Скачать 104.6 Kb.
|
интегрированный урок (литература + история+краеведение) «Я всем сердцем горжусь, что в России родился». 75-летию Василия Николаевича Ледкова посвящается. (16.12.1933 – 7. 03. 2002) Учитель русского языка и литературы: Соболева Н.Г. Учитель истории: Телкова Л.Б. Цели:
Участники: 8 классы Подготовительная работа: 1. Оформление класса: выставка книг В.Н. Ледкова. 2. Опережающее задание всем учащимся класса: выучить стихотворения В.Н. Ледкова, подготовить информацию о символах России и НАО. 3. Организационные встречи с классом по разработке и подготовке хода проведения часа общения и оформления презентации и фильма «Я всем сердцем горжусь, что, в России родился». Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, диск с мультимедийной презентацией, фотографии тундры, книги В.Н. Ледкова. Ход урока: Приветствие. Учитель русского языка и литературы: Наш бинарный урок «Я всем горжусь, что в России родился», посвящен 75-летию знаменитого поэта, прозаика, переводчика, члена Союза писателей СССР (России) Василию Николаевичу Ледкову. (1 слайд - карта НАО) Учитель истории:
16 декабря 1933 год Большеземельская тундра. Месяц Большой Темноты. Родился Ледков В.Н. (2 слайд - портерт В.Н.Ледкова) Стихотворение рассказывает ученица 8-б класса: Кто я такой? А не верней бы было В себя взглянуть, В себе меня узнать? Одна эпоха нас с тобой лепила, один сумел нас ветер Обтесать. Стихотворение рассказывает ученица 8-а класса: «Рождение». По скулам хлещет ясавэя Мохнатой лапою пурга. Похожий на большого змея, Аргиш ползет через снега. Полозьев медленное пенье, Поземка стелется у ног. Бредут понурые олени, В снегу вынюхивая мох… Пурга подхватывает звуки, Уносит вдаль, бросает ввысь. Но вот из снежной заварухи До слуха донеслось – Вернись! На нартах, на оленьей шкуре, Лежала женщина без сил. Седая бабка, брови хмуря, Сказала ясавэю: -Сын Вокруг, дымясь, текла поземка, Кружился ветер, как шаман. А я был красный, словно семга, И – перекрикивал буран. Так громким криком в день ненастный Мне жизнь свою пришлось начать. Я от рождения горластый Могу пургу перекричать! Учитель русского языка и литературы: Известно, что отец будущего писателя – Николай Артемьевич Ледков (Микула Паханзеда) слыл в ненецкой тундре лучшим охотником и оленеводом. Мать – Ирина Петровна Пырерка – была родной сестрой первого ненца ученого Антона Петровича Пырерки. Когда пришла пора учиться, отец отвез сына в поселок Черная, в школу-интернат. Вася, со своим неугомонным характером, дважды убегал из интерната в родное кочевье, но отец снова возвращал его в школу. Стихотворение рассказывает ученица 8-б класса: Шагают дни! ..Нет, - вдаль стремятся! Земли не стал спокойней ход. Брось мысль – от тени оторваться, Враз ноги спазмою сведет. Как у костра, у солнца будет Земля и греться и кружить. Свободный Разум не забудет, Какое это счастье – жить! Шагают дни! ..Нет, время скачет И скорости предела нет! …А если рядом тень, то значит Еще сияет солнца свет. Учитель русского языка и литературы: Варандейскую семилетнюю школу Василий Ледков заканчивает в 1950 году на одни пятерки, и директор школы предлагает ему продолжить учебу в Ленинграде. Там при институте им. Герцена Ледков заканчивает школу, а затем продолжает учебу в институте. Студентом, Ледков участвует в создании учебников для ненецких школ, занимается переводами с русского языка на ненецкий произведений русских и советских писателей, пишет стихотворения. После окончания в 1959 году в Ленинграде выходит первый сборник стихотворений поэта на ненецком языке «Детям моего стойбища», а в 1961 году в Архангельске на русском языке издается сборник «Далеко Сэрне моя живет» (совместно с Пичковым). В 1962 году становится членом Союза писателей СССР. Его сборники «Быстроногий олененок», «Ивовое море», «Солнце сна лишилось», «Снежная держава», «Снег растает», «Штрихи» и другие издаются не только в Москве, Архангельске, но и в Монголии, Венгрии. Вот прослушайте одно стихотворение из сборника «Снег растает» - «Колыбельная». Стихотворение рассказывает ученица 8-а класса: Нить раскаленная заката, перегорев, оборвалась, Под покрывалом снегопада земля уснула. В добрый час! Заснуло темных сопок стадо, озера дремою полны. Спи, тундра. Я тебе, усталой, наворожу цветные сны ... Я, словно клюквинка-кровинка, взращен тобою на корню. Не бойся туч! Я их лавину рукой сыновней разгоню. Ты спи. Звезда твоя лучиста, прозрачен воздух. А вдали твои кокетливые лисы на плечи женские легли. Я, точно сказку, до рассвета тебе нашептывать готов: «Европа зябкая согрета мехами тундровых песцов... » Твои моря - они бездонны. А сколько прячет твой простор мест и бесследных и бездомных, не прирученных до сих пор! Учитель русского языка и литературы: -Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (ответы ребят) Учитель истории: А еще Россия – это российский государственный флаг, герб и гимн. Каждый россиянин должен не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны и НАО, но и понимать их значение и историю, закрепленных основным законом нашей страны Конституцией. 12 декабря исполняется 15 лет, когда был принят референдумом основной закон государства. ГЕРБ Современный государственный герб был принят в декабре 2000 года. Он представляет изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите. Над орлом 3 короны (2 маленьких и 1 большая) – они рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит РФ. В лапах орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – они означают сильную власть, защиту государства и его единство. На груди на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона – это не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности защищать свою страну от врагов. Таким образом. Современный герб России свидетельствует о том, что наша страна независимое государство. А мы все граждане новой демократической России. ФЛАГ Современный флаг России был принят 21 августа 2000 года. Представляет прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:
Флаг подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Если флаг переворачивается, то он переворачивается при каких то глобальных потрясениях, бедствиях. Если флаг приспущен, то при каком, то трауре в стране. Если флаг спущен, то означает сдачу на малость победителей. ГИМН Современный гимн был принят 2000 году. Мелодия была написана А.В. Александровым, а слова С.В. Михалковым. Современный гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Перед глазами возникают ее бескрайние поля, густые леса, реки, озера, города и деревни. Рассказывает ученица 8-б класса: Наш округ, как и государство, тоже имеет свои символы. Герб Ненецкого автономного округа был принят Законом Ненецкого автономного округа от 4 октября 2007 года. Символизирует государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражает самобытность и традиции Ненецкого автономного округа. Использование в гербе трех цветов - серебряного, зеленого и лазурного - символизирует гармонию трех стихий: неба (серебро), земли (зеленый), воды (лазурный). Серебро символизирует благородство, откровенность, правдивость. В национальной символике серебро также обозначает Север, чистоту, искренность и снег. Зеленый цвет обозначает летнюю тундру, этот цвет является символом надежды, изобилия и свободы. Лазурный (синий, голубой) цвет символизирует реку Печору, которая по старинным поверьям народов, проживающих по ее берегам, соединяет мир живых и их предков, прошлое и будущее. Орнамент выполнен в виде ненецкого узора, отображающего характерные особенности традиционного образа жизни местного населения. В центре герба помещено изображение пламени, которое для Заполярья имеет особое жизнеутверждающее значение. Огонь является символом энергии, света, уюта и тепла, которые наиболее ценятся на Севере. Серебряное пламя в синем круге символизирует огонь и природные богатства округа - нефть и газ. Золотая земельная корона обозначает государственный статус Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации. Орденские ленты, украшающие гербовый щит, показывают заслуги округа, отмеченные орденом Трудового Красного Знамени (1971) и орденом Дружбы народов (1972). Рассказывает ученик 8-а класса: Флаг Ненецкого автономного округа был принят Законом Ненецкого автономного округа от 3 октября 2003 г. Представляет собой полотнище с соотношением сторон 2:3, разделенное по горизонтали на три неравных полосы: белую, синюю и зеленую. В орнаменте флага Ненецкого автономного округа использован узор «рога оленя». Традиционно этот мозаичный узор используется для декорирования паниц в виде лент, вшиваемых вдоль плеч, по низу рукава, между станом и прошивной полосой на подоле и полах. Номинативное определение этого мозаичного узора в ненецком языке, соотносится с основным видом хозяйственной деятельности ненцев - оленеводством и зафиксировано целым рядом исследователей. Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Лазурный цвет - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо, зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву. Рассказывает ученик 8-б класса: Гимн Ненецкого автономного округа был написан Ингой Александровной Артеевой в 2006 году и утвержден 23 апреля 2008 г. Музыка Татьяны Артемьевой. Гимн Ненецкого автономного округа исполняется: 1) при вступлении в должность главы администрации Ненецкого автономного округа - после принесения им присяги; 2) при открытии первого и закрытии последнего заседания сессии Собрания депутатов Ненецкого автономного округа соответствующего созыва; 3) при вручении наград Ненецкого автономного округа; 4) при поднятии флага Ненецкого автономного округа. Гимн Ненецкого автономного округа может исполняться: 1) при открытии памятников и памятных знаков; 2) при трансляции радио- и телепрограмм независимо от форм собственности; 3) во время открытия и закрытия культурно-массовых, спортивных и других мероприятий, проводимых на территории округа; 4) при открытии и закрытии заседаний, сессий Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, торжественных мероприятий, посвященных праздникам и знаменательным историческим датам округа. (прослушивание 1 куплета гимна) Учитель истории: Символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Учитель русского языка и литературы: «…Я не знал, что родился в России. Долго не знал, что есть на свете Россия. Глядел наивными детскими глазами на эту почти всегда белесую землю и не думал, что, кроме нас – отца, мамы, бабушки и меня, - есть Гед-то другие люди. Я любил этот лебединый край. Любил его простор и его величавый покой. Наяву и во сне я жил думой дотянуться рукой до звезд, просыпался с мечтой добежать до начала земли, где говорит бабушка, прятало свое золотое гнездо солнце. Но не из сказки узнал я, что Россия – моя Родина. Я вырос, обласканный ее теплом и заботой, и ушел от дверей отцовского чума искать счастье. А там, где мечет прибой чаячьи стаи, где срываются с круч и гаснут в волнах под суровый напев океана закаты, я услышал про дальние земли и начал искать к ним дорогу….». (Строки из повести «Синева в Арктике») Василий Николаевич Ледков умер в 2002 году в Архангельске. Учитель русского языка и литературы: Вывод: Василий Ледков – сын тундры. Тундра в каждом его стихотворении. Здесь льют «голубые дожди», «маки плещут зарею», над нею «луна, точно бакен», а «травы на ветру, как пламя». Без тундры поэт «мал, как снежинка зимой», но малая Родина не мыслима без России, гордость за малую родину сливается с гордостью за Россию, где «надежен свет земных огней», где счастлив ненецкий пастух потому, что «стадо сыто круглый год», где счастлив поэт. Слайды о тундре под музыку Ледкова Валерия Константиновича. Подведение итогов. |
Урок (русский язык + история+краеведение) «Награды Родины в нашем доме» ... |
Приветственное слово По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха |
||
Биография гасанов Магомед Гасанович, родился 1 января 1933 года в... Отец, Магомедов Гасан Магомедович, до войны работал в городе Каспийске в вооруженной охране |
Монография Медиаобразование в России: краткая история развития – Таганрог: Познание, 2002. 266 c |
||
Урок-презентация, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.... Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему... |
Метод объективного изображения героя, осуществляемый Пушкиным посредством... «всем сердцем» привязался. Но он находится во власти того самого «общественного мненья», предрассудков дворянской среды, всю ничтожность... |
||
Кол-во часов Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники... |
Содержание Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н., Комиссарова Е. М., Михеева Г. И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Ооо «тид «Русское... |
||
Содержание Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н., Комиссарова Е. М., Михеева Г. И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Ооо «тид «Русское... |
«Несвятые святые» идругие рассказы Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь Которую читателям, не знакомым с догматическим богословием, можно пропустить |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |