Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации г. Нижний Тагил
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Изобразительное искусство
(рабочая программа для детей 8-16)
Составитель программы: Желякова Е.В.
педагог дополнительного
образования первой категории
г. Нижний Тагил
2013-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеизвестно, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете.
Цель программы: развивать художественно-эстетический вкус,
стимулировать детей к проявлению самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
-
Формирование художественно-творческой активности.
-
Учиться наблюдать и изображать явления окружающей жизни.
-
Развивать умение передавать форму, строение предмета.
-
Научиться создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию,
традиции художественных промыслов.
-
Развивать композиционные умения при изображении группы предметов
или сюжета.
Основные разделы программы:
-
Рисование с натуры (рисунок и живопись).
Включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов в действительности карандашом, мягким материалом, а также акварелью и гуашью.
Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у воспитанников важно как можно чаще давать задания рисовать по памяти и по представлению. Для этого проводятся экскурсии и занятия на пленере.
Выполняются наброски и зарисовки фигур человека, животных, птиц. В рисунках передаются пропорции, пространственное расположение, объем. Предметы или натюрморты ставятся во фронтальном или профильном положении. Дети должны уметь применять в рисунке цвет, эффект светотени, колорит.
-
Рисование на темы и иллюстрирование.
Это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема и цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у воспитанников умения выразительно выполнять рисунки, развивается фантазия и воображение.
-
Декоративная работа.
Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, силуэт и другие изобразительные элементы декоративного обобщения.
Формирование умений самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, ягод, цветов, бабочек, птиц, животных и т.д. Воспитанники рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Требования к результату образования обучающихся
1-ый год обучения
Воспитанники должны знать:
-
о видах изобразительного искусства;
-
о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка;
-
об основных и дополнительных цветах.
Воспитанники должны уметь:
-
смешивать краски;
-
составлять композицию в листе;
-
рисовать с натуры, по памяти и по представлениям;
-
изображать фигуру человека;
-
использовать цвет как средство выразительности;
-
применять цветовой контраст;
-
рассказывать о содержании картины.
Воспитанники должны владеть:
-
культурой общения;
-
знаниями об изобразительном искусстве.
Воспитанники должны применять:
-
знания о художниках, картинах в повседневной жизни;
-
свои художественные способности.
Учебно - тематический план
|
|
Количество часов
|
|
№
п/п
|
Наименование
темы
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Формы
контроля
|
1.
|
Рисование с натуры (рисунок и
живопись)
|
30
|
15
|
15
|
Викторина,
самостоятельная
работа
|
2.
|
Рисование на темы
и иллюстрирование
|
30
|
26
|
14
|
Наблюдение,
выполнение
практического
задания.
|
3.
|
Декоративная
Работа
|
12
|
5
|
6
|
Мониторинг,
наблюдение,
выполнение
практического
задания.
|
Итого:
|
72
|
|
|
|
1-й год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тема
|
Всего
часов
|
теория
|
практика
|
Раздел
№1
|
Рисунок и живопись
|
30
|
15
|
15
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
|
Основные цвета
Дополнительные цвета
Теплые цвета
Холодные цвета
Пейзаж
Городской пейзаж
Овощи
Фрукты
Натюрморт
Натюрморт с овощами
Домашние животные
Лесные звери
Портрет
Портрет мамы
Фигура человека
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
|
1
1
1
1
-
1
1
1
-
1
1
1
-
1
1
|
Раздел
№2
|
Рисование на темы и иллюстрации
|
30
|
16
|
26
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
|
Добрые герои сказок
Злой сказочный персонаж
Иллюстрация к сказке «Колобок»
Замок Феи Осени
Ежик в лесу
Волшебная птица
Сказочная страна
В зоопарке
Богатыри
Иллюстрация к сказке «Три медведя»
Дед Мороз
Снегурочка
Новогодний калейдоскоп
Замок Феи Зимы
Замок Феи Весны
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Раздел
№3
|
Декоративная работа
|
12
|
4
|
8
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Узор в круге
Декоративная тарелка
Русская матрешка
Мамин платок
Пасхальные яйца
Роспись дымковской игрушки
|
2
2
2
2
2
2
|
1
1
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
1
|
Требования к результату образования обучающихся
2-ой год обучения
Воспитанники должны знать:
-
об отличительных признаках видов и жанров изобразительного
искусства;
-
о линейной и воздушной перспективе;
-
о светотени;
-
об элементах цветоведения;
-
о композиции.
Воспитанники должны уметь:
-
владеть различными приемами работы: карандашом, мягким материалом,
акварелью, гуашью;
-
пользоваться перспективной светотенью, композицией;
-
выполнять коллаж, аппликацию;
-
рассказывать об изобразительных средствах при описании картин;
-
рассказывать о художниках и их творчестве.
Воспитанники должны владеть:
-
владеть различными приемами работы: карандашом, мягким материалом,
акварелью, гуашью;
-
культурой взаимоотношения, необходимые для выполнения совместной
деятельности.
Воспитанники должны применять:
-
свои умения и навыки изобразительного искусства в жизни.
Учебно-тематический план
2-го года обучения.
№
п/п
|
Раздел программы
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Рисование с натуры (рисунок и живопись)
|
54
|
27
|
27
|
Выполнение
практических
задач
|
2.
|
Рисование на
темы и
иллюстрирование
|
54
|
22
|
32
|
Выполнение
самостоятельных
заданий
|
3.
|
Декоративная
работа
|
40
|
10
|
30
|
Наблюдение.
Выполнение
практических
заданий
|
4.
|
Батик
|
42
|
17
|
25
|
Практические
задания
|
5.
|
Беседы об
изобразительном
искусстве
|
26
|
26
|
|
Викторина.
Тестирование
|
Итого:
|
216
|
|
|
|
|