Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы




Скачать 42.75 Kb.
НазваниеОбраз ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы
Дата публикации29.05.2014
Размер42.75 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы


Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы
Смольянинова В.В., учитель русского языка

и литературы высшей категории, МБОУСОШ №7

г. Североморска Мурманской области,

Хоменко О.В., заместитель директора МБОУСОШ №7

г. Североморска Мурманской области,

учитель русского языка и литературы высшей категории
И в фольклоре, и в художественных произведениях русской, зарубежной и региональной литературы достаточно частотен и неоднозначен образ ветра. Данный образ является не только природным явлением, но и важным действующим лицом.

В пословицах и поговорках на первый план выдвинуты непостоянство и разрушительность ветра («ветер закружился»; «теперь повеяли другие ветры» [7, с.17]), кроме того, в языке можно отметить фразеологизмы, связанные с морскими путешествиями («держать паруса по ветру»; «ловить ветер в паруса» [8, с.15]).

В народном сознании сила весенней грозы соединялась с сопутствующими ей ветрами. По народному убеждению, первый весенний гром пробуждает земную природу: только после его ударов земля становится плодотворящей, и деревья начинают одеваться зеленью. О весеннем ветре говорят, что он приносит семена (семя дождя) из страны вечного лета и разбивает почки деревьев. Такие олицетворения ветров — отголосок языческой старины [1, с.125].

В жизни поморов ветер играл большую роль. «Ветер нашей поморской жизнью заправляет. Вот дотошно его и знаем» [2, с.237]. Бытовало много названий ветра, каждое из которых имело определённое свойство. Так, ветробой (сильный ветер, несущий разрушения и на море, и на суше) выражал отношение к ветру как воителю, который всё на своём пути губит и разрушает. Шквалистый ветер назывался также буй или буйный. Сильный ветер северных направлений именовался буян. Ветер в поморье связан с другими объектами природы: буран («ураганный ветер со снегом»), вызудень («пронизывающий холодный ветер с дождём и снегом»), вьюга («сильный ветер со снегом»), поносуха («ветер со снегом, метель») и др.

Проанализировав восприятие образа в «Словаре поморских речений» К.П. Гемп, нельзя не отметить, что эмоциональная оценка образа ветра в сознании поморов двояка: с одной стороны, ветер воспринимается как «обитатель моря», «друг вод морских», «помощник», с другой стороны — как «опасность», «разрушительная сила», «неуправляемая стихия», «холод». Ветер живет по своим временным циклам и законам, сосуществует с человеком; от него зависит не только промысел помора, но и жизнь в целом.

В народных сказках ветер выступает как стихия, помогающая положительным героям отстоять справедливость, и как судья. Кроме того, в народном сознании с настроением ветра связаны природные явления (буря, ураган). А также через образ ветра дается нравственная оценка поступкам героев [4, с.65], [9, с.78].

Авторы художественных произведений по-разному определяют роль ветра: ветер-сеятель, ветер-друг, ветер-враг, ветер-судья, ветер-помощник, ветер-спаситель, ветер-разрушитель, ветер-созидатель, ветер-учитель. В одном произведении образ может быть охарактеризован и с положительной, и с отрицательной стороны. Например, в сказке К.Г. Паустовского он является справедливым судьёй, наказывающим людей за жестокие поступки, но помогает тем, кто осознал свою вину и раскаялся [5,с.112]. Грозный царь бурь и его сыновья из сказки Жорж Санд – могучая разрушительная сила, борющаяся с духом жизни. Но и грозная стихия может быть побеждена силой нежности и красоты. Так случилось с одним из сыновей царя, который, встретив прекрасную розу, превратился в добрый лёгкий ветерок [6,с.23].

Ветер - самое «активное» действующее лицо в произведении Д.Ищенко «Териберка». Он то несётся по кромке берега, по волнам и скалам, рвётся, мечется, стремится прочь от этих мест, то становится ураганом. После пожара котельной «разметал запах гари над сопками и пеплом укрыл ложбинки между скал, а когда строже бьются волны, этому непоседе всё веселее». Он долетает от Териберки до Мурманска и до Норвегии, там хоть и жизнь другая, а ветер один и тот же. Но, как отмечает норвежец Фруде, ветер в Териберке холоднее, он «гуляет там, где серое небо цепляется за тучи», он же разносит песню, которую сочинил Витька Михальчук: и под ударами ветра рассыпалась она на сотни нот, превратилась в капли дождя, «наполнила собой воздух, соединилась с вечностью»[3].

Ветер в повести Ищенко Д. выполняет несколько функций. Это не только природное явление, но и свидетель событий, связанных с жизнью героев, жителей Териберки, и часть вечности, и связь забытого поселка с Россией и далекой Норвегией, граница двух миров, цивилизованного и забытого.

Писатели используют разнообразные изобразительно-выразительные средства: метафоры («столбы снежной пыли»), эпитеты («грозный гул», «пронзительный ветер»), олицетворения («ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса»), которые помогают создать яркие образные картины. Наиболее частотны олицетворения. Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности, сделать его ближе читателю. Средства выразительности, рисующие образ ветра, дополняют и расширяют картину мира.

Выводы:

  1. Образ ветра играет важную роль в фольклоре и литературных произведениях.

  2. Образ многофункционален: это и характеристика климатических особенностей, и средство характеристики человека, и символ, позволяющий выявить внутреннюю сущность героя, дать нравственную оценку его поступков.

  3. С помощью образа ветра писатели характеризуют реальную действительность.

  4. Образ ветра помогает точнее понять идею произведения и авторский замысел.

Список использованной литературы


  1. Афанасьев А.Н., Мифы, поверья и суеверия славян // составление, подготовка текста и комментарии К.Королева, М. 2002.

  2. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. Изд.2, доп. 2004. 640 с.

  3. Ищенко Д. Териберка http://magazines.russ.ru/october/2012/4/i5.htm

  4. На семи ветрах: Рассказы, стихи, сказки писателей народов Крайнего севера и Дальнего Востока\ Сост. и предисл. И. Бурковой. М.: Дет. лит.,1984. -158 с.

  5. Паустовский К.Г. Теплый хлеб. М.: ЭКСМО, 2007. – 206 с

  6. Санд Ж. О чем говорят цветы: сказки. М.: ЭКСМО, 2011 г.

  7. Словарь русских пословиц и поговорок.– 4-е изд, испр. и доп./ Жуков В.П. М.: Рус. яз., 1991.–534 с.

  8. Фразеологический словарь русского языка. Сост.: Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: «Русский язык», 1986. – 544 с

  9. Хозяин ветров: Сказки народов РСФСР\Пересказал М.Булатов. М.: Детская литература, 1988.-224 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconТематическое планирование № Название темы Кол-во часов Дата проведения
Жанр былины в русском фольклоре, происхождение былин. Киевская былина. Образ Ильи в русских былинах

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconИсследовательская работа по литературе Говорящие имена и фамилии...
«Говорящие фамилии» как художественный приём в произведениях литературы 6

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconТема занятия
Соотнести образ бабочки в рассказе с другими образами бабочек в произведениях поэтов Жуковского, Фета, Тарковского

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconВведение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора....
Основные характеристики (традиционность, коллективность, вариативность, исполнитель и др.) фольклора. Традиционный (архаический и...

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconУрок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях...
«Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета»

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы icon1. Особенности развития русской литературы в последней трети 19 в
Салтыкова-Щедрина, драматургии Островского и Сухово-Кобылина, романах Достоевского и многих других классических произведениях литературы...

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы iconРабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы icon7 Эволюция европейской региональной экономической интеграции
Развитие региональной экономической и валютной интеграции является характерной чертой современности. Такие интеграционные процессы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции