Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны




Скачать 202.15 Kb.
НазваниеОсобенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны
Дата публикации24.05.2014
Размер202.15 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы





Болдырев Ю.А., Васильев С.С.
Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны
Как бы не относились сегодня к государственной системе, сложившейся в результате Великой Октябрьской социалистической революции, невозможно отрицать той большой работы, которая была проделана в области культурного развития и просвещения. Конечно, существовавший режим решал в первую очередь свои задачи, но он не мог не сделать того, что требовалось для развития стрелы. Явление, получившее в советской научной литературе название «Культурная революция», при всей своей социалистической специфичности, было необходимо для определенного этапа становления экономической модернизации в любом обществе. Социалистическая специфика и породила те обстоятельства, которые перечислены выше.

На Северном Кавказе среди горских народов не было письменности. Это не помешало их одаренным представителям создать прекрасную литературу, причем не только устную. Первые попытки литературного творчества вайнахов (предки чеченцев и ингушей) зафиксированы в середине прошлого века. Тогда же было положено начало дагестанским, адыгейским литературам. Немногим позже начинают свою творческую жизнь балкарская, осетинская и карачаевская литература. В письменном творчестве северокавказские писатели пользовались русским, арабским и другими языками. Кабардинец Бекмурза Пачев в начале века записывал свои произведения с помощью затейливых знаков им самим изобретенной азбуки.1

В двадцатые годы разрабатывается письменность для народов Северного Кавказа на основе латинской графики. После 1936г. алфавит так называемых младописьменных народов переводится на русскую основу. Мотивировалась эта перемена тем, что с широким распространением русского языка возникла трудность одновременного усвоения русской и латинской графики.2 Русский язык, а вместе с ним русская культура, в качестве средства межнационального общения должен был вытеснить арабские и турецкие традиции, основанные на мусульманском единстве региона, которые воспринимались властями в качестве оппозиции официальной языковой и в целом культурной политике.3

Первые газеты на местных языках появляются уже в начале 20-х годов. Национальные газеты сыграли заметную роль в формировании и развитии литературных способностей и дарований. Многие северокавказские писатели вступили на путь литературного творчества в качестве корреспондентов газет. В 1925 г. создается Северокавказское отделение центрального издательства народов СССР4, преобразованное в следующем году в Крайнациздат.5 На языки народов Северного Кавказа переводятся произведения А.Пушкина, Л.Толстого, И.Тургенева, М.Лермонтова, А.Кольцова, Н.Некрасова, В.Маяковского М.Горького, М.Шолохова, Ю.Германа и других писателей.

Делами национальных литератур ведала специальная секция при правлении Союза советских писателей. На Северный Кавказ приезжали творческие бригады для оказания помощи местным литераторам, обмена опытом. Здесь в разное время побывали А.Толстой, А.Фадеев, Н.Тихонов, П.Павленко, В.Луговой, С.Михалков, А.Серафимович, М.Пришвин и другие писатели6. Российская н советская драматургия составляла основу репертуара театральных коллективов, созданных во всех административных образованиях Северного Кавказа. С 30-х годов помимо русских трупп формируются национальные театры.

Дальнейшему распространению русской культуры способствовали укрепляющиеся связи с русским населением региона при работе на ударных стройках, а также ослабление национальной м религиозной замкнутости. Кроме того, художники, писатели, актеры русского происхождения, работавшие на русском языке, имевшие более глубокую профессиональную подготовку, которые оказывали помощь в творчестве национальных людей искусства вместе со своим опытом передавали и традиции своей культуры. Следует при этом обратить внимание на то, что в советское время место проживания деятеля искусства определяло его формальную принадлежность к художественной культуре того или иного региона. И хотя здесь прежде всего важен был учет и контроль, т.к. практически вся художественная интеллигенция состояла в соответствующем отделении какого-либо творческого союза, с таким подходом в определенной степени можно согласиться, учитывая значение влияния таланта. Именно подобным соображением, к примеру, мотивировали составители экспозиции изобразительного искусства Дагестана включение в нее произведений Е.Лансере, известного еще по художественному объединению «Мир искусства», который ряд лет прожил в Дагестане. В аннотации к выставке было написано: «Хотя Е. Лансере - русский художник, но его картины о Дагестане принадлежат также и культуре, знаменуя один из этапов се становления...».7 Наконец, в советское время большая часть деятелей искусства Северного Кавказа образование получала на русском языке.

Разумеется, не только русская культура оказывала влияние на творческие процессы у народов Северного Кавказа. Осуществлялась связь с культурой народов Закавказья, имевшая давнюю историческую основу. В закавказских республиках к тому же получали образование немало представителей творческой интеллигенции Северного Кавказа. Несмотря на борьбу с религией и «буржуазными националистами»8 жива была мусульманская традиция, влекущая за собой арабское и турецкое воздействие. Наконец, имело место уходящее корнями в глубокую древность взаимовлияние самих северокавказских культур.

В основу формирующейся социалистической художественной культуры Северного Кавказа ее создатели стремились положить национальные традиции и духовные богатства народного творчества. В аулах и казачьих станицах была проведена большая работа по сбору фольклорных произведений. Вскоре после постановления ЦК РКП(б) «0 политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925г.9 Дагестанский обком партии принял обращение ко всем горцам, красным партизанам с призывом записывать на местных языках народные сказки, легенды, героические песни. В обращении указывалось, что в народной поэзии таятся несметные богатства идей и образов.10 Интерес к творчеству народов Северного Кавказа проявляли крупные зарубежные научные учреждения. Кельнский университет, Парижский институт национальной культуры, Будапештский, Оксфордский, Кембриджский университеты обращались в Крайнациздат с просьбой прислать им образцы всех его изданий на горских языках11. По заданию ЮНЕСКО народный эпос «Нарские сказания», общий для большинства северокавказских народов, был переведен на английский и французский языки.12

Не меньше внимания уделялось народному декоративно-прикладному искусству, наиболее концентрированно запечатлевшему национальные особенности того или иного народа, например, дагестанское чернение по серебру, осетинская чеканка и ювелирные изделия, войлочные ковры Кабардино-Балкарии. Образцы народно-декоративного искусства тоже были известны за рубежом. Так, на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. экспонировались изделия народных умельцев из Дагестана13.

Изучалось музыкальное творчество народов Северного Кавказа. Уже в 1920 г. в Карачае работала московская экспедиция для записи народных песен14. В 1925 г в Москве по инициативе Главнауки состоялся концерт черкесской музыки, в программе которого были записи и обработки музыкально-этнографической экспедиции по Кавказу15. Нередко народные мелодии использовались в сочинениях профессиональных композиторов. В 30-е годы в каждом автономном образовании сформировались ансамбли песни и пляски.

Популяризировалось творчество основоположников национальных литератур Бюро Кабардино-Балкарского обкома партии обсуждало на одном из своих заседаний творческую деятельность Шоры Ногмова и приняло решение сделать это имя широко известным16. Правление Союза писателей СССР организовало в г. Орджоникидзе в 1937 г. торжественное празднование 80-летия Коста Хетагурова, где присутствовали все известные советские писатели во главе с А.Фадеевым17. В 1940 г. на совместном заседании с осетинской делегацией правление ССП СССР обсуждало итоги увековечения памяти К. Хетагурова и внимание к искусству и литературе Северной Осетии.18

Документы ЦК РКП(б), принятые по вопросам литературы в 1920-1924 годах, нацеливали «На выявление и собирание литературных сил на местах и на их политическое воспитание».19 Постановление ЦK РКП(б) от 1925 г. «0 политике партии в художественной литературе», упоминавшееся выше, совещания в ЦК, состоявшиеся в мае-июне и ноябре 1928 г. подчеркивали необходимость всемерного развития национальных литератур во всех республиках и областях Советского Союза, борьбы с великодержавным шовинизмом и местным национализмом, всяческого содействия сближению литераторов братских республик20. Северокавказский регион, как и любой другой, не мог оставаться вне зоны действия партийных указаний. По инициативе партийных органов с середины 20-х годов создается целый ряд литературных объединений, имеющих целью воспитание советских писателей. В 1924 году в Чечено-Ингушетии возникло литературное общество во главе с коммунистом 3.К.Мальсаговым21. В 1928 г. создаются ассоциации пролетарских писателей в Карачае и Черкессии22. В начале 30-х годов аналогичная организация была создана русскими писателями в Грозном, позже в ее состав по инициативе обкома партии были включены чеченские писатели23. Ассоциация пролетарских писателей с 1925 г. существовала на Кубани24, с 1928 - в Дагестане25.

Функционировала и Северокавказская ассоциация26. Позже повсюду образуются отделения Союза писателей СССР. Поощрялось литературное творчество самодеятельных литераторов, создавались литературные кружки.

Формирование национальных писателей шло двумя путями. Во-первых, в их число вовлекались народные поэты-самоучки. Они приносили в литературу многообразные формы, образы, краски, приемы, характерные для фольклорных произведений. Это Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса в Дагестане, Цуг Теучеж в Адыгее, Амирхан Хавпачев, Кальчуко Сижажев в Кабардино-Балкарии, Анна Джанибекова, Касбот Кочкаров в Карачаево-Черкессии, Иван Джанаев в Осетии, Б.Сулейманов в Чечне и др. Другой путь - поддержка творческих начинаний талантливой молодежи, получившей образование уже в советское время. Существовала еще и третья, весьма немногочисленная группа литераторов, начавшая свой профессиональный путь до революции - Бекмурза Пачев, Азрет Утенов, Сайд Шахмурзаев и др.

Наиболее распространенным жанром литературы северокавказских народов в 20-х и 30-х годах была поэзия. Северокавказские поэты широко использовали в своих стихах поэтический строй родных песен, свойственные им художественные образы и приемы, вводили в письменную поэзию элементы фольклора, его темы и сюжеты. Возникновение же подлинной «новой литературы» связывалось с распространением различных прозаических форм, особенно крупных. Уже в конце 20-х годов появляются очерки, рассказы, повести. Литературные произведения в это время, как правило, были посвящены двум темам: критике старой жизни и утверждению новой.

В 30-е годы северокавказские национальные писатели создают первые романы – «Черный сундук» Х.Аппаева, «Зарево» М.Дышекова, «На берегах Зеленчука» Х.Абукова, роман в стихах А.Шогенцукова «Камбот и Ляца» и некоторые другие произведения, как принято их называть в научной литературе, «широкого эпического плана»27. И хотя по своим художественным достоинствам произведения были весьма неровными, появление первых романов рассматривалось как крупное достижение национальных литератур. В это же время все более заметным становится влияние русской литературы, как классической, так и современной. Сказалось издание на национальных языках переводов русских авторов, деятельность бригад советских писателей на Северном Кавказе. Кроме того, власти в своих решениях и постановлениях по вопросам развития литературы ориентировали писателей на русскую и советскую классику, что, пожалуй, и было основой названного явления.

Нельзя сбрасывать со счета то обстоятельство, что рядом с создателями так называемых «младописьменных» литератур работали известные русские писатели. Это С.Маршак. Ф.Панферов. И.Егоров,. В.Ставский, А.Исаков, С.Бабаевский, В.Овечкин, Б.Дикс, А.Степанов, П.Иншаков и др. В научной литературе сложилась традиция, согласно которой принято отдельно рассматривать творческие искания северокавказских писателей «младописьменных» народов и русскоязычных. Основанием для такого подхода служит наличие у последних богатых традиций письменной прозы и поэзии. И периодизация развития национальных литератур, зачастую применяемая исследователями,28 учитывает только национальную специфику. Однако формирующаяся советская литература вне зависимости от тех или иных особенностей решала общие задачи, порожденные новым этапом общественного существования.

Аналогичные задачи стояли и перед другими видами искусства, которые должны были присутствовать в любом регионе страны в полном ассортименте. Распространение их у народов, которые имели отличное от требуемого центральной властью строение художественной культуры, и определяло местную специфику. Так северокавказские народы в прошлом не имели театра. Существовало народное театральное искусство, уходящее своими корнями в глубокую древность. Широко бытовали обряды, связанные с земледелием, скотоводством, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, лечением больных, похоронами и т.д. Все они, как правило, сопровождались соответствующим действом. Присутствующие на нем люди одновременно являлись и участниками, и зрителями. С незапамятных времен у кабардинцев бытует игра «осжигафа», что значит «козлоподобный», центральной фигурой которой является шут, наряженный в маску козла. Обязательной принадлежностью каждого народного праздника в Дагестане служили выступления акробатов-пехлеванов и их помощников домбаев. Среди части населения Дагестана были популярны кукольные представления «Нини» Подобные явления принято считать зачатками театрального творчества, способными положить начало профессиональному театру.29

Носителями классической традиции на Северном Кавказе до Великого Октября были русские группы, существовавшие в крупных городах. Старейшие русские постоянно действующие драматические театры образовались в 1845 г. в Ставрополе30 и в 1869 г. во Владикавказе31. Попытки создания национальных трупп, чаще всего любительских, или спектаклей на языках северокавказских народов, предпринимавшиеся до революции, не имели большого успеха и длительной перспективы. В Дагестане любительские драмкружки возникли еще в 1908-1919гг.32 Первые постановки на адыгейском языке состоялись в Екатеринодаре и Армавире в 1908-1914гг.33 При Северном театре в Екатеринодаре был открыт национальный дом культуры с постоянно действовавшей театральной труппой34. Подобные явления происходили и у других народов Северного Кавказа.

Уже в 1920 г. создаются театры в Новороссийске, Екатеринодаре, Майкопе, Ставрополе, Пятигорске, в 1921 г. - в Буйнакске, затем в Махачкале35. К середине 20-х годов почти во всех крупных городах Северного Кавказа существовали театральные коллективы. В числе актеров и руководителей театрального дела были люди из различной среды, с разным уровнем подготовки, даже бывшие белогвардейцы.36 Театры должны были в условиях НЭПа заботиться о том, чтобы спектакли приносили прибыль. Пьесы разыгрывались наспех, нередко почти без репетиций.37 Несмотря на это, в 20-30-е годы театральное искусство Северного Кавказа достигло определенного рубежа. Здесь работали мастера, имена которых либо уже были известны, либо прославились позднее. Это Н.Синельников, М.Царев, О.Жизнева, Н.Арди в Махачкале, В.Мейерхольд в Новороссийске, С.Маршак, Д.Орлов, А.Богданова, Е.Шатрова в Краснодаре38, Б.Ромашов, М.Никольский в Ставрополе, М.Водяной, М.Эсамбаев в Пятигорске, руководителем драмкружка в клубе железнодорожников г. Махачкала накануне Великой Отечественной войны был автор знаменитой трамовской «Дружной горки» Максимов39.

Во второй половине 20-х годов местные власти приступили к организации национальных театров. В связи с этой деятельностью возник целый ряд проблем, среди которых выделялись следующие: формирование театральных коллективов, организация общей и профессиональной учебы, создание местной драматургии. Первоначально актеры готовились в местных театральных техникумах и студиях. В их организации важную роль играли профессионалы из русских театров соседних республик. В Тбилиси при театре им. Руставели обучались будущие чеченские и ингушские актеры40. В Краснодаре было создано адыгейское театральное училище41. В 30-е годы осетинская, адыгейская, чечено-ингушская студии действовали при ГИТИСе, где среди педагогов были мастера Художественного театра, ученики Станиславского и Немировича-Данченко: И.Судаков, В.Станицин, М.Тарханов, В.Воронская, К.Тупоногов, Р.Симонов, И.Раевский, Л.Леонидов, А.Ефремов. Выпускниками режиссерского отделения ГИТИСа были художественные руководители и постановщики Г.Рустамов и А.Шияновский в Дагестане, Г.Батукаев и В.Ванштейн в Чечено-Ингушетии, М.Ахеждаков в Адыгее. Вместе со студийцами приехали в качестве художественных руководителей молодых театров воспитанники МХАТа Е.Маркова в Северную Осетию и А.Ефремов в Кабардино-Балкарию42. Связь северокавказских театров с творчеством Художественного театра была не случайной. Она явилась отражением политики «равнение на МХАТ», проводимой государственными органами в «театральном деле». Тем не менее, благодаря таланту самих мхатовцев, а также их учеников механических перенесений опробованной театральной традиции не произошло.

Что касается дальнейшего обучения театральных деятелей, то при театрах, чаще всего русских, существовали студии для работы с творческой молодежью. Поддерживалась связь выпускников ГИТИСа со своими учителями, например, в 1939 г. чечено-ингушский театр был командирован в Москву43, М.Тарханов в 1940 г. приезжал в Кабардино-Балкарию для осуществления художественного руководства. Не меньшее значение придавалось обучению политграмоте, призванной вооружить художников политическими знаниями. Поэтому при отчете о деятельности того или иного театра обязательно имелся соответствующий пункт. В докладной записке о состоянии театрального искусства в Краснодарском крае отмечалось: «Основными видами и формами учебы были изучение краткого курса истории ВКП(б), лекции и доклады на общеполитические темы, изучение основ актерского мастерства, техники речи, истории театра и драматургии»44.

Параллельно с воспитанием национальных театральных деятелей создавалась и национальная драматургия. Часто первые пьесы создавались учащимися гитисовских студий. Вносили свою лепту и писатели. Существовали отдельные произведения, написанные еще до революции, например, «Две сестры» осетина Е.Бритаева. Идейно-тематически первые пьесы северокавказских драматургов во многом перекликались. Дагестанцы А.П.Салаватов («Красные партизаны»), Р.Нуров («Разоблаченный шейх»), А.Курбанов («Чабан Арслан»), Гамзат Цадаса в своих пьесах, кабардинец А.Шортанов («Аул-Батыр»), осетин С.Кулаев («Село всколыхнулось») и другие начинающие северокавказские драматурги поднимали сходные проблемы, выстраивали похожие образы, что объяснялось н общностью задач, которые они перед собой ставили (прежде всего задач строительства социализма), и близостью условий исторического развития, их быта, нравов, обычаев. Кроме того, в репертуар театров входили и произведения русской, закавказской и зарубежной классики, а также советских авторов. Репертуар русских театров Северного Кавказа практически не отличался от репертуара, распространенного по всей стране.

В 20-е годы закладываются основы профессиональной музыкальной культуры. У народов Северного Кавказа возникают новые формы музыкальной жизни. Основой для ее развития явилось, так же, как и в других областях художественной культуры, народное творчество. В 30-е годы, как уже отмечалось, создаются национальные ансамбли песни и танца, многие из которых гастролировали не только по Северному Кавказу» но и по стране. Активную творческую деятельность проводили ансамбли кубанских и терских казаков. Песни создавались народными певцами и профессиональными композиторами.

В Ставрополе, Краснодаре, Пятигорске в 30-е годы организовываются театры музкомедии. Ранее в Нальчике при государственном драматическом театре была открыта вокальная студия. На сцене этого театра ставились оперетты и отрывки из опер (например, из «Евгения Онегина»). Оперная студия была сформирована в Северной Осетии накануне войны. В городах Северного Кавказа проводились концерты с программами классической музыки. В 30-х - начале 40-х годов были созданы филармонии, объединившие музыкальные коллективы. Среди северокавказских композиторов выделялись Г.Гасанов, сочинивший первую северокавказскую оперу «Хочбар», Х.Ханукаев, А.Аликов, А.Тотиев, Л.Кулиев и другие. Плодотворную работу проводили Т.Шейблер, А.Аврамов, Л.Белорусец, С.Ряузов и другие. Высоко ценился профессионализм артистов кавминводской филармонии, дагестанка Д.Далгай окончила Лейпцигскую консерваторию еще в 1909 г., богатые музыкальные традиции сохранились в Краснодаре.45

Не менее важное значение придавалось распространению на Северном Кавказе изобразительного искусства, перед которым стояли те же задачи, что и перед другими частями художественной культуры. А потому наибольшее распространение получила концепция АХРР (ассоциации художников революционной России). В 20-е годы были образованы Краснодарский46 и Терский47 филиалы этой организации, объединившие многих живописцев Северного Кавказа. Творческие достижения экспонировались на периодических художественных выставках 1925- 1930-х годов. Вместе с «ахровцами» на Северном Кавказе тогда работали известные советские художники П.Кончаловский, К.Истомин, Л.Бруни, Н.Нивинский, Н.Куприянов, Е.Лансере. Произведения ставропольцев В.Голубева, П.Соболева, В.Кленова, краснодарцев К.Григорянца, Л.Дубровского, осетин И.Дзантиева, Джанаева, дагестанцев М.Джамала, Ю.Моллаева, М.Юнусилау, Аскра-Сарыджа, Н.Лакова и других представителей Северного Кавказа экспонировались как на местных выставках, так и в Москве. Отдельные работы награждались премиями и дипломами. Во всех северокавказских центрах работали «товарищества художников», в Краснодаре и Ставрополе были образованы отделения союза художников.48

В предвоенные годы на Северном. Кавказе появилось радио. Во второй половине 20-х годов были построены радиостанции. В 1926 г. в эксплуатацию сдана радиовещательная станция в Краснодаре49, в 1927 г. - в Нальчике50. Уже в 1932 г. в Кабардино-Балкарии было 1468 радиотрансляционных точек и 338 эфирных51. В Адыгее к 1938г. имелось 51 радиоузел. 4862 трансляционных точек и 266 эфирных52. К 1940 г. в Краснодарском и Ставропольском краях действовало более 160 тыс. радиоточек, во всех городах и райцентрах были оборудованы радиовещательные студии53. То есть распространение радио шло быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется необходимостью идеологического воспитания и основное содержание местных радиопередач -это сведения о хозяйственной и общественной жизни, передаваемые как на русском, так и на местных языках. Однако уже в это время радио использовалось для концертов и литературных передач. 25 июня 1939 г., к примеру, состоялся 1-й концерт музыки народов Дагестана по радио54. Неоднократно по радио выступал в концертах казачий хор станицы Пашковской55. При некоторых радиокомитетах образовывались свои музыкальные коллективы. Почти одновременно с радио к жителям Северного Кавказа пришло кино. В 1925 г. на Кубани была получена первая партия передвижек, изготовленных на Ленинградских заводах56. В 1940 г. киносеть края имела 321 киноустановку, из них «зимних» городских кинотеатров 22, сельских - 8657. В Ставропольском крае к концу 30-х годов работало 239 киноустановок58. Почти в 2,5 раза выросло количество киноустановок в Кабардино-Балкарии с 1930 пo 1937 годы.59 В Северной Осетии к 1940г. насчитывалось 60 киноустановок60. Подобным образом распространялась кинофикация и в других областях Северного Кавказа. Несмотря на трудности с транспортом, с помещениями, кино проникало в самые далекие уголки.

Кроме того, на Северном Кавказе снимались хроникальные и документальные фильмы. В 1927 г. был выпущен первый номер местной кинохроники в Кабардино-Балкарии61. В 1930 г. в Дагестане в Буйнакском районе снимался фильм «Перевал» по пьесе Юсуфа Гараева «Трактор» на тему о колхозном строительстве62.

Таким образом, за достаточно короткий промежуток времени на Северном Кавказе были созданы все виды художественной культуры, которые партийные и государственные органы считали нужным создать, Пусть творческая интеллигенция не обрушила каскад шедевров на зрителей, читателей, слушателей, она овладевала профессиональными навыками.

Художественная культура стала выступать в качестве одной из отраслей народного хозяйства. Соответствующие разделы всегда включались в планы экономического развития. Вопросы о состоянии искусства рассматривались государственными и партийными органами наряду с хозяйственными вопросами. С одной стороны, государство, пожалуй, впервые в мировой истории, вменяло себе в обязанность меценатство, с другой, искусству вменялось в обязанность быть благодарным за это. Благодарность должна была выражаться в чутком исполнении запросов государства. А для того, чтобы запросы исполнялись точно, деятельность творческой интеллигенции была поставлена под строгий контроль.


1 Теунов Х. Народный поэт Кабарды Бекмурза Пачев // Учен. зап. Каб. НИИ. Т.2. Нальчик, 1947. С. 185.

2 Джахкильгов И.А. Ингушская литература. Грозный. 1975. С. 144.

3 Например Каймаразов Г. Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе М., 1988. Абилов А.А. Борьба партии Ленина-Сталина за осуществление культурной революции в Дагестане: Автореф. дис. ... канд. ист. наук М., 1958. С 8.

4 40 лет советской автономии Карачаево – Черкессии. Черкесск, 1962. С.183.

5 45 лет советской автономии Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1966. С.72.

6 См. к примеру: Бекижев М.М. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (1917 – 1941). Черкесск, 1978.

7 Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Л., 1973. С. 10.

8 Буржуазных националистов связывали с турецким (например Абилов А.А. Указ. соч. С.8) или арабским (Караева А.И. Становление карачаевской литературы. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Черкесск, 1963. С.6) влиянием.

9 См.: КПСС о культуре, просвещении и науке. М., 1963. С.151.

10 Агаев А.Г. Октябрь и Дагестанская литература // К высотам социалистической культуры. Махачкала, 1967. С.154.

11 Абулова Е.А. Партия во главе национально-государственного строительства народов Кавказа. 1917 – 1937. Ростов н/Д, 1984. С.118.

12 Там же.

13 Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941: Сб. документов. Т.1. Махачкала, 1980. С.566.

14 Карачаево-Черкессия за полвека 1922 – 1972. Черкесск, 1972. С.153.

15 Там же.

16 ЦДНИКБР. Ф.1. Оп.1. Д.290. Л.20-21, Д.293. Л.7, Д.844. Л.6-7.

17 ЦГАЛИ. Ф.631. Оп.6. Д.401 – 405.

18 ЦГАЛИ. Ф.631. Оп.6. Д.418. Л.1-5

19 См.: КПСС о культуре, просвещении и науке. М., 1963. С.154.

20 Там же. С. 151-155, 173-174.

21 Асриянц Г.Г. Партия и искусство народов Северного Кавказа. Ростов н/Д., 1984. С.22.

22 Там же. С.24.

23 Там же.

24 Куценко И.Я. Революция и культура. Краснодар, 1973. С.123.

25 Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941: Сб. документов. Т.1. Махачкала, 1980. С.662.

26 Бычкова Д.И., Пипинис В.Ф. Балкарские советские писатели. Нальчик, 1958. С.5.

27 См., например: Абитова С.К. К высотам реализма. Черкесск, 1968. С.37.

28 Шиков К.М. Становление и развитие адыгейской национальной поэзии (20-40-е годы): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тбилиси, 1974; Его же. Национальная специфика идейно-художественного становления адыгейской литературы. Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тбилиси, 1981; Схаляхо А.А. О путях развития адыгской советской литературы. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тбилиси, 1968; Дахкильгов И. А. Становление ингушской литературы. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Грозный, 1969 и др.

29 Эффендиев А.-К.М. Развитие культуры и искусства в Советском Дагестане // К высотам социалистической культуры. Махачкала, 1967. С 204-205; Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. С 378; Кешоков А. Дорога за облака. М., 1973. С. 1.; Годы, спектакли. судьбы. Майкоп, 1986. С. 8-16.; Казанов Х.М. Особенности осуществления культурной революции народов Северного Кавказа. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Баку, 1983. С. 18.

30 Асриянц Г.Г. Партия и искусство народов Северного Кавказа. С. 26.

31 Бендик Б. А. Художники Ставрополья. Л., 1982. С. 11-12.

32 Эффендиев А.-К.М. Указ соч. С. 205-206.

33 Годы, спектакли, судьбы. Майкоп, 1986. С. 17-18.

34 Годы, спектакли, судьбы. С. 18.

35 Культурное строительство на Кубани (1918 – 1941гг.). Краснодар, 1978. С. 46-47.

36 ЦДНИЧР. Ф.1, Оп.1, Д.185, Л.24.

37 К примеру, театр драмы в Махачкале за один сезон дал 72 премьеры. – История русского и советского драматического театра 1917 – 1945. Кн.1. М., 1984. С.272.

38 Культурное строительство на Кубани (1918 – 1941гг.). С.43, 66.

39 Очерки истории Ставропольского края. Т.2. Ставрополь, 1988. С.183-184.

40 История советского драматического театра. Т.4. М., 1969. С.615.

41 Годы, спектакли, судьбы. С. 21-22.

42 См.: История советского драматического театра. Т.4. С.590, 594, 603, 616, 617.

43 Там же. С.617.

44 ЦДНИКК. Ф.1774А. Оп.1. Д.1317. Л.9.

45 История музыки народов СССР. Т.1. М., 1966. Гл.8., Слепов А.А. Музыкальная культура советской Кубани. Краснодар, 1971., Каймаразов Г. Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе М., 1988. С.147., Бекижев М.М. Формирование социалистической интеллигенции. С.262-263. и др.

46 Культурное строительство на Кубани. С.184.

47 Очерки истории Ставропольского края. Т.2. С.186.

48 См: Искусство Советского Союза. Л., 1985. С.10-11; Очерки истории советского искусства. 1917-1977. М., 1980. С.13; Сокольников М. Художники периферии // Искусство. 1938. N6. С.102-108; Казанов Х.М. Особенности осуществления культурной революции народов Северного Кавказа: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Баку. 1983. С.18-19; Художники Чечено-Ингушетии. Л., 1982.; Художники Кубани. Л.,1960.; Бендик Б.А. Художники Ставрополья. Л., 1982.; Каймаразов Г. Культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1960. С.140-141; Бекиев М.М. Указ. соч.; Художники Кабардино-Балкарии. Л., 1964.

49 Культурное строительство на Кубани. С. 183.

50 45 лет советской автономии Кабардино-Балкарии. С. 71.

51 Там же.

52 ХДНИ ГАРА Ф. 1. Oп. 2. Д. 50. Л. 93.

53 Kулик Т.И. Партийное руководство культурой в период Великой Отечественной войны: Дис. ... канд ист. наук. Краснодар, 1982. С. 18.

54 Культурное строительство в Дагестанской АССР. Т. 1. С. 567.

55 Культурное строительство на Кубани. С.183.

56 Там же. С.182.

57 ГАКК. Ф. Р-1376. Oп. 1. Д. 164. Л 342.

58 Ставрополье за 40 лет советской власти. Ставрополь, 1957. С. 152.

59 45 лет советской автономии Кабардино – Балкарии. С.71.

60 Северная Осетия за годы советской власти. Орджоникидзе, 1967. С.234.

61 45 лет советской автономии Кабардино – Балкарии. С.71.

62 Культурное строительство в Дагестанской АССР. Т.1. С. 659.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны icon«Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной...
Разработка экскурсии по теме «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» с. 5

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconНемало книг написано о грозном и славном для нашего народа пятилетии...
Великой Отечественной войны, но как много подвигов советских людей и поныне остаются еще неизвестными, сколько примеров героической...

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconИрина Викторовна Дрягина Записки летчицы у женщины-авиаторы в годы...
«Ирина Викторовна Дрягина. Записки летчицы у женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942–1945»: Центрполиграф; Москва;...

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconРішення
Об утверждении мероприятий, посвященных 69-й годовщине освобождения г. Феодосии от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной...

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconКлассный час «На подступах к Москве»
Показать ученикам огромное значение города Тулы в защите Москвы в годы Великой Отечественной войны

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconКурс: История отечественного государства и права Тема 13
Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства и, наконец, мирного послевоенного строительства

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconСодержательные основы и «белые пятна» Великой Отечественной войны...

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconСтилевая специфика прозы Великой Отечественной войны
Основные понятия: роман, эпопея, очерк, повесть; героический модус, мифопоэтика, мифологема, символ;; сквозные мотивы

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconЕсть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе?
Размышления по поводу чеченского уголовного кодекса Леонид Рудольфович Cюкияйнен доктор юридических наук, профессор (Институт государства...

Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе накануне Великой Отечественной войны iconПартизанское движение в годы Великой Отечественной войны
Партизанское движение в тылу немецко-фашистских захватчиков явилось составной частью

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции