Скачать 379.34 Kb.
|
02-04
«___»___________20 __г. «___»__________20 __г. Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» в 1 классе на 2013-2014 учебный год Составитель учитель начальных классов: Зеленова Л.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; 3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; 4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА В курсе литературы формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Линии, общие с курсом русского языка: • овладение функциональной грамотностью; • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов; • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»: • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; • приобщение к литературе как искусству слова; • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору. Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Тематика чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приемов понимания прочитанного. 4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. 6. Развитие устной и письменной речи Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программой начального общего образования (М.: Просвещение. 2010г. ) и авторской программой Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (М., Изд-во «Баласс», 2011г.). Образовательная система «Школа2100» обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1 кл., (М.: «Баласс». 2012г. ) рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.). (М.: «Баласс». 2012г. ) Курс рассчитан на 45 часов. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №1» и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе по четыре часа в неделю (45 ч. в год). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: Обучающиеся научатся: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – осмысленно, правильно читать целыми словами; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказывать текст; – составлять устный рассказ по картинке; – заучивать наизусть небольшие стихотворения; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – различать рассказ и стихотворение. Обучающиеся получат возможность научиться: • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 2 класса... Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов |
Программа по литературному чтению: рабочая программа курса «Литературное чтение» Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального... |
||
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... |
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... |
||
Рабочая программа по литературному чтению класс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»... |
Рабочая программа учебного курса литературное чтение 2класс составитель: уч нач кл Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с. Малакановского» |
||
Рабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины... «Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:... |
Программа (авторская, адаптированная) Ф. И. О. автора Издательства... |
||
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012) |
Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» соответствует следующим нормативным документам |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |