I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки»




Скачать 99.7 Kb.
Название I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки»
Дата публикации 23.05.2014
Размер 99.7 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 200 города Белогорска Амурской области

I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки».


Жизнь детей в дореволюционной России. (По произведениям Л. Н. Толстого «Детство», А. М. Горького «Детство» и Ф. М. Достоевского «Мальчики».)

Выполнила Пономаренко Юлия

Сергеевна, ученица 7Б класса, 13 лет,

Научный руководитель: Белоус

Галина Анатольевна, учитель

русского языка и литературы.


2010 г.
План работы:

  1. Введение.




  1. Историческая обстановка в дореволюционной России.




  1. Жизнь детей в дореволюционной России.

  1. Произведение Ф. М. Достоевского «Мальчики».

а) Портрет героя.

б) Описание интерьера.

в) Отношение героя к другим действующим лицам произведения.
2. Произведение Л. Н. Толстого «Детство».

а) Карл Иванович.

б) Наталья Савишна.

в) Отношение героя к другим действующим лицам произведения.
3. Произведение А. М. Горького «Детство».

а) описание дома Кашириных.

б) Книги – спасение.

в) Роль бабушки в формировании характера Алеши.

г) К. И. Чуковский в книге «Две души Максима Горького» о детстве Алеши.


  1. Сравнительная характеристика жизни детей в дореволюционной России.



V . Литература.


  1. Введение.


Детство – счастливая пора. Это время связано с прекрасными воспоминаниями. Мне сейчас так хорошо и отрадно рядом с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Родители рассказывают, как я сделала первые шаги, сказала первое слово.

Именно детство создает нам перспективы на будущее. В это время сначала детский сад, потом школа, и, конечно же, родители развивают наши таланты. Часто именно в детстве зарождается настоящая дружба на всю жизнь.

Но не всегда было так. Когда я познакомилась с произведениями о детстве Л. Н. Толстого «Детство», Ф. М. Достоевского «Мальчики» и А. М. Горького «Детство», то увидела совсем других ребятишек.

Меня глубоко тронула судьба этих детей, сумевших, несмотря на трагедию, сохранить человеческое сердце, добрую душу. Именно поэтому я выбрала такую тему.


  1. Историческая обстановка в дореволюционной России.


В дореволюционной России многим жилось тяжело, особенно детям из бедных семей. Они умирали от голода, их унижали. Многие оставались без родителей.

Посещали они церковно-приходских школах, где образование было бесплатным. Но там получали лишь основы знаний: учились писать и читать. На книги и тетради денег не хватало, поэтому детям приходилось просить милостыню или работать, где придется. Иной раз ребенка забирали из школы и отправляли в люди учиться мастерству, где он становился бесплатным слугой.

В это время в России были созданы реальные училища для малоимущих сословий. Там, как и в школах, существовала система наказаний. Наказывали замечаниями, выговорами, арестом на несколько часов.

Реалисты формально получили право поступать в университеты на физико-математические и медицинские факультеты. Но, предоставив это право, министерство народного просвещения его тут же и ограничило, затруднив поступление учащихся в седьмой дополнительный класс и предписав направлять большинство окончивших шестилетний основной курс на государственную.


Превосходная должность быть на земле человеком!

А. М. Горький

  1. Жизнь детей в дореволюционной России.

Среди пошлости, лицемерия показывают писатели живые детские души, как тянутся они к доброму, как в них рождается негодование против того, что мешает людям стать благородными, уважающими друг друга, заботящимися обо всех.


  1. Произведение Ф. М. Достоевского «Мальчики».

В повести «Мальчики» Ф. М. Достоевского потрясает душу история семьи отставного штабс-капитана Снегирева, отца Илюшечки — «славного, доброго и храброго мальчика», восставшего за честь и обиду отцовскую. Илюше – главному герою произведения – не было и девяти лет от роду, «бледненький, болезненный, с сверкающими глазками». У него было худенькое продолговатое личико. Одет он был в довольно старое ветхое пальтишко, из которого вырос. На правой коленке панталон была большая заплатка.

Жил Илюша очень бедно. Дом был ветхим, перекосившимся, всего в три окна на улицу, с грязным двором, посреди которого уединенно стояла корова. Вход был со двора в сени. В избе было просторно, но чрезвычайно загромождённо и людьми и всяким домашним скарбом. Налево была большая русская печь. Простой деревянный четырехугольный стол стоял около среднего окошка. Стекла всех трех окон были давно не мыты, зеленые и заплесневелые. Родители Илюшу очень любили, хотя отец был слабым человеком. Он много пил, заглушая свое горе. Отец не стал защищать свою честь, когда брат Алеши Карамазова оскорбил его прилюдно, так как не мог оставить семью в случае своей смерти. Бедность и слабость отца и послужили насмешкам над Илюшей. В финальной сцене Ф. М. Достоевский изображает, как из многоликой любви — Илюшечки к своему оскорбленному и гонимому отцу, сверстников — к памяти этого маленького героя, Алеши Карамазова — к ним ко всем — вырастает уверенность в том, что даже смерть не в состоянии их разлучить. На могильном Илюшином камне, как на живом основании рождается вера в любовное соединение людей.

Похороны Илюшечки, речь Алеши — это страницы, не имеющие себе равных не только в русской, но и в мировой литературе. Величие «маленького человека», признание его духовности как высшего достоинства, вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом — вот главные черты миропонимания Ф. М. Достоевского, писателя-гуманиста.

История Илюши Снегирева заставляет сегодняшнего читателя вновь и вновь задумываться о природе человека, природе человеческого существа, в глубине которого звериное начало и начало высоко духовное, душевное оказываются в опасной близости. «Мальчики» – это книга о пути молодых людей к человечности, к доброте, к состраданию и вере, ко всему тому, что делает человека человеком.

Пережив болезнь и смерть своего друга, в конце повести мальчики клянутся быть вместе, идти «всю жизнь рука в руку». Это произведение я читала сквозь слезы. Хорошо, что есть взрослые, добрые и понимающие, как Алеша Карамазов. С ними легче одолеть сложности жизни, разобраться, что такое добро, а что зло. И главное – сознаться в дурном и делать только доброе.



  1. Произведение Л. Н. Толстого «Детство».


О духовном развитии человека создает свою повесть Л. Н. Толстой. Произведение начинается пустяковым событием: Карл Иванович убил муху над головой Николеньки и разбудил его. Это событие приоткрывает внутреннюю жизнь десятилетнего мальчика. Ему кажется, что учитель нарочно его обижает, ребенок горько переживает эту несправедливость. Ласковые слова Карла Ивановича заставляют Николеньку раскаяться.

Много событий за день оставляют след в душе ребенка. Он знакомится с настоящей несправедливостью: отец хочет уволить Карла Ивановича, который двенадцать лет учил детей, а теперь стал не нужен.

Одна из глав повести посвящена Наталье Савишне. Она, вынянчившая Николеньку, осмелилась наказать своего любимца за испачканную скатерть. Мальчик «разревелся от злости»: «Как просто Наталья говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку». Робкие, ласковые извинения Натальи Савишны заставили мальчика снова заплакать – «уже не от злости, а от любви и стыда».

Мальчик еще далеко не понял, как постыдна барская спесь. Ему предстояло получить немало жизненных уроков, чтобы понять необоснованность своих притязаний на особое место среди людей.

Не всегда было гладко все и в отношениях с ровесниками. Однажды целой компанией дети обидели бедного мальчика Иленьку Грапа. Николенька, как и остальные, поступил жестоко и бесчувственно. Видно, хотел быть молодцом в глазах товарищей.

Перед нашими глазами проходит детство братьев и сестер Иртеньевых. Дети остались без матери, самого близкого человека, который все понимал, мог помочь и все объяснить. И это очень грустно, хотя семья Николеньки не испытывала таких материальных трудностей, как семья предыдущего героя. У детей Иртеньевых было обеспеченное будущее, и поэтому их проблемы были больше связаны с духовным становлением. Дети жили в большом доме, у них были учителя, кормилицы. Их все любили. Мальчики же из бедных семей думали больше о хлебе насущном. И именно трудности делали их добрыми и понимающими других людей.

  1. Произведение А. М. Горького «Детство».


Меня глубоко взволновала история Алеши из повести А. М. Горького «Детство». Мальчик видит сложный и противоречивый мир людей разных поколений, с их враждой и любовью, тяжелым бытом и мечтами о лучшем

В произведении А. М. Горький талантливо описывает детское видение мира, как будто он запомнил все свои чувства и переживания. Окружающая жизнь открывается перед Алешей отдельными малосвязанными сценами, смысл и трагическое значение которых он еще не может определить и оценить. На маленького героя обрушиваются несчастья одно за другим: умирает его отец, и тут же , у гроба отца, рожает мать. Все это с первых страниц пронзило меня стихией страшной жизненной правды.

Большую роль в понимании жизни Кашириных играет описание дома. Он «был одноэтажный, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы дом казался большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; двор казался неприметным, весь завален тряпками, заставлен бочками с густой разноцветной водой... В углу жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало». Эпитеты, которые использует автор для описания дома, заставляют меня содрогнуться: «грязно-розовая краска», «нахлобученная крыша», «выпученные окна», «маленькие полутемные комнаты». Я представляю себе отвратительные запахи от сваленных тряпок и бочек. Этот дом не похож на счастливое имение графов Иртеньевых, где ребенок может жить и развиваться так, как это должно быть.

Спасением от ужасов жизни для Алеши стали книги. Они помогли ему познать красоту огромного мира. Воодушевленный чтением, Алеша устраивал представления. Ему нравилось радовать людей. Он как бы сам преображался в героя книги. Своим стремлением делать добро людям мальчик влиял на судьбы других.

Особенно мне запомнился образ его бабушки – один из самых возвышенных в русской литературе. Она приобщила Алешу к фольклору, раскрыла ему красоту народного языка. Природа, успокаивающая душу мальчика, обострила его чувства.

Когда дед отказался кормить бабушку и внука, Алеша вынужден был сам зарабатывать деньги. Рано утром он брал мешок и отправлялся по дворам собирать говяжьи кости, тряпки, бумагу, гвозди. Потом он продавал все это. Дети в школе дразнили его, оскорбляли так же, как и Илюшечку в повести Ф. М. Достоевского «Мальчики» за бедность, но бабушка говорила ему: «Злого приказа не слушайся, за чужую совесть не прячься». И он учился у нее, несмотря ни на что, любить жизнь. Совсем другие условия жизни, не так как у Иртеньевых, но и этот герой стремился к доброте и любви ко всему живому. Именно поэтому я считаю, что главным наставником в жизни Алеши была бабушка, терпеливая, решительная, мужественная. Она могла броситься в огонь, остановить обезумевшего коня, но безропотно потакала всем выходкам деда. Он же, несмотря на внешнюю тщедушность, издевался как над ней самой, так и избивал маленького Алешу.

К. И. Чуковский в книге «Две души Максима Горького» писал: «Когда читаешь … книгу «Детство», кажется, что читаешь о каторге: столько там драк, зуботычин, убийств. Воры и убийцы … усердно посвящали ребенка во все тайны своего ремесла — хулиганства, озорства, членовредительства. Упрекнуть их в нерадении нельзя: курс был систематический и полный, метод обучения — наглядный. Мальчику показывали, … как в голову женщины вбивать острые железные шпильки, как напяливать на палец слепому докрасна накаленный наперсток; как калечить дубиной родную мать; как швырять в родного отца кирпичами, изрыгая на него гнусную ругань. Его рачительно готовили в каторгу, как других готовят в университет, и то, что он туда не попал, есть величайший парадокс педагогики. Старинные семейные традиции требовали от него этой карьеры. Среди самых близких своих родных он мог бы с гордостью назвать нескольких профессоров поножовщины, поджигателей, громил и убийц. Оба его дяди по матери, — дядя Яша и дядя Миша, — оба до смерти заколотили своих жен, один одну, а другой двух, убили его друга Цыганка — и убили не топором, а крестом!»

Шаг за шагом писатель проводит Алешу через «мерзость жизни» городских низов. А. М. Горький показывает, как в сознании ребенка преодолевалась проповедь терпения, как закалялась воля и крепло желание противостоять злу.

IV. Сравнительная характеристика жизни детей в дореволюционной России.
Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и А. М. Горького о детстве по содержанию шире своих названий. В них подняты серьезные вопросы о смысле жизни, о том, каким должен быть человек и как следует относиться к людям, как воспитывать в себе лучшие душевные качества, как противостоять действительности.

Общее в этих произведениях то, что мальчики пережили горе. Автор описывает их страдания. Двое из них потеряли близких, а Илюшечка сам умирает, безропотно, безнадежно. Именно поэтому мне больше всех жалко Илюшечку.

Судьбы у всех мальчиков разные, хотя жили они примерно в одно время. Но в душе дети были добрые и жизнелюбивые. Это их объединяет!

V . Литература.


  1. http://civil.consultant.ru/code/.

  2. Чуковский К.И. Две души Максима Горького // Чуковский К.И. Собр. соч. : В 15 т. М. : Терра — Книжный клуб, 2002. Т. 8. — С. 185-238.

  3. М. Горький. Детство.

  4. Творческий путь Достоевского, Сборник статей под редакцией Н. Л. Бродского. Л., 1924.

  5. Школьная библиотека. Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Повести. М.: «Детская литература», 2003.

  6. Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Ч. 2/Под ред. Г. И. Беленького. – 6-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития»
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon I всероссийская научно
Всероссийская научно–практическая конференция с международным участием «инновации в здоровье нации»
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Международная заочная научно-практическая конференция
Организатор Международной заочной научно-практической конференции – Консалтинговая компания «ар-консалт», г. Москва. Издание сборника...
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Республиканская научно-практическая конференция
Оргкомитет Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми» объявляет о проведении второго...
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon 14. 00 Научно практическая конференция, посвященная 70-й годовщине...
Научно – практическая конференция, посвященная 70-й годовщине освобождения города Феодосии и Крыма от фашистких захватчиков в Великой...
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Положение о школьном этапе научно-практической конференции школьников мбоу «сош №11» 1
Научно-практическая конференция школьников проводится в рамках реализации феде­ральной программы «Одаренные дети» и преследует следующие...
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Международная научно-практическая конференция
«История, проблемы и необходимые условия становления гражданского общества в Украине»
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Vi всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Vi городская конференция учащихся по научно-техническому творчеству Секция «Программирование»
Методы распознавания образов широко используют при оптическом и акустическом распознавании (в том числе текста и речи), медицинской...
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» icon Научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее»...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции