Познавательная роль сказок




Скачать 28.55 Kb.
Название Познавательная роль сказок
Дата публикации 26.05.2014
Размер 28.55 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка.

Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Определение жанра.

Сказка – популярный жанр устного народного творчества , жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а порой и таинственные и страшные события. Действие же имеет приключенческий характер. Это предопределяет структуру сюжета. Он отличается законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказке свойствен счастливый конец.

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов, устойчивостью компонентов. В ней почти не дается картин природы и быта. Ей присущи постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение волшебных помощников (предметы и животные).

В сказке есть установка на увлекательность, которая сочетается с известной поучительностью.

Отличительной чертой сказки является идеализация положительных героев, наличие удивительных существ и предметов, чудесных явлений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Познавательная роль сказок icon Познавательная деятельность младших школьников
Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Познавательная роль сказок icon «Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)
Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-прак­тиками
Познавательная роль сказок icon «В старые годы, когда стоило лишь пожелать чего-нибудь и желание исполнялось, жил-был на свете…»
Так начинается одна из сказок знаменитых Братьев Гримм, самых известных собирателей сказок в мире
Познавательная роль сказок icon Сказка «О мёртвой царевне») Кем приходился Пушкин арапу Петра Великого?...
Цель: Повторение сказок Пушкина А. С. Повторение литературоведческих понятий – рифма, стихотворный размер
Познавательная роль сказок icon Урок-викторина «Сказки А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина, выставка сказок, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков учащихся «Я рисую сказку», выставка работ из пластилина...
Познавательная роль сказок icon Шорохова О. А. Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию...
Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению...
Познавательная роль сказок icon Что является лишним в ряду?
Познавательная, социально-преобразовательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая
Познавательная роль сказок icon Исследовательская работа на тему: «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-Яги....
Познавательная роль сказок icon Познавательная игра для старшеклассников, посвященная дню победы
Игровое поле по принципу телеигры «Алфавит». В центре игрового поля пять секторов разного цвета в форме пятиконечной звезды
Познавательная роль сказок icon Решение конкретной задачи, имеющей практический характер
Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции