Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы




Скачать 308.35 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы
страница1/3
Дата публикации30.05.2014
Размер308.35 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
Рабочая программа по русскому языку

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ № 1089 МО РФ от 05.03.2004 г.), авторской программы под редакцией С.И.Львовой, учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык» (авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2009).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ № 1089 МО РФ от 05.03.2004 г.), авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 (автор-составитель С.И.Львова.- М,; Мнемозина, 2009г.) и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык» (авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2009г.), что обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Дополнительные 34 часа, добавленные из школьного компонента, отведены на развитие речи обучающихся (21 час) и повторение изученного материала (13 часов) в целях подготовки к ГИА.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, системно- деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  2. -совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  3. -освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

- обеспечение языкового развития обучающихся;

- овладение ими речевой деятельностью.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:

- Русский литературный язык;

- повторение изученного в 5-8 классах;

-сложносочиненное предложение;

-сложноподчиненное предложение;

- бессоюзное предложение;

-сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи;

- синтаксические конструкции с чужой речью;

- повторение изученного в 9 классе.
В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык; осмыс­ления его основных закономерностей; усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа; развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности; само­образования, речевого самосовершенствования; успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Курс отличается:

- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала;

-усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;

-вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.

Программа реализует:

- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых- лингвистах, материалов по этимологии.

Программа составлена с учетом принципа приемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно- деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Место предмета «Русский язык» в базисном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 102 часа.

Содержание программы по русскому языку 9 класс

Русский литературный язык 5 часов

Основные формы существо­вания национального русско­го языка: русский литератур­ный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жарго­ны) и просторечие. Понятие о литературном язы­ке. Нормированность (наличие норм) — основная отличитель­ная особенность русского лите­ратурного языка.

Языковая норма и ее призна­ки. Виды норм русского лите­ратурного языка: орфоэпичес­кие, лексические, морфологи­ческие, синтаксические, сти­листические, орфографические и пунктуационные. Виды лингвистических слова­рей (обобщение). Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека.

*Понятие экологии языка.
Повторение изученного в 5-8-м классах 9 часов
Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, сло­во, словосочетание, предложе­ние. Фонетический, орфоэпиче­ский, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов. Трудные случаи синтаксичес­кого и пунктуационного ана­лиза предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи.


Текстоведение 31 час
Текст и его признаки (обобще­ние). Основные требования к содер­жанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, по­следовательность изложения, правильность выделения абза­цев, достоверность фактиче­ского материала и др. Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи, наиболее характерные языковые средства.

Основные средства связи пред­ложений в тексте: лексические (лексический повтор, синони­мы, антонимы), морфо­логические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия), синтаксиче­ские (вводные слова, синтакси­ческий параллелизм, порядок слов), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи. Рассуждение как тип речи и его виды* (доказательство, объ­яснение, размышление). Коммуникативная цель рас­суждения (объяснить собесед­нику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как рече­вые жанры.*Основные речевые стандарты (клише), помога­ющие реализовать коммуни­кативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формули­рования позиции автора и изло­жения собственного мнения. Публичная речь как разновид­ность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публич­ной речи научному или публи­цистическому стилю. Основные требования к пуб­личному выступлению. Чтение и изложение текста (подробное и сжатое). Основные этапы подготовки и написания изложения на осно­ве прочитанного или прослу­шанного текста. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитан­ного или прослушанного тек­ста: исключение второстепен­ной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходи­мой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруп­пировка материала, объедине­ние частей текста и др. Сочинение текста. Основные эта­пы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материа­лов (плана, некоторых форму­лировок, списка слов, словосо­четаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательной...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса мкоу «сош с. Красносельского»...
Мкоу «сош с. Красносельского» создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе...
Морф от 05. 03. 2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по географии М.: Дрофа, 2007., авторской программы...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе...
Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 9 класс»,...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ ( Москва...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...

Программа по русскому языку для 9 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ №1089 мо РФ от 05. 03. 2004 г.), авторской программы iconРабочая программа по русскому языку для начальной школы класса разработана...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции