игры-путешествия. Она готовится по краеведческой, страноведческой, исторической, научно-популярной и художественной литературе. На выставке помещается обращение к читателям, призывающее принять участие в путешествии, и карта или схема маршрута. Такие выставки включают большое количество иллюстративного материала.
«Библиотекарь и учитель – сотрудничество,

сотворчество, содружество!»

Библиотекарь школы и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, потребность в постоянном самообразовании. И от наших усилий так же зависит, какими людьми выйдут из стен школы наши выпускники.

Дети XXI века, по нашим наблюдениям, любят всё яркое, красочное, стараются брать и читать книги только новые.

Сегодня очень сложно найти новые формы пропаганды книг и чтения. Ни для кого не секрет, что современные дети не любят читать и все свободное время проводят за компьютером.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса. Василий Александрович Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «школа — это, прежде всего книга, а воспитание — прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

При изучении, какого либо произведения я начинаю с биографии писателя, с истории создания и т. д. не просто рассказываю «сухо», а показываю презентации, или же готовят сами ученики в виде доклада. Чтобы при подготовке к урокам им было попросту «не избежать» библиотеки. И детям обязательно станет в библиотеке интересно, их будет туда тянуть.

И только совместные действия педагога и библиотекаря помогут привить детям интерес к знаниям, любовь к чтению, научить ориентироваться в мире информации и пользоваться информационными технологиями.
Научить детей пользоваться информационными ресурсами (находить необходимый материал, оформлять список литературы, соблюдать авторские права и т.д.) – прямая обязанность школьного библиотекаря. Чтобы идти в ногу со временем, школьная библиотека должна превратиться в ресурсный центр, в котором сосредоточены не только печатные издания, но и медиа-ресурсы.

Перед современной школой стоит важная проблема воспитания патриота своей Родины. Прежде чем воспитать гражданина страны, мы должны воспитать гражданина своей малой Родины — села, города.

И в заключение хотелось бы сказать, что активное сотрудничество библиотекарей и педагогов позволяет повысить интерес учащихся к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именное такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели — формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Устный журнал. 2 класс Тема Творчество А. С. Пушкина
Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Юридический научный электронный журнал
Электронный журнал включен в перечень электронных специализированых изданий Украины на основании Приказа мон украины от 10 октября...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon 3. Русская литература. Журнал. Вопросы литературы. Журнал
Рады сообщить Вам, что в период с 2014 по 2015 гг для организаций российских соотечественников, которые сотрудничают с представительством...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Э лектронный научный журнал «Наука и Безопасность»
Требования к содержанию рецензии на статьи, предоставленные на публикацию в редакцию журнала «Наука и Безопасность»
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Устный журнал Твои права твои обязанности. Составила учитель начальных классов мкоу «сош №2»
У вас такие заботливые родители, такой уютный дом. И если к вам постучится беда, то вспомните, что вас защищает Конвенция о правах...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Инструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный...
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Инструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный...
Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Сценарий литературного вечера, посвящённого 300-летию со дня рождения
М. В. Ломоносова, откроет устный журнал «Ломоносов – великий ученый». II часть вечера – интеллектуальная игра «Слабое звено». Тема...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Друзья! Сегодня мы нуж-даемся в Вашей помощи – без подписки наш журнал...
«Салатавия-Алмак». Это, конеч-но, полу-шутка. Но в каждой шутке есть, как говорится, доля правды. Как же Ты можешь любить землю своих...
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов «страниц» icon Требования к структуре курсового проекта (работы)
По объему курсовой проект (работа) должен быть не менее 15-20 страниц печатного текста, но не более 40 страниц
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции