О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году




Скачать 181.27 Kb.
НазваниеО преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году
Дата публикации26.05.2014
Размер181.27 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ
Основная цель филологического образования, в том числе обучения русскому языку и преподавания литературы,– формирование компетентного ученика, становление его как высоконравственной, ориентированной на ценности культуры личности, развитие речевой и читательской способностей школьника.

Ключевыми подходами к реализации цели филологического образования являются интегративный и коммуникативный. Интегративный подход предполагает взаимосвязь содержания и технологий обучения языку и преподавания литературы, ориентированность на текст как основу филологического образования. Коммуникативный подход обеспечивает становление языковой личности, умело и уместно использующей язык во всех видах и сферах речевой деятельности, формирование читателя, способного к литературному общению на уровне диалога культур.

Напомним, что в условиях полиэтнического Одесского региона особенно важной задачей обучения русскому языку и преподавания литературы является формирование у школьников поликультурного сознания и способности к межкультурной коммуникации.

Русский язык является базовым курсом основной и старшей профильной школы с русским языком обучения. Напоминаем, что преподавание русского языка как базового предмета в школе с украинским языком обучения в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки (Типовыми учебными планами, Государственными учебными программами по русскому языку для школ с украинским языком обучения) должно осуществляться с учетом не менее 2 часов в неделю.

Преподавание курса «Литература (русская и мировая)» осуществляется в школах с русским языком обучения.

Обращаем внимание на то, что в 2013/2014 учебном году 5 классы будут обучаться по новым программам для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений (письмо Министерства образования и науки от 24.05.2013 года №1/9-368 «Про організацію навчально-виховного процесу у 5-х класах загальноосвітніх навчальних закладів і вивчення базових дисциплін в основній школі» в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 №1392 «Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти»). Приводим ниже перечень данных программ для школ с русским и украинским языком обучения.

Русский язык

  • Русский язык: программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (составители: Голобородько Е.П., Озерова Н.Г., Михайловская Г.А., Стативка В.И., Давидюк Л.В., Быкова Е.И.).

  • Русский язык: программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (начало изучения с 1 класса, составители: Баландина Н.Ф., Синица И.А., Фролова Т.Я., Бойченко Л.А.).

  • Русский язык: программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения (начало изучения с 5 класса, составители: Курач Л.И., Корсаков В.А.).

Литература

  • Литература (русская и мировая) для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (составители: Исаева Е.А., Клименко Ж.В., Мельник А.О.).


Для удобства составления календарно-тематического планирования приводим возможное распределение часов на изучение школьного курса русского языка 5-го класса и проведение контроля уровня учебных достижений школьников:

Школа с русским языком обучения


Тематический блок программы

Количество часов

І семестр

Введение

1

«Повторение»

2

«Синтаксис и пунктуация»

11

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание…

Предложение…

Главные и второстепенные члены предложения...

1

2

2

Контрольная работа по темам «Повторение. Синтаксис и пунктуация»

1

Предложения с однородными членами

Предложения с обращениями, вводными словами…

Сложное предложение

Прямая и косвенная речь

Рр Общее представление об общении и речи…

1

2

2

1

1

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

8

Понятие о фонетике, графике, орфографии, орфоэпии…

Рр Монологическая и диалогическая речь…

Рр Качества хорошей речи. Недочеты…

5

1

1

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Контрольное аудирование*

1

Слог. Ударение…

Контрольное списывание

Рр Чтение вголос

Рр Речевой этикет…

Рр Устный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания предмета

3

1

1

1

1

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Контрольное чтение молча*

1

Повторение в конце полугодия

1

ІІ семестр

«Лексикология, фразеология»

7

Понятие о лексикологии…

Однозначные и многозначные слова…

Группы слов по значению…

Понятие о фразеологии…

Рр Текст, его основные признаки…

Рр Устный подробный пересказ художественного текста с элементами описания животного по плану, данному учителем*

1

2

2

2

1

Контрольная работа по теме «Лексикология, фразеология»

1

«Состав слова. Словообразование. Орфография»

13

Понятие о составе слова…

Понятие о морфеме…

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Рр Простой план готового текста

Рр Средства связи предложений в тексте

1

1

4

1

1

Контрольная работа по теме «Состав слова. Орфография»

1

Буквы о, ё после шипящих в корне слова

Гласные и согласные в префиксах

Буквы и, ы после ц в разных частях слова

Рр Типы речи…

Рр Подробное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами рассуждения и описания животного

Рр Диалог (по заданной ситуации с элементами описания животного)

1

2

1

1

1

1


Контрольная работа по теме «Состав слова. Орфография»

Контрольное аудирование*

1


Понятие о словообразовании…

Сложные и сложносокращенные слова…

Контрольный слуховой диктант

Рр Общее представление о стилях речи…

Рр Письмо и адрес, правила электронной переписки*

Рр Понятие о разговорном, научном, художественном стилях речи

Рр Устное сочинение-описание животного по картине

Рр Сочинение-рассуждение на тему, связанную с жизненным опытом учащихся*

1

2

1

2
1

1

Контрольная работа по теме «Состав слова. Словообразование. Орфография»

Контрольное чтение молча*

1



Повторение в конце года

1

Знаком (*) – обозначены виды деятельности, для которых не отводятся отдельные уроки.

Школа с украинским языком обучения (5 класс – 5 год обучения)


Тематический блок программы

Количество часов

І семестр

«Общие сведения о языке»

1

«Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»

15

Звуки и буквы

Понятие о слоге. Деление слова на слоги

Гласные звуки в сильных и слабых позициях

Рр Речь и общение. Виды и формы речевой деятельности.

Рр Чтение вслух

Рр Глобальное аудирование*

2

2

3

1

1

Контрольная работа по теме «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»

1

Согласные звуки

Произношение и написание отдельных сочетаний звуков

Рр Основные правила общения

Рр Составление диалогов по опорным репликам*

Рр Текст. Тема и основная мысль текста.

Рр Ознакомительное чтение*

Рр Составление вопросов и ответы на вопросы по содержанию текста*

4

4

1

1

Контрольная работа по теме «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»

Контрольное аудирование*

1

«Лексикология, лексикография»

6

Слово – основная единица языка

Группы слов по значению

Контрольное списывание

Рр Стили речи. Разговорный и художественный стили

Рр Прогнозирование продолжения текста*

Рр Типы речи. Описание предмета

2

4

1

2
1

Контрольная работа по теме «Лексикология, лексикография»

Контрольное чтение молча*

1

Повторение в конце полугодия

1

ІІ семестр

«Состав слова»

2

«Морфология»

17

Общее понятие о частях речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Рр Перевод небольших по объему текстов*

Рр Восстановление целостности небольшого текста*

Рр Составление этикетных и информационных диалогов-расспросов

1

3

3

1

1

Контрольная работа по темам «Состав слова. Морфология»

1

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлоги, союзы, частицы

Зрительно-слуховой диктант

Рр Устное изложение художественного текста с элементами описания животного.

Рр Устное рисование*

Рр Составление простого плана*

2

3

1

3

1
1

Контрольная работа по теме «Морфология»

Контрольное аудирование*

1

«Синтаксис, пунктуация»

8

Словосочетание

Предложение

Предложения с однородными членами

Рр Письменное изложение художественного текста с элементами описания животного.

Рр Устное сочинение-описание человека

Рр Сочинение-миниатюра по опорным словам*

Рр Устное рассуждение о событии*

1

4

3

1
1



Контрольная работа по теме «Синтаксис, пунктуация»

Контрольное чтение молча*

1

Повторение за год

1

Школа с украинским языком обучения (5 класс – 1 год обучения)

Тематический блок программы

Количество часов

І семестр

Введение.

Аудирование. Диалог по рисункам и опорным словам. Воспроизведение прослушанных диалогов.

Деление текста на части. Создание рисунка по тексту. Составление продолжения незавершенного текста.

2

«Начальное обучение чтению и письму»

14

Чтение и письмо слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графике.

Диалог по рисункам к тексту, по предложенной ситуации, на основе личного опыта, по данному началу*

Тема, основная мысль текста*

6

Сведения о диалогической речи. Качества хорошей диалогической речи. Типы начальных реплик.

1

Чтение и написание слов с буквами, различающимися в русской и украинской графике

Сопоставление текстов*

Устное изложение*

Чтение молча*

Устное высказывание*

Диалог по данному началу*

Вопросы к тексту*

8

Речевой этикет

1

Контрольная работа по теме «Начальное обучение чтению и письму»

1

Чтение вслух по ролям.

Чтение молча. Составление вопросов к тексту.

2

Списывание с проговариванием

1

«Звуки и буквы. Слог. Ударение. Правописание»

Диалог по образцу, по заданной ситуации*

Аудирование с последующим обсуждением*

Деление текста на части*

Словарный диктант

Устное высказывание по данному началу*

Письменное высказывание*

7


1

Контрольное аудирование

1

Контрольное списывание

1

Контрольная работа по теме «Звуки. Буквы. Слог. Ударение. Правописание»

1

Повторение в конце полугодия

1

ІІ семестр

Текст. Коммуникативная направленность текста. Тема и основная мысль текста.

Устное высказывание*

Устное изложение по опорным словам, словосочетаниям*

2

Предложение. По цели высказывания, по интонации.

Чтение вслух по ролям*

Устное высказывание по опорным словам*

Письменное высказывание по данному началу*

3

Текст. Средства связи между предложениями в тексте.

Тема, основная мысль текста*

Чтение вслух диалога по ролям*

Диалог по опорным предложениям*

2

Предложение. Связь слов в предложении.

Чтение молча*

Письменное изложение по опорным словосочетаниям, предложениям*

2

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Словосочетания в русском и украинском языках.

Устное высказывание*

Устное изложение*

Письменное изложение по опорным словосочетаниям, предложениям*

3

Лексикология.

Аудирование* Тема, основная мысль текста.*

Устное изложение*

Письменное высказывание*

Чтение вслух*

5

Контрольная работа по темам « Лексикология», «Синтаксис».

1

Текст. Структура текста. Членение текста на абзацы.

Тема, подтема, основная мысль текста*

Устное изложение по данному плану*

Качества хорошей монологической речи

Письменное изложение*

3

1


Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Чтение молча*

Устное изложение по плану*

Устное высказывание о прочитанном в тексте*

Диалог-обсуждение по описанной ситуации*

4

Предложение. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Аудирование*

Чтение молча*

Чтение вслух*

2

Проверочный диктант

1

Слова-предложения.

Разыгрывание диалогов*

1

Фразеология.

Аудирование*

Редактирование текста*

Письменное высказывание по данному началу и концу*

2

Контрольное аудирование

1

Контрольное списывание

1

Контрольная работа по темам «Фразеология», «Синтаксис»

1

Повторение в конце года

1

Знаком (*) – обозначены виды деятельности, для которых не отводятся отдельные уроки.

Обучение русскому языку в 6-11 классах продолжится по действующим программам.

Новые программы для учащихся 5-х классов, действующие программы для 6-11 классов по русскому языку и литературе для основной и старшей профильной школы размещены на сайте Министерства образования и науки (www.mon.gov.ua.).

В школах с украинским языком обучения, где не предусмотрено изучение русского языка как базового предмета, возможно введение факультативного курса или курса по выбору на основе соответствующего программного обеспечения (из расчёта 1 час в неделю вариативной части рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения):

        • 5 класс – «Русский язык. Факультативный курс» (под ред. Е.Ю. Крюченковой).

  • 6 – 11 классы – «Русский язык. Факультативный курс» (авт. Л.В. Давидюк), «Русский язык. Курс по выбору» (авт. Т.Я. Фролова).

Курсы по выбору в старшей профильной школе углубляют и расширяют содержание профильных предметов, обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучать русский предмет как предмет, смежный с профильными курсами, на профильном уровне. В качестве таких курсов, подготовленных кафедрой методики преподавания иностранных языков и языков и литератур национальных меньшинств ООИУВ, можем назвать следующие:

  • «Толковые словари: от древнейших до электронных. Курс по выбору для 10 классов школ с русским и украинским языками обучения (филологическое и общественно-гуманитарное направление)» (сост. Кривич С.М.).

  • «Музеи-усадьбы Украины и России. Курс по выбору для 10-11 классов школ с русским и украинским языками обучения (филологическое и художественно-эстетическое направление)» (сост. Крюченкова Е.Ю.).

Важным условием реализации целей филологического образования является повышение профессиональной компетентности учителя. Обращаем внимание на то, что кафедрой методики преподавания иностранных языков, языков и литератур национальных меньшинств с целью обеспечения эффективного взаимодействия методических служб области и непрерывного профессионального развития педагогов был разработан сайт (адрес сайта: nmlnacion.wix.com/kafedra), на котором в помощь методистам и учителям размещена информация по вопросам повышение квалификации, проводимых кафедрой научно-методических мероприятий, мероприятий для учащихся, материалы перспективного педагогического опыта, школы юного олимпийца, методические рекомендации.

Сайт структурирован таким образом, чтобы методист, учитель, любой желающий мог получить необходимую ему информацию, вступить в непосредственный контакт с сотрудниками кафедры (в разделе «Онлайн- консультации»). Сайт предоставляет возможность учителю определиться в направлениях и проблематике самообразования, проектной деятельности, ознакомившись с ориентировочной тематикой педагогических проектов (рубрика «Повышение квалификации»). В разделе «Методическая школа» размещены материалы, разработанные сотрудниками кафедры, по отдельным направлениям методической работы и вопросам теории и практики филологического образования. Данные материалы могут быть использованы в деятельности методических служб и педагогов.

    Для повышения профессиональной грамотности учителей, развития их творческого потенциала, расширения сферы профессиональных контактов рекомендуем также использовать ресурсы сети Интернет, перечень которых приводим ниже:

Справочные порталы, поисковые системы

http://edu.km.ru

http://www.gramota.ru

www.inter-pedagogika.ru

http://www.school.holm.ru

http://humanities.edu.ru

http://www.brama.com/ukr.html

http://lingvist.ucoz.ru/
Электронные библиотеки

http://elibrary.ru

http://pedlib.ru

http://www.lib.ru

http://bibl.tikva.ru

http://www.gramota.ru
Электронные словари

http://www.gramota.ru

http://webslovar.ru/

Периодические издания

http://ruthenia.ru

http://www.ug.ru

www.pereplet.ru

Форумы

http://pedsovet.org

Конкурсы

http://edu.km.ru
Отметим, что в деле повышения квалификации педагогов и уровня их профессиональной конкурентоспособности, систематизации созданных учителем материалов и создания условий для достойной презентации своего труда важную роль играет электронное портфолио педагога (на сайте кафедры в разделе «Методическая школа» размещена информация о создании ресурса веб-портфолио). В связи с указанным обращаем внимание на русскоязычный информационный Интернет-ресурс (сайт), разработанный учителем русского языка и литературы общеобразовательной школы №81

г. Одессы Ковалёвой Лилией Владимировной, который можно рассматривать как вариант электронного педагогического портфолио, созданный с целью привлечения внимания учащихся к изучаемому предмету, формирования позитивного мировоззрения и ценностных ориентаций, профессионального роста учителя. В 2010 году оргкомитет Национальной премии (Россия) за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет (Премия Рунета) включил сайт Ковалёвой Л.В. в число соискателей Премии в номинации «Интернет-проект учителя». В 2013 году деятельность учителя получила высокую оценку на Всеукраинском уровне: Ковалёва Л.В. была награждена от УАПРЯЛ медалью Н.В. Гоголя.
Т.Н. Полтавская,

методист русского языка

научно-методической лаборатории

языков и литератур национальных

меньшинств ООИУУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconО преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые...
...

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconО преподавании русского языка и литературы в 2012/2013 учебном году
Т. Н. Полтавская, методист русского языка научно-методической лаборатории языков и литератур национальных меньшинств ооиуу

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconО преподавании литературы в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые...
...

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconПлан организации подготовки к государственной итоговой аттестации...
В 2013-2014 учебном году продолжается эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации (гиа) в новой форме

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconО преподавании русского языка и литературы в 2014/2015 учебном году
Напоминаем, что основная стратегическая цель обучения русскому языку — формирование коммуникативной компетентности на основе речевой,...

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы...
Исходя из методической темы, целей и задач школы, мо учителей русского языка и литературы в новом учебном году выбирает следующую...

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconО преподавании химии в 201 3 -201 4 учебном году Нормативно-правовые...
...

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconОтчёт о предметной декаде русского языка и литературы, проведённой...
С 16 по 27 декабря 2013года в Юхаристальской сош проходила декада русского языка и литературы

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconО преподавании предметов художественно-эстетического цикла в 2014/2015 учебном году
...

О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского...
Учебном году школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы продолжило работу над единой методической темой...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции