Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы.




НазваниеРабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы.
страница1/6
Дата публикации25.05.2014
Размер1.09 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
6 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т.Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы.

Отличительными особенностями программы яв­ляются использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса и принцип вариативности, который дает учи­телю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.

Основная проблема изучения литературы в 6 классе — образ героя в художественной литерату­ре. Предмет обсуждения большинства программных произведений — герой — ровесник учеников.

Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сего­дня в читательской практике. Поэтому литература XX века занимает в программе примерно столько же места, сколько литература всех предшествую­щих эпох. Последовательность расположения ма­териала позволяет ученикам увидеть связь времен и связь литератур разных народов. Освоение тео­ретических понятий способствует более глубокому постижению конкретных художественных произ­ведений.

Особая роль при организации изучения произве­дений принадлежит ученическому творчеству.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

  • основные теоретические понятия, преду­смотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; по­стоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)); жанры литературы (на­чальные представления), баллада (началь­ные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, лите­ратурный герой; сюжет, композиция литера­турного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных си­стем разных авторов и определять их художе­ственное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев раз­ных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного про­изведения;

сопоставлять эпизод книги с его интерпрета­цией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с из­менением лица рассказчика и др.); писать творческие работы, связанные с ана­лизом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.); отличать стихи от прозы, пользуясь сведения­ми о стихосложении.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 2 часа.

Герой в мире художественного слова — 1 час. Повторение изученного в 5 классе — 1 час. Далекое прошлое человечества — 7 часов.

История человечества в произведениях литера­туры.

Литература XIX века — 66 часов.

Незабываемый мир детства и отрочества - 52 часа.

Еще немного приключений — 14 часов. Литература XX века — 24 часа. Читателям XXI века. Итоговые уроки — 3 часа.

Поурочное планирование


№ уро­ка

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

Герой в мире художест­венного слова

Урок-

беседа

Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Подро­сток — герой художественных произведений. Представления учащихся об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в от­рочестве: их жизнь, попытки творчества. Знакомство с учебником для 6 класса

Знать: основную проблему изучения лите­ратуры в 6 классе (образ ровесника в худо­жественной литературе). Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного

Рассказы о прочитанных за лето книгах

Вопросы и задания (с. 4)

2

Повторе­ние из­ученного в 5 классе

Урок-

беседа

Беседа о прочитанных за лето книгах. Сю­жет, композиция, герои произведений. Вик­торина по теории литературы

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (образ ровесника в художественной литературе). Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного

Викторина, вопросы и за­дания (с. 4)

Вопросы 1—4 первого уров­ня (с. 13)

ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (7 часов)

3

История человече­ства в про­изведениях литературы. Былины — богатыр­ский эпос русского народа

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок- беседа

История человечества в произведениях ли­тературы. Былины — богатырский эпос рус­ского народа. Отличие былины от сказки. Особенности исполнения былин (сказыва- ние). Сказители былин. Комментированное чтение былины «На заставе богатырской»

Знать: теоретико-литературные понятия эпос, былина\ содержание и героев былин; особенности исполнения былин. Понимать: значение былин в сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: отличать былины от сказок; вос­принимать и выразительно читать тексты былин

Вопросы 1-4 первого уровня (с. 13)

Вопросы и задания 5 первого уров­ня, 1—3 вто­рого уровня, 1-4 третьего уровня (с. 13)

4

Былина «На заста­ве бога­тырской»

Урок- беседа

Герои былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Характеристика героев. Значение образа коня Ильи Муром­ца. Противостояние Ильи и нахвальщика. Особенности композиции (построения) бы­лины (зачин, повторы, диалог, концовка). Изобразительно-выразительные средства, их роль в былине. Роль деталей в тексте. Словарная работа. Репродукции картин И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей- разбойник», В.М. Васнецова «После

Знать: теоретико-литературные понятия былина, эпос, гипербола, эпитет, постоян­ный эпитет; особенности жанра и компо­зиции былин; содержание былины «На за­ставе богатырской».

Понимать: роль деталей в былине; патрио­тический пафос былины; значение былин в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать былину; ха­рактеризовать героев и их поступки; нахо­дить в тексте изобразительно-выразитель-

Выразительное чтение, во­просы и зада­ния 5 первого уровня, 1—3 второго уровня, 1 —4 третьего уровня (с. 13)

Чтение сказ­ки А.Н. Ост­ровского «Снегурочка»

1

2

3

4

5

6

7










побоища Игоря Святославича с половцами» (цветная вклейка учебника)

ные средства и определять их роль; сопо­ставлять произведения фольклора и жи­вописи; объяснять значение устаревших слов и выражений







5

A.H. Ост­ровский. Весенняя сказка «Снегу­рочка» (сцены)

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Слово об А.Н. Островском. А.Н. Островский как создатель русского национального теат­ра. Портрет драматурга работы В.Г. Перова (цветная вклейка учебника). Пьеса «Снегу­рочка» - весенняя сказка, по определению автора. Развитие понятия о драматическом произведении. История создания пьесы, ее театральная жизнь. Сюжет и герои пьесы- сказки. Время и место действия. Фольк­лорная основа пьесы. Комментированное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Островского; историю создания, сю­жет и героев пьесы-сказки «Снегурочка»; теоретико-литературные понятия пьеса, пьеса-сказка, драматическая поэма в сти­хах, пролог, действие, явление, ремарка, диалог, монолог.

Понимать: особенности пьесы-сказки в стихах; смысл подзаголовка «Весенняя сказка»; связь пьесы-сказки с фолькло­ром.

Уметь: воспринимать и пересказывать пьесу-сказку; использовать теоретико-ли­тературные понятия в речи

Вопросы и задания (с. 24-25)

Выразитель­ное чтение первого и второго действий по ролям, вопросы и задания (с. 30-31)

6

Герои пье­сы-сказки А.Н. Ост­ровского «Снегу­рочка»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок- беседа

Идеальное царство берендеев и юная ге­роиня пьесы. Главные черты Снегурочки, ее отличие от людей. Группы персонажей: сказочные герои, мифологические герои, обыкновенные люди, действующие лица, воплощающие природные силы и стихии, образы, связанные с атмосферой народного праздника, веселья. Характеристика Леля, Купавы, Мизгиря, Бобыля и Бобылихи, Бе­рендея. Обучение выразительному чтению по ролям. Словарная работа

Знать: сюжет и героев пьесы-сказки. Понимать: отличие главной героини от людей, причины их недовольства Сне­гурочкой; главную ценность берендеев — любовь; суть конфликта Снегурочки с бе­рендеями; позицию автора. Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; характеризовать героев и их по­ступки; группировать персонажей по их происхождению; сопоставлять пьесу с произведениями фольклора; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение по ро­лям, характе­ристика геро­ев, вопросы и задания (с. 30-31,32)

Выразитель­ное чтение третьего и четвертого действий по ролям, во­просы и зада­ния (с. 37)

7

Художест­венные особенно­сти пье­сы-сказки А.Н. Ост­ровского «Снегу­рочка»

Урок- бе- седа, урок- прак­тикум

Композиция пьесы, ее кульминация. Ана­лиз явления второго действия четвертого. Главный смысл пьесы-сказки в словах Вес­ны (пролог): «На свете все живое должно любить». Философская глубина этих слов. Изобразительно-выразительные средства, их роль в пьесе. Роль деталей в пьесе. Смысл финала пьесы-сказки. Выразительное чте­ние по ролям. Словарная работа

Знать: сюжет и героев пьесы-сказки. Понимать: роль деталей в пьесе; философ­ский смысл произведения; смысл финала пьесы; гуманистический пафос произведе­ния, его актуальность. Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному произведению; находить в тексте изо­бразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания всех уровней (с. 37), 1-2 перво­го уровня, 1-2 второго уровня,1—2 третьего уровня (с. 41-42)

Вопросы 3—4 треть­его уровня (с. 42), вы­полнение иллюстраций (или декора­ций) к пьесе- сказке




1

2

3

4

5

6

7

8

«Снегу­рочка» А.Н. Ост­ровского в русском искусстве

Урок раз­вития речи

Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка» в музыкальном искусстве. Прослуши­вание фрагментов оперы Н.А. Римско­го-Корсакова «Снегурочка». Песня Леля «Туча с громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского-Корсакова, ее эстетическое совершенство. Экранизация пьесы, про­смотр и обсуждение фрагментов. Фольклор­ная сказка «Снегурочка» и пьеса А.Н. Ост­ровского: общее и различное. Репродукции картин В.М. Васнецова «Снегурочка и Лель», «Берендеев посад», «Снегурочка» (цветная вклейка учебника). Рисунки уча­щихся к пьесе-сказке

Знать: произведения искусства по моти­вам пьесы-сказки.

Понимать: роль пьесы-сказки в русском искусстве; эстетическое значение произ­ведения.

Уметь: сопоставлять произведения лите­ратуры, живописи и музыки; соотносить пьесу с ее фольклорной основой и экра­низацией; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; обсуждать произведения искусства; представлять свои рисунки к произведению

Вопросы и за­дания 3—5 третьего уровня (с. 42)

Чтение ста­тьи «Мир ве­щей далекого прошлого» (с. 42-43), вопросы и за­дания пер­вого уровня (с. 43)

9

Мир ве­щей дале­кого про­шлого

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок- беседа

Приметы времени в материальной культуре человечества. Влияние места расположения, архитектуры зданий на облик населенного пункта. Детали быта, обихода, описанные в произведениях о далеком прошлом. Поня­тие об интерьере. Приметы времени на ил­люстрациях к фольклорным произведениям. Словарная работа

Знать: теоретико-литературное понятие интерьер.

Понимать: связь времени и места с ма­териальной культурой; роль мира вещей в произведениях литературы и искусства. Уметь: находить детали в произведениях литературы и искусства и определять их роль; сопоставлять произведения лите­ратуры и живописи; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; объяснять значение слов, называющих предметы мира вещей прошлого

Описание при­мет времени на иллюстра­циях, вопросы и задания первого и вто­рого уровней (с. 43-44)

Задание третьего уровня (с. 44), чте­ние статьи «Незабы­ваемый мир детства и от­рочества» (с. 46-47), статьи о В.А. Жу­ковском (с. 47-50)

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (66 часов)

10

Незабы­ваемый мир детства и отроче­ства. Твор­чество В.А. Жу­ковского

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок- беседа

Литература XIX века о детстве и юношестве. Слово о В.А. Жуковском. Дружба поэта с А.С. Пушкиным. Тема дружбы и картины природы в стихотворениях В.А. Жуков­ского «Дружба», «Вечер». Жуковский — ав­тор баллад. Понятие о балладе. Тематика и герои баллад В.А. Жуковского. Портрет В.А. Жуковского работы О.А. Кипренского. Сочетание портрета, пейзажа, интерьера на картине Е.Р. Рейтерна «В.А. Жуковский» (цветная вклейка учебника). Школа рыцар­ской доблести и сюжеты баллад В.А. Жуков­ского. Комментированное чтение баллады «Кубок»

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); портреты В.А. Жуковского; признаки жанра баллады. Понимать: роль В.А. Жуковского в обога­щении русской литературы произведения­ми европейских авторов. Уметь: выразительно читать и анализиро­вать стихотворения; описывать картины; определять роль деталей в поэтическом тексте

Выразительное чтение, описа­ние репродук­ций картин

Выразитель­ное чтение баллады В.А. Жу­ковского «Кубок», вопросы и за­дания пер­вого и вто­рого уровней (с. 56-57)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса...
Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой1 составлена на основе федерального компонента государственного...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.), на основе примерной Программы...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Т. Ф. Курдюмовой составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 9 класс»,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции