Скачать 97.17 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» ________________Л.В.Иванова «______»_________________2013 г. Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 11 класс Составитель: Сметанина Марина Львовна, учитель русского языка и литературы 2 категории 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса. Сегодня остро стоит вопрос формирования национального самосознания у подрастающего гражданина Российской Федерации, одной из неотъемлемых составляющих которого является чувство гордости за родной язык, складывающееся не только из осознания его красоты, величия и могущества, но и из желания и умения сохранить эти качества. Потому мы обязаны прививать школьникам необходимость в их речевой и письменной практике постоянного использования и накопления потенциала и богатства русского языка, созданного великими предками, чем и способствовать его сохранению и развитию. Тревожно состояние современного русского языка: расшатываются литературные нормы, происходит стилистическое снижение устной и письменной речи, бытовая – и, к сожалению, не только – сфера общения становится все более вульгарной. Однако в наши дни оценка специалиста производится не только по качеству его профессиональной пригодности, но еще и по умению грамотно – устно и письменно – излагать мысли. Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-9 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи. Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся. При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях. В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности. В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 11 классе, поэтому данный курс (34 часа) может быть предложен в течение всего учебного года. Программа состоит из 7 тем:
В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности. На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др. В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике (Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 1998. и другие.). Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч. Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч. Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч. Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч. Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч. Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч. Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч. Итоговое занятие – 1 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Согласовано Согласовано. на заседании ШМО учителей Зам.директора по УВР русского языка и литературы. ______________/С.В. Рыжова/ ____________________________ «_____»___________ 2013 г. |
![]() | Элективные курсы, которые мы предлагаем ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать... | ![]() | Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
![]() | Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... | ![]() | Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу |
![]() | Будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы | ![]() | Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,... |
![]() | Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа... | ![]() | Рабочая программа курса основ религиозных культур и светской этики (модуль Светская этика) |
![]() | Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования... |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |