Скачать 42.75 Kb.
|
Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы Смольянинова В.В., учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУСОШ №7 г. Североморска Мурманской области, Хоменко О.В., заместитель директора МБОУСОШ №7 г. Североморска Мурманской области, учитель русского языка и литературы высшей категории И в фольклоре, и в художественных произведениях русской, зарубежной и региональной литературы достаточно частотен и неоднозначен образ ветра. Данный образ является не только природным явлением, но и важным действующим лицом. В пословицах и поговорках на первый план выдвинуты непостоянство и разрушительность ветра («ветер закружился»; «теперь повеяли другие ветры» [7, с.17]), кроме того, в языке можно отметить фразеологизмы, связанные с морскими путешествиями («держать паруса по ветру»; «ловить ветер в паруса» [8, с.15]). В народном сознании сила весенней грозы соединялась с сопутствующими ей ветрами. По народному убеждению, первый весенний гром пробуждает земную природу: только после его ударов земля становится плодотворящей, и деревья начинают одеваться зеленью. О весеннем ветре говорят, что он приносит семена (семя дождя) из страны вечного лета и разбивает почки деревьев. Такие олицетворения ветров — отголосок языческой старины [1, с.125]. В жизни поморов ветер играл большую роль. «Ветер нашей поморской жизнью заправляет. Вот дотошно его и знаем» [2, с.237]. Бытовало много названий ветра, каждое из которых имело определённое свойство. Так, ветробой (сильный ветер, несущий разрушения и на море, и на суше) выражал отношение к ветру как воителю, который всё на своём пути губит и разрушает. Шквалистый ветер назывался также буй или буйный. Сильный ветер северных направлений именовался буян. Ветер в поморье связан с другими объектами природы: буран («ураганный ветер со снегом»), вызудень («пронизывающий холодный ветер с дождём и снегом»), вьюга («сильный ветер со снегом»), поносуха («ветер со снегом, метель») и др. Проанализировав восприятие образа в «Словаре поморских речений» К.П. Гемп, нельзя не отметить, что эмоциональная оценка образа ветра в сознании поморов двояка: с одной стороны, ветер воспринимается как «обитатель моря», «друг вод морских», «помощник», с другой стороны — как «опасность», «разрушительная сила», «неуправляемая стихия», «холод». Ветер живет по своим временным циклам и законам, сосуществует с человеком; от него зависит не только промысел помора, но и жизнь в целом. В народных сказках ветер выступает как стихия, помогающая положительным героям отстоять справедливость, и как судья. Кроме того, в народном сознании с настроением ветра связаны природные явления (буря, ураган). А также через образ ветра дается нравственная оценка поступкам героев [4, с.65], [9, с.78]. Авторы художественных произведений по-разному определяют роль ветра: ветер-сеятель, ветер-друг, ветер-враг, ветер-судья, ветер-помощник, ветер-спаситель, ветер-разрушитель, ветер-созидатель, ветер-учитель. В одном произведении образ может быть охарактеризован и с положительной, и с отрицательной стороны. Например, в сказке К.Г. Паустовского он является справедливым судьёй, наказывающим людей за жестокие поступки, но помогает тем, кто осознал свою вину и раскаялся [5,с.112]. Грозный царь бурь и его сыновья из сказки Жорж Санд – могучая разрушительная сила, борющаяся с духом жизни. Но и грозная стихия может быть побеждена силой нежности и красоты. Так случилось с одним из сыновей царя, который, встретив прекрасную розу, превратился в добрый лёгкий ветерок [6,с.23]. Ветер - самое «активное» действующее лицо в произведении Д.Ищенко «Териберка». Он то несётся по кромке берега, по волнам и скалам, рвётся, мечется, стремится прочь от этих мест, то становится ураганом. После пожара котельной «разметал запах гари над сопками и пеплом укрыл ложбинки между скал, а когда строже бьются волны, этому непоседе всё веселее». Он долетает от Териберки до Мурманска и до Норвегии, там хоть и жизнь другая, а ветер один и тот же. Но, как отмечает норвежец Фруде, ветер в Териберке холоднее, он «гуляет там, где серое небо цепляется за тучи», он же разносит песню, которую сочинил Витька Михальчук: и под ударами ветра рассыпалась она на сотни нот, превратилась в капли дождя, «наполнила собой воздух, соединилась с вечностью»[3]. Ветер в повести Ищенко Д. выполняет несколько функций. Это не только природное явление, но и свидетель событий, связанных с жизнью героев, жителей Териберки, и часть вечности, и связь забытого поселка с Россией и далекой Норвегией, граница двух миров, цивилизованного и забытого. Писатели используют разнообразные изобразительно-выразительные средства: метафоры («столбы снежной пыли»), эпитеты («грозный гул», «пронзительный ветер»), олицетворения («ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса»), которые помогают создать яркие образные картины. Наиболее частотны олицетворения. Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности, сделать его ближе читателю. Средства выразительности, рисующие образ ветра, дополняют и расширяют картину мира. Выводы:
Список использованной литературы
|
Тематическое планирование № Название темы Кол-во часов Дата проведения Жанр былины в русском фольклоре, происхождение былин. Киевская былина. Образ Ильи в русских былинах |
Исследовательская работа по литературе Говорящие имена и фамилии... «Говорящие фамилии» как художественный приём в произведениях литературы 6 |
||
Тема занятия Соотнести образ бабочки в рассказе с другими образами бабочек в произведениях поэтов Жуковского, Фета, Тарковского |
Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора.... Основные характеристики (традиционность, коллективность, вариативность, исполнитель и др.) фольклора. Традиционный (архаический и... |
||
Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях... «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» |
1. Особенности развития русской литературы в последней трети 19 в Салтыкова-Щедрина, драматургии Островского и Сухово-Кобылина, романах Достоевского и многих других классических произведениях литературы... |
||
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
||
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
7 Эволюция европейской региональной экономической интеграции Развитие региональной экономической и валютной интеграции является характерной чертой современности. Такие интеграционные процессы... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |