Рабочая программа Слушание музыки




Скачать 343.08 Kb.
Название Рабочая программа Слушание музыки
страница 1/3
Дата публикации 27.05.2014
Размер 343.08 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3




ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ»

МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина

Протокол

______ от ___________ « ____» _____________20__г.
Рабочая программа

Слушание музыки
1-3 классы

Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ»

МАРУГИНА Оксана Валерьевна

Дудинка

2010г.
Пояснительная записка
Круг предметов, изучаемых в современных детских музыкальных школах и школах искусств, группируется по двум музыкальным направлениям – исполнительскому (класс специальных и общих инструментов, ансамбль, хор и т.д.) и теоретическому, которое представлено двумя основными предметами: сольфеджио и «музыкальной литературой». И если обучение игре на музыкальных инструментах по учебному плану начинается уже с подготовительного или с первого класса, то курс «Музыкальной литературы» вводится лишь с четвёртого класса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для воспитания музыкального восприятия возраст 7 – 10 лет. Именно в этом возрасте необходимо пробудить в ребёнке интерес к музыке, научить детей понимать и сопереживать её содержание, что самым благоприятным образом скажется на формировании исполнительских навыков учеников.

В этой связи введение в ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки» с первого по третий класс является необходимым и своевременным.

Введение предмета «Слушание музыки» в первых – третих классах – это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой музыкальной культуры, обогащение их слухового опыта, но и формирование различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.

Цель данной программы – создание необходимых предпосылок для музыкального и личностного развития ученика, создание первоначальной необходимой базы для его последующей активной творческой деятельности. Создать все необходимые условия, чтобы урок «Слушание музыки» стал любимым уроком, открывающим детям новый мир прекрасного.

Уроки по предмету «Слушание музыки» проводятся в первом классе пятилетнего обучения и в первом, втором и третьем классах семилетнего обучения раз в неделю по 40 минут в форме групповых занятий (5 – 7 чел.).

Учебно – тематический план.

1 класс

(для пятилетнего срока обучения)
Первое полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 1

Выразительные средства музыки.

Музыка. Мелодия вокальная и инструментальная. Кантилена. Речитатив. Лад. Гармония.


1

1.1. Метр. Ритм. Темп. Динамика. Фактура.

1

1.2. Регистр. Виды регистра. Диапазон. Тембр. Разновидность тембров.


1

Тема 2

Музыкальные инструменты. Орган. От клавира к фортепиано.

1

Тема 3

Симфонический оркестр. Струнно-смычковые. Деревянно-духовые. Медные духовые и ударные инструменты.

1

Тема 4

Духовой оркестр. Духовые и ударные инструменты.

1

Тема 5

Оркестр русских народных инструментов.

Контрольные задания.

2

Тема 6 Музыкальный образ. Музыкальная тема. Развитие темы,

6.1., 6.2. способы развития (повторение, вариационное, секвенция, имитация). Кульминация.

2

Тема 7 Музыкальная форма.

7.1. Музыкальные построения. Цензура. Мотив. Музыкальная фраза. Предложение. Каданс.

1

7.2.,7.3. Период (однотональный, модулирующий, повторного, не повторного строения). Период – одночастная музыкальная форма.


2

7.4. Простая двухчастная форма с репризой и без репризы.

Контрольные, проверочные задания. Повторение пройденного материала.

3

Всего уроков

16


Второе полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 7 Музыкальная форма.

7.5. Трёхчастная форма простая и сложная.


1

7.6.,7.7. Вариации. Старинные (ваsso ostinato). «Глинкинские» (soprano ostinato). Строгие, классические. Свободные или романтические. Вариации двойные, тройные.

2

7.8. Форма рондо

1

Тема 8 Циклические формы.

8.1. Музыкальный цикл. Вокальный цикл. Инструментальный цикл (сюитный и сонато – симфонический).

1

8.2. Сюита. Возникновение. Павана. Гальярда.

1

8.3.,8.4. Классическая танцевальная сюита. Танцы: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

2

8.5. Сонатно – симфонический цикл. Соната.

Контрольные, проверочные задания.

2

Тема 9 Музыкальные жанры.

9.1. Понятие жанра. Жанры музыкального искусства.

1

9.2. Песня. Песня профессиональная и народная.

1

9.3, 9.4. Марш. Военные марши. Траурные марши.

2

9.5.,9.6. Танец. Танцевальная музыка (прикладная, концертная, народная, профессиональная, оригинальная и обработки народных танцев).

2

Повторение пройденного материала. Контрольный урок.

2

Всего уроков

18


Содержание программы.

1 класс

(для пятилетнего срока обучения)

I четверть
Тема 1. Выразительные средства музыки.
Урок 1. Основные выразительные средств музыкального искусства. Четыре свойства музыки: высота, длительность, громкость, тембр. Основные понятия: мелодия, кантилена, речитатив, лад, гармония.
Музыкальные произведения:

  1. М.Глинка «Полька».

  2. Л.Бетховен «Сурок».

  3. М.Глинка опера «Иван Сусанин». Речитатив и ария Сусанина из IV д.

  4. Ф.Шуберт «Вальс» (h-moll).

  5. Ф.Шопен «Прелюдия № 20».

  6. В.Моцарт «Симфония № 40.1 часть». Экспозиция.


Урок 2. Метр. Ритм. Темп (темповые обозначения). Динамика (обозначение динамических оттенков). Фактура. Виды фактур – одноголосная, аккордовая, гомофонно-гармоническая, полифоническая.
Музыкальные произведения:

  1. И.Дунаевский «Весёлый ветер».

  2. Й.Гайдн «Квартет».

  3. С.Майкапар. пьеса «Эхо в горах».

  4. «Ничто в полюшке не колышется» (русская народная песня).

  5. П.Чайковский «В церкви» из «Детского альбома».

  6. И.Бах. Инвенция Ре Минор.


Урок 3. Регистр. Виды регистра. Диапазон. Тембр. Разновидности тембров муз. инструментов и человеческих голосов.
Музыкальные произведения:

  1. П.Чайковский пьеса «Жаворонок» из «Детского альбома.

  2. К.Орф «Жалоба».

  3. В.Ребиков «Медведь».

  4. Н.Римский-Корсаков опера «Садко». Песни Варяжского, Веденецкого и Индийского гостей.

  5. М.Глинка опера «Иван Сусанин» песня Вани.

  6. К.Вебер опера «Вольный стрелок» хор охотников.

  7. П.Чайковский опера «Евгений Онегин» хор «Девицы – красавицы» из 3 картины.

  8. Бизе опера «Кармен» хор мальчиков из I действия.


Тема 2. Музыкальные инструменты.
Урок 4. Музыкальные инструменты. Орган (коротко обустройство). От клавира к фортепиано. Клавесин. Клавикорд. Чембало. Спинет. Верджинал.
Музыкальные произведения:

  1. И.Бах. токката и фуга Ре Минор.

  2. Ж.Рамо «Тамбурин».

  3. Ж.Рамо «Пение птиц».

  4. Ф.Куперен «Жнецы».

  5. Л.Бетховен «К Лизе».


Тема 3. Симфонический оркестр.
Урок 5. Симфонический оркестр. Основные группы инструментов. Струнно-смычковые. Деревянно-духовые. Медные духовые и ударные инструменты.
Музыкальные произведения:

  1. С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

  2. Р.Щедрин «Озорные частушки».


Урок 6. Духовой оркестр. Духовые и ударные инструменты.

Урок 7. Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальные произведения:

  1. Смоленский гусачок.

  2. Русский народный танец.

  3. В.Андреев «Вальс».


Урок 8. Повторение музыкальных произведений.

II четверть
Тема 4. Музыкальный образ. Музыкальная тема.
Урок 1, 2. Развитие темы, способы развития (повторение, вариационное, секвенционное, имитационное). Кульминация.
Музыкальный материал:

  1. П.Чайковский. Четвёртая симфония.II часть.

  2. С.Майкапар «В садике».

  3. Д.Кабалевский «Барабанщик».

  4. Л.Бетховен. Пятая симфония.I часть.

  5. Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» I часть. Образ моря.

  6. М.Глинка «Камаринская».

  7. С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

  8. В.Шаинский «Песенка крокодила Гены».

  9. М.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».


Тема 5. Музыкальная форма.
Урок 3. Музыкальные построения. Цезура. Мотив. Музыкальная фраза. Предложение. Каданс.

Музыкальный материал:

  1. Р.Шуман «Карнавал». «Кокетка».

  2. В.Моцарт «Как трепетно сердце».

  3. Р.Шуман «Карнавал». «Признание».


Урок 4, 5. Период (однотональный, модулирующий, повторного, неповторного строения). Период – одночастная музыкальная форма.
Музыкальный материал:

  1. Лехтинен «Летка – енька».

  2. Й.Гайдн. оратория «Времена года» хор земледельцев.

  3. В.Моцарт «Тоска по весне».

  4. Д.Шостакович «Гавот» (C-dur).

  5. П.Чайковский «Утренняя молитва» (G-dur).

  6. Ф.Шопен. прелюдия № 7.


Урок 6. Простая двухчастная форма с репризой и без репризы.
Музыкальный материал:

  1. П.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

  2. П.Чайковский «Шарманщик поёт» из «Детского альбома».


Урок 7, 8. Повторение пройденного материала.

III четверть
Урок 1. Трёхчастная форма простая и сложная.
Музыкальные произведения:

  1. С.Рахманинов «Итальянская полька».

  2. Р.Шуман «Смелый наездник» из «Альбома для юношества».

  3. П.Чайковский «Вальс» из «Детского альбома».

  4. П.Чайковский сборник фортепианных пьес «Времена года».


Урок 2, 3. Форма вариаций. Вариации старинные (ваsso ostinato). «Глинкинские» (soprano ostinato). Строгие, классические. Свободные или романтические. Вариации двойные, тройные.
Музыкальные произведения:

  1. И.Бах «Пассакалья».

  2. М.Глинка опера «Руслан и Людмила» персидский хор.

  3. В.Моцарт. Соната Ля Мажор.

  4. М.Глинка «Камаринская».


Урок 4. Форма рондо. Использование формы рондов вокальной и инструментальной музыке.
Музыкальные произведения:

  1. М.Глинка опера «Руслан и Людмила». Рондо Фарлафа.

  2. Й.Гайдн. Соната Ре Мажор III часть.



Тема 6. Циклические формы.
Урок 5. Циклические формы. Музыкальный цикл. Вокальный цикл. Инструментальный цикл (сюитный и сонатно-симфонический).
Музыкальные произведения:

  1. Ф.Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

  2. П.Чайковский. Инструментальный цикл «Времена года».

  3. Р.Шуман. Инструментальный цикл «Карнавал».

  4. И.Бах «Французская сюита До Минор».

  5. И.Бах «ХТК».


Урок 6. Сюита. Возникновение. Павана. Гальярда.
Музыкальные произведения:

  1. М.Равель. Павана.

  2. Дж. Фрескобальди. Гльярда.


Урок 7, 8. Классическая танцевальная сюита. Танцы: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
Музыкальный материал:

  1. Г.Гендель. Сюита Ре Минор. Аллеманда. Куранта. Сарабанда. Жига.

  2. Ж.Рамо «Перекликание птиц».

  3. Ж.Рамо «Сельское рондо».


Урок 9. Сонатно-симфонический цикл. Соната. Строение, характеристика частей.
Музыкальный материал:

  1. Й.Гайдн. Соната Ми Минор I, II и III части.


Урок 10. Повторение пройденного музыкального материала.

IV четверть
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Слушание музыки icon Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель...
Шостаковича способен устоять и перед физическим уничтожением, и перед духовным порабощением, оставаясь личностью. Симфония встречена...
Рабочая программа Слушание музыки icon Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки»
Обсуждена и утверждена на заседании кафедры Яковенко Ю. Ф., зав кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа Слушание музыки icon Программа по музыке для 4-7 классов Д. Б
Программа музыкальных занятий в четвертом классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным...
Рабочая программа Слушание музыки icon Религиозная символика в инструментальной музыке ю. Буцко
Работа выполнена на кафедре истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных
Рабочая программа Слушание музыки icon Литература» Тема урока : «Жанры вокальной музыки»
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы
Рабочая программа Слушание музыки icon Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл в 2 ч
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское
Рабочая программа Слушание музыки icon Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 9 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Рабочая программа Слушание музыки icon Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Рабочая программа Слушание музыки icon Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш»
Музыкальные способности у ребенка проявляются очень рано. И если правильно заниматься, их становление в раннем детстве происходит...
Рабочая программа Слушание музыки icon Программа по «Искусство (Музыкуа)»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции