Скачать 28.55 Kb.
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания». Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Определение жанра. Сказка – популярный жанр устного народного творчества , жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а порой и таинственные и страшные события. Действие же имеет приключенческий характер. Это предопределяет структуру сюжета. Он отличается законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказке свойствен счастливый конец. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов, устойчивостью компонентов. В ней почти не дается картин природы и быта. Ей присущи постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение волшебных помощников (предметы и животные). В сказке есть установка на увлекательность, которая сочетается с известной поучительностью. Отличительной чертой сказки является идеализация положительных героев, наличие удивительных существ и предметов, чудесных явлений. |
Познавательная деятельность младших школьников Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе |
«Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок) Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками |
||
«В старые годы, когда стоило лишь пожелать чего-нибудь и желание исполнялось, жил-был на свете…» Так начинается одна из сказок знаменитых Братьев Гримм, самых известных собирателей сказок в мире |
Сказка «О мёртвой царевне») Кем приходился Пушкин арапу Петра Великого?... Цель: Повторение сказок Пушкина А. С. Повторение литературоведческих понятий – рифма, стихотворный размер |
||
Урок-викторина «Сказки А. С. Пушкина» А. С. Пушкина, выставка сказок, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков учащихся «Я рисую сказку», выставка работ из пластилина... |
Шорохова О. А. Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию... Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению... |
||
Что является лишним в ряду? Познавательная, социально-преобразовательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая |
Исследовательская работа на тему: «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках» Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-Яги.... |
||
Познавательная игра для старшеклассников, посвященная дню победы Игровое поле по принципу телеигры «Алфавит». В центре игрового поля пять секторов разного цвета в форме пятиконечной звезды |
Решение конкретной задачи, имеющей практический характер Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |