Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией К.М.Нартова (редакторский коллектив:К.В.Мальцева,М.М.Бакеева), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Учащиеся должны знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор,прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь
Учащиеся должны уметь:
Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними
Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
Выделять общие свойства произведений
Осмысливать роль художественной детали
Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
Выявлять конфликт и этапы его развития
Сравнивать авторские позиции
Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VIII классе в объёме 68 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Изучаемый раздел, тема учебного материала
|
Количество часов
|
Домашнее задание
|
Календарные сроки
|
Фактические
сроки
|
I четверть
1.
|
Художественная литература как искусство слова
|
1
|
чем отличается литература от истории, стр.6, ответить на вопросы
|
03.09.13
|
|
2.
|
Любимые книги. Мысли о прочитанной книге. Подготовка к сочинению.
|
1
|
О художественном образе. Готовиться к сочинению о книге
|
05.09.13
|
|
3.
|
Р.р. «Хочу рассказать о книге»
|
1
|
завершить.
|
10.09.13
|
|
4.
|
Анализ работ. Устное народное творчество. Исторические и обрядовые песни.
|
1
|
Стр.13, ответить на вопросы
|
12.09.13
|
|
5.
|
Литература XIX века. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд». Ответ Одоевского на пушкинское стихотворение.
|
1
|
О поэте, о его времени. Выучить наизусть стихотворение, знать о вольнолюбивой лирике поэта
|
17.09.13
|
|
6.
|
«Анчар». Тема, идея, тропы.
|
1
|
Выразительное чтение, ответить на вопросы
|
19.09.13
|
|
7.
|
С.Т. Аксаков — наш земляк. О жизни и творчестве писателя. Аксаковские дни в Уфе
|
1
|
О жизни и творчестве.
|
24.09.13
|
|
8.
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Тема русской истории в тв-ве Пушкина.Замысел создания произведения Жанровое своеобразие произведения. Композиция.
|
1
|
О причинах обращения Пушкина к теме Пугачевского восстания.
|
26.09.13
|
|
9.
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева. Анализ 1,2 глав
|
1
|
Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости
|
01.10.13
|
|
10.
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав
|
1
|
Письменный ответ: «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»
|
03.10.13
|
|
11.
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Пугачев и народ в повести. Анализ 6-7 глав
|
1
|
Найти в повести все эпизоды, в которых появляется Пугачев, сопоставить его портреты
|
08.10.13
|
|
12.
|
Средства характеристики героев на примере 8-12 глав
|
1
|
Написать характеристику героев
|
10.10.13
|
|
13.
|
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода
|
1
|
Образ башкира в повести. О роли эпиграфов.
|
17.10.13
|
|
14.
|
Историческая правда и художественный вымысел в повести.
|
1
|
Чтение, ответить на вопросы
|
22.10.13
|
|
15
|
Р.р. Сочинение на одну из предложенных тем по повести А,С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
|
Завершить работу
|
24.10.13
|
|
16.
|
Анализ творческих работ
|
|
Работа над ошибками
|
29.10.13
|
|
II четверть
1.
|
М. Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Своеобразие поэмы «Мцыри»
|
1
|
Знать о жизни и творчестве; перечитать поэму
|
07.11.13
|
|
2.
|
Мцыри - романтический герой. Поэма в оценке Белинского. Романтические поэмы А.С.Пушкина и М.Лермонтова
|
1
|
Составить цитатный план поэмы
|
12.11.13
|
|
3.
|
«Демон»- романтическая поэма М.Ю.Лермонтова.
|
1
|
Внек. чтение. О теме, идее художественного произведения
|
14.10.13
|
|
4.
|
Р.р. Чем близок и дорог мне образ Мцыри.
|
1
|
Завершить работу
|
19.11.13
|
|
5.
|
Судьба Н.В. Гоголя. Повесть «Шинель». Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.
|
1
|
О творчестве писателя;Роль фантастики в повествовании
|
21.11.13
|
|
6.
|
Тема «маленького человека».А.А. Башмачкин- «страдающий человек»
|
1
|
Термин «маленький человек» в русской литературе.
|
26.11.13
|
|
7.
|
Р.р.Мечта и реальность в повести «Шинель».
|
1
|
Завершить работу
|
28.11.13
|
|
8.
|
О литературном характере. Вн. чтение «Портрет»
|
1
|
Стр.128-129, читать
|
03.12.13
|
|
9.
|
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе как лирический жанр. «Морское плавание».
|
1
|
О творчестве писателя
|
05.12.13
|
|
10.
|
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Как хороши, как свежи были розы», «Роза»
|
1
|
Выразительное чтение стихов
|
10.12.13
|
|
11.
|
И.С. Тургенев «Живые мощи». Вера писателя в духовные силы человека.
|
1
|
Стр.148, ответить на вопросы
|
12.12.13
|
|
12.
|
Р.р. Мысли после прочтения
|
1
|
Написать сочинение по стихам Тургенева
|
17.12.13
|
|
13.
|
О поэзии Н. А. Некрасова. «Железная дорога».Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
|
1
|
Выучить наизусть отрывок
|
19.12.13
|
|
14.
|
Н. А. Некрасов «Песня Еремушке» .Боль поэта за судьбу народа
|
1
|
Выразительное чтение стихотворения
|
24.12.13
|
|
15.
|
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
|
1
|
Стр.162-163, ответить на вопросы
|
26.12.13
|
|
III четверть
1.
|
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя
|
1
|
Стр.166-168, читать
|
14.01.14
|
|
2.
|
Л.Н. Толстой «После бала» Контраст, как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа
|
1
|
Чтение рассказа, вопросы учебника; Анализ эпизода экзекуции
|
16.01.14
|
|
3.
|
Л. Н. Толстой «После бала». Автор и рассказчик в произведении
|
1
|
Ответить на вопросы, подготовить характеристику героев
|
21.01.14
|
|
4.
|
Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
|
1
|
Анализ рассказа
|
23.01.14
|
|
5.
|
Р.р. Сочинение «О чем заставил думать меня рассказ «После бала»?
|
1
|
Завершить работу
|
28.01.14
|
|
6.
|
О сюжете и композиции художественного произведения. Основные роды художественной литературы.
|
1
|
Стр.180-184, читать
|
30.01.14
|
|
7.
|
А.П. Чехов «Тоска». Сочувствие обездоленным и одиноким; тоска по человеческому участию и любви
|
1
|
Прочитать статью в учебнике «А.П.Чехов»
|
04.02.14
|
|
8.
|
А.П. Чехов «Свадьба». Смех над ограниченностью и тупостью. Сатира и юмор в пьесе
|
1
|
Письменно ответить на вопросы,стр.208
|
06.02.14
|
|
9.
|
А.П. Чехов «Беззащитное существо», «Смерть чиновника»
|
1
|
Внеклассное чтение
|
11.02.14
|
|
10.
|
М. Горький «Песня о Соколе». Героический пафос. Композиция «Песни». Символико-аллегорический смысл.
|
1
|
Прочитать пособие «Читаем, думаем, спорим...», с. 177-181
|
13.02.14
|
|
11.
|
Литература XX века. М. Горький «Легенда о Данко». Воспевание подвига во имя людей.
|
1
|
Стр.217,ответить на вопросы; о языке художественной литературы.
|
18.02.14
|
|
12.
|
М. Горький «Мои университеты». Становление личности Пешкова
|
1
|
Написать сочинение о героях Горького
|
20.02.14
|
|
13.
|
В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Хорошее отношение к лошадям». Патетика и сатира в произведениях Маяковского.
|
1
|
Прочитать об особенностях стихов В.В. Маяковского;стр.230, ответить на вопросы
|
25.02.14
|
|
14.
|
В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В.М. На даче»
|
1
|
Внек. чтение.
|
27.02.14
|
|
15.
|
С. Есенин «Каждый труд благослови, удача». Образы русской природы в стихах Есенина.
|
1
|
Выучить стихотворение
|
04.03.14
|
|
16.
|
Н.А. Заболоцкий «Еще заря не встала над селом». Человек и природа. Воздействие природы на внутренний мир человека.
|
1
|
Стр.243, ответить на вопросы
|
06.03.14
|
|
17.
|
К. Г. Паустовский «Зарубки на сердце». Моральный долг детей перед родителями
|
1
|
Письменно ответить на вопросы, стр.255
|
11.03.14
|
|
18.
|
А.Т. Твардовскийпоэт-гражданин. «Василий Теркин». Замысел, история создания, народнопоэтическая основа произведения.
|
1
|
Подготовить выразит.чтение поэмы Твардовского «Василий Теркин»
|
13.03.14
|
|
19.
|
А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Тема большой и малой родины. Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны.
|
1
|
Выписать из поэмы пословицы и поговорки
|
18.03.14
|
|
20.
|
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» Теркин- воплощение лучших качеств воина. В.Теркин Твардовского и Улмасбай М.Карима
|
1
|
Выучить наизусть понравившиеся строки
|
20.03.14
|
|
IV четверть
1.
|
Р.р.Тема человека и войны в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
|
1
|
Завершить работу
|
01.04.14
|
|
2.
|
Г. Я. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние». Война глазами фронтовика-писателя.
|
1
|
Знать биографию писателя; готовить пересказ текста
|
03.04.14
|
|
3.
|
Г. Я. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние». Чувство боли и сострадания автора за «вечно девятнадцатилетних»
|
1
|
Стр.307-308, ответить на вопросы
|
08.04.14
|
|
4.
|
Стихи, рожденные войной. А.Ахматова, Д. Самойлов, М. Цветаева.
|
1
|
Подготовить рефераты, выучить одно из понравившихся стихотворений
|
10.04.14
|
|
5.
|
Вн.чт.В.П.Астафьев«Фотография, на которой меня нет»Мечты и реальность военного детства в рассказе
|
1
|
Ответить на проблемные вопросы
|
15.04.14
|
|
6.
|
Р.р. Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»
|
1
|
завершить
|
17.04.14
|
|
7.
|
В.Г. Распутин «Уроки французского». Тема воспитания молодого поколения.
Работа над текстом
|
1
|
Ответить на вопросы по тексту, стр.328
|
22.04.14
|
|
8.
|
В.М.Шукшин «Обида». Обличие грубости, казенного отношения к человеку.
|
1
|
Готовить пересказ; стр.340, ответить на вопросы
|
24.04.14
|
|
9.
|
Р.р. Нравственные темы в рассказах В.Г.Распутина и В.М.Шукшина
|
1
|
Завершить работу
|
29.04.14
|
|
10.
|
Вн.чт. Д. Гранин, А.Адамович. «Блокадная книга»
|
1
|
Готовиться к пересказу
|
06.05.14
|
|
11.
|
В.Шекспир.Слово о великом драматурге и его театре «Глобус». Писатель и его время.
|
1
|
Чтение трагедии «Ромео и Джульетта»
|
08.05.14
|
|
12.
|
В. Шекспир «Ромео и Джульетта» Трагическая история любви юных героев.
|
1
|
Стр.357, ответить на вопросы
|
13.05.14
|
|
13.
|
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
|
1
|
Прочитать отрывки из романа
|
15.05.14
|
|
14.
|
Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Фантастическое приключение и моральные стороны истории Гулливера.
|
1
|
Стр.379, ответить на вопросы
|
20.05.14
|
|
15.
|
П.Мериме «Маттео Фальконе» Столкновение нравственного долга и родственных чувств, его трагическое разрушение.
|
1
|
Стр.395, ответить на вопросы
|
22.05.14
|
|
16.
|
Вн.чтение.В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
|
1
|
Подготовиться к беседе по содержанию
|
27.05.14
|
|
17.
|
Р.р. Мысли о прочитанном
|
1
|
Завершить работу;Литература на лето.
|
29.05.14
|
|
|