Скачать 134.19 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Музыкальная литература Адаптированная образовательная программа в рамках теоретических предметов Срок реализации программы 4 года . Рассчитана на детей в возрасте от 9-10 лет до 13 -16 лет. Составитель программы – преподаватель МОУ ДОД « Пенжинская детская школа искусств»: Селезнева Татьяна Ивановна Село Каменское 2011 год УТВЕРЖДАЮ_________ Директор МОУ ДОД ПДШИ О. В. Рементова « » ________ 20____ год РЕКОМЕНДОВАН Заседанием педагогического совета Протокол заседания № ____ от « » __________ 20___ год Пояснительная записка Данная программа по музыкальной литературе написана на основе нового учебного материала, планов, адаптированных к новым историческим и социально – культурным условиям , к новым тенденциям комплексного эстетического образования детей. Курс предмета музыкальная литература рассчитан на учащихся 4-7 классов и состоит из четырех разделов. В первом разделе изучаются музыкальные формы и жанры , история создания музыкальных инструментов. Во втором разделе идет знакомство с искусством барокко , творчеством зарубежных композиторов - классиков: Баха, Гайдна , Моцарта , Бетховена, Шуберта , Шопена. Третий раздел раскрывает развитие русской музыки от древнерусской эпохи вплоть до конца 19 века. В четвертом разделе изучается музыка 20 века . Помимо традиционных тем освещается жизнь и творчество композиторов рубежа19-20 века: А.Лядова , В.Калинникова , С. Рахманинова , А. Скрябина, И. Стравинского. В предыдущих программах не изучались темы , посвященные Г. Свиридову, Р. Щедрину , а так же не затрагивалась музыка 2- ой половины 20 века. Данная программа включает эти темы, а также обзорные занятия о представителях российского авангарда - Э. Денисове , С. Губайдулиной, А. Шнитке. Последние темы - развитие джаза и небольшой словарь джазовых терминов предлагается для изучения. Цели и задачи Цель предмета - «Музыкальная литература» - формирование у детей основ культуры слушания музыки. Задачи: обучающие - знакомство с биографическими сведениями о композиторах , об их роли в музыке, изучить различные музыкальные стили , научить различать формы и жанры, ознакомить с основными произведениями предложенными в программе. воспитательные – помочь детям войти в мир музыкального искусства, стать любознательным слушателем, так как музыка предназначена для духовного совершенствования человека, и в этом ее основная миссия. развивающие - знакомство детей с законами развития искусства, анализом основных средств музыкальной выразительности, умение работать с наглядным , опросным материалом. Отличительная особенность программы состоит в том, что темы разработаны на основе новых учебных материалов по музыкальной литературе (составитель М.Шорникова). Разработаны вопросы по характеристике музыкальных произведений для учащихся, даны возможные типы ответов по темам программы. Работа по данной программе включает разные по типу тесты ( тест на опознание, тест на различие, тест на классификацию, тест-подстановка, конструктивный , тест - поиск). Изучение данного курса музыкальной литературы начинается с 4- ого класса . Срок реализации - четыре года. Формы и режим занятий - один урок раз в неделю продолжительностью 45 минут. Результат знаний определяет оценка на уроке и за четверть. В 7- ом классе проводится экзамене, в форме реферата или концерта- лекции, подготовленные и продемонстрированные самим учащимся или ответов по билетам.
Учебно – тематический план Первый год обучения Содержание программы 1 года обучения знакомит учащихся со средствами музыкальной выразительности, различными музыкальными инструментами, разновидностями оркестров, тембрами. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре - жанровым разновидностям русской песни и их использованию в профессиональной музыке. Отдельно предлагается изучить музыкальные формы, как простые, так и циклические, музыкально- театральные. Предлагается в обобщающих занятиях включать задания и кроссворды из «Рабочей тетради по музыкальной литературе».Необходимо чтобы каждый ученик смог научиться слушать и понимать музыку, как одно из удивительнейших проявлений человеческого гения, как важную и ценную часть нашей жизни. Темы
Расположение инструментов оркестра, дирижер
трехчастная форма 1ч.
Второй год обучения Содержание программы 2-го года обучения строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко - художественным процессом. Это позволяет выявить не только характерные особенности отдельных произведений, но и черты стиля великих композиторов, установить взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Адаптированный характер программы позволил добавить обзорные темы по европейской культуре второй половины 19 века: композиторы- романтики Ф. Лист, Р. Шуман, Э. Григ, оперы 19 века, импрессионизм. Изучение разножанровых произведений способствует расширению и углублению ранее полученных знаний. Для заинтересованности детей к предмету рекомендуется использовать задания из дидактических материалов. Темы
Третий год обучения Программа для третьего года обучения охватывает период развития русской музыки. Помимо традиционных тем, в программу вошли материалы, посвященные развитию русской музыкальной культуры до Глинки, особенностям художественной жизни России во 2-ой половине 19 века. Задача курса не только развитие музыкальных способностей детей, но и подготовка активных слушателей и любителей му3зыки. Темы
Четвертый год обучения Существенные изменения в программе коснулись русской музыки 20 века. Освещается жизнь и творчество композиторов рубежа 19-20 века - А.Лядова, В. Калинникова , С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Некоторые разделы посвящены Г. Свиридову, Р. Щедрину, Э. Денисову, А. Шнитке. Даны темы по джазу. Предлагаются заключительные задания для подготовки к экзамену. Темы
Содержание программы Содержание предмета «Музыкальная литература» складывается из следующих элементов.
Знания, категории, положения, рекомендуемые для рассмотрения на уроках музыкальной литературы. - тематизм, тема, лейт-тематизм, монотематизм; - жанровость; - звукоизобразительность, звукоподражание; - программность, программная музыка; - развитие тематизма, вариантность, разборчивость; - фактура, гомофония, мелодия (как элемент фактуры) бас, аккомпанемент; - аккордовая фигурация, полифония, контрапункт, имитация, канон, остинато, мелодия; - тембр, виды оркестров, инструменты и группа симфонического оркестра, партитура; - состав смешанного хора, мужские, женские и детские голоса; - музыкальная форма, драматургия, композиция, экспозиция, реприза, разработка, вступление, кода, кульминация; - контраст, конфликт; - период, двухчастная и трехчастная репризная форма; - вариация, рондо, сонатная форма; - циклические формы, сюиты, сонатно - симфонический цикл, полифонический цикл (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), вокальный цикл; - строение фуги (инвенции); вокальный цикл, тема, ответ, противосложение, интермедия, экспозиция, развивающийся раздел, реприза; - синтез искусств; опера, балет, ария, ариозо, каватина, монолог, ансамбль, хор, речитатив, кантилена, увертюра, антракт, интродукция, финал сцена, вариация (балетная) дивертисмент, классический и характеризующий танец, номерная и сквозная композиция. - хор, песня, романс, баллада; - кантата, оратория, месса, реквием; - прелюдия, этюд, скерцо, ноктюрн, симфония, концерт; - старинная музыка, барокко, классицизм, романтизм, лирика 20 века, неоклассицизм, венская классическая школа «Могучая кучка» - прекрасное, возвышенное, безобразие, трагическое, комическое; - художественный образ, эпос, лирика, драма Вопросы по характеристике музыкального произведения для учащихся - Общая характеристика системы музыкальных образов (количество, соотношение, наличие или отсутствие развития) - тип образа (родового жанра): лирика, эпос, драма, лирика - эпический, лирико-драматический; - жанровость -музыкальная форма, особенности ее строения: наличие контрастных эпизодов, контрастность или развивающей середины; наличие кульминации, выступление; - определение тонов повторности (точная, секвентная, вариантная) - выявление наиболее ярких музыкальных выразительных средств: лада, динамики, фактуры, диапазона, регистра, ритмических особенностей, гармонических красок, тембров различных музыкальных инструментов, штрихов - общие стилевые особенности: барроко, классицизм, романтизм архаика, ориентализм, и др. Типы ответов учащихся следующие: - составление списка (наиболее важные средства выразительности, инструментального оркестра, этикета и т.д) - выбор правильного варианта из предложенного списка - ответ определение (название формы, жанра и т.д.) - составление схем - рассуждение на заданную тему в произвольной форме. Методическое обеспечение программы Для успешной реализации данной программы необходимо: - наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов. - Кабинет, оснащенный музыкальным инструментом( фортепиано),аудио и видео- аппаратурой, аудио и видео материал. - Учебники по музыкальной литературе М. Шорникова. - Рабочие тетради по музыкальной литературе составитель Н.В. Панова. - Рабочие тетради по музыкальной литературе составитель Д. Сорокотягин. - Игры на уроках музыкальной литературы Г.Ф.Калинина. - Портреты композиторов Список литературы 1. Программа для ДМШ 1982г( сост. А..И. Лагутин) 2. Программа по музыкальной литературе ДМШ 2004г (Б.Р. Иофис) |
Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации |
||
Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в... Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино |
Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным... |
||
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
||
Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» ... |
Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного |
||
Заседание республиканской научно-методической секции заместителей... Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи |
Положение о смотре-конкурсе кабинетов муниципального автономного... М автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» (далее дтдиМ). Положение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |