Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»




Скачать 97.17 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Дата публикации26.05.2014
Размер97.17 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Сергиево-Посадского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Шеметовская средняя

общеобразовательная школа»

________________Л.В.Иванова

«______»_________________2013 г.

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

11 класс

Составитель: Сметанина Марина Львовна,

учитель русского языка и литературы 2 категории

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса.

Сегодня остро стоит вопрос формирования национального самосознания у подрастающего гражданина Российской Федерации, одной из неотъемлемых составляющих которого является чувство гордости за родной язык, складывающееся не только из осознания его красоты, величия и могущества, но и из желания и умения сохранить эти качества. Потому мы обязаны прививать школьникам необходимость в их речевой и письменной  практике постоянного использования и накопления потенциала и богатства русского языка, созданного великими предками, чем и способствовать его сохранению и развитию.  

Тревожно состояние современного русского языка: расшатываются литературные нормы, происходит стилистическое снижение устной и письменной речи, бытовая – и, к сожалению, не только – сфера общения становится все более вульгарной.

Однако в наши дни оценка специалиста производится не только по качеству его профессиональной пригодности, но еще и по умению грамотно – устно и письменно – излагать мысли.

 Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию  за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-9 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.

При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.

В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 11 классе, поэтому данный курс (34 часа) может быть предложен в течение всего учебного года. Программа состоит из 7 тем:

  1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

  2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

  3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

  4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

  5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.

  6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.

  7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака.

В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.

В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике (Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 1998. и другие.).

Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.

Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч.

Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч.

Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч.

Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч.

Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч.

Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч.

Итоговое занятие – 1 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Планируемая дата

Фактическая дата

Домашнее задание

1

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой принцип русской графики.










2

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Обозначение гласных после шипящих и Ц.










3

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Отступления от слогового принципа русской графики.










4

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.










5

Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.










6

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу










7

Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу










8

Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].










9

Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].










10

Правописание одного и двух Н.










11

Правописание одного и двух Н.










12

Правописание одного и двух н.










13

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.










14

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.










15

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.










16

Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания. Собственные имена лиц.










17

Названия исторических событий, эпох и знаменательных дат. Названия организаций, учреждений, фирм.










18

Названия документов, памятников старины, произведений искусства, литературных произведений.










19

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. Слитное и раздельное написание с НЕ.










20

Разграничение приставки НЕ- и частицы НЕ.










21

Слитное и раздельное написание НЕ с формами на –МЫЙ.










22

Слитные и дефисные написания сложных прилагательных.










23

Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Историческая изменяемость пунктуации. Точка. Точка с запятой.










24

Двоеточие.










25

Тире. Многоточие.










26

Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.










27

Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания при номинативных конструкциях.










28

Знаки препинания в сложном предложении.










29

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложных предложений.










30

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.










31

Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.










32

Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.










33

Норма в пунктуации и проблема выбора знака.










34

Понятие нормы применительно к знакам препинания. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков













ИТОГО : 34 УРОКА










ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2001

  2. Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 1998.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.

  4. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.

  5. Лукина  Я.В.   Степанова  Л.В.   Пишем  диктанты  с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: «Златоуст», 2001.

  6. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

  7. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

  8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001.

Согласовано Согласовано.

на заседании ШМО учителей Зам.директора по УВР

русского языка и литературы. ______________/С.В. Рыжова/

____________________________ «_____»___________ 2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа учителя русского языка и литературы Лукашовой Ларисы...
Элективные курсы, которые мы предлагаем ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к егэ» в 11 классе
Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconПрограмма элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид...
Будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение: подготовка к егэ»
Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа по русскому языку 3 А
Рабочая программа курса основ религиозных культур и светской этики (модуль Светская этика)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Баранова...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции