ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учебнику «Литературное чтение. 4 класс» / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М. : Просвещение, 2006.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 102.
Количество часов в неделю – 3.
Количество часов в I четверти – 28.
Количество часов во II четверти – 21.
Количество часов в III четверти – 29.
Количество часов в IV четверти – 24.
тематическое планирование № п/п
| Наиме- нование
раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля
| Элементы дополни- тельного содержания
| Домашнее задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Летописи. Былины. Жития (8 ч)
| Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
| 1
| Комбинированный
| Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений
| Знать жанр «летопись».
Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
| Текущий
| Жанры детской художест- венной литературы –
ЛЕТОПИСЬ, ЖИТИЯ
| С. 6–8, выразит.
читать, вопрос 6
| 2
| Летописи. «И вспомнил Олег
коня своего».
Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина
| 1
| Комбинированный
| Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| Фронтальный опрос
| С. 10–11, выразит.
читать, вопросы 4, 5
| 3
| Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»
| 1
| Комбинированный
| Связь произведений литературы с другими видами искусств
| Знать жанр устного народного творчества «былина».
Уметь определять
тему и главную мысль произведения,
| Текущий
| Жанры детской художест- венной литературы –
БЫЛИНА
| С. 12–19,
читать, вопрос 5
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 4
|
| Былина «Ильины три поез- дочки»
| 1
| Комбинированный
| Тема, главная мысль, события, последовательность
| пересказывать текст,
использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг
| Текущий
|
| С. 19–24, выразит.
читать, вопрос 8
| 5
| «Житие Сергия
Радонежского» – памятник древнерусской литера- туры
| 1
| Комбинированный
| Образные языковые средства
| Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».
Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план
| Текущий
| Архаизмы
| С. 25–29, выразит.
читать
| 6
| Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя
| 1
| Комбинированный
| Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диа- логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| Текущий.
Пересказ
| Архаизмы
| С. 30–31, пересказ отрывка по выбору
| 7
| Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»
| 1
| Комбинированный
| Различение жанров произведений
| Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми
| тест (5 мин)
| Жанры детской художест- венной ли-
| С. 32–33, вопрос 4
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 8
|
| Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»
| 1
| Комбинированный
| Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
| словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения
| Диагностика навыка чтения
| тературы – ЛЕТОПИСЬ,
БЫЛИНА.
Кроссворд
| С. 36, вопрос 8
| 9
| Чудесный мир клас- сики
(18 ч)
| Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок)
| 1
| Комбинированный
| Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
| Знать название и основное содержание изученного произведения.
уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
| Тематический. Выразительное чтение
| Архаизмы
| С. 40–49, выразит.
читать, найти отрывок к иллюст-рации
| 10
| Характеры главных героев в сказке П. Ершова
| 1
| Комбинированный
| Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения.
| Знать творчество П. Ершова.
Уметь составлять
небольшое моноло-
| Тематический
| Характер героя, его поступки и
их мотивы
| С. 49–63, выразит.
читать,
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
| «Конёк-горбунок»
|
|
| Участие в диалоге при обсуждении про- слушанного (прочи- танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
|
|
| вопросы 3, 4
| 11
| Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- горбунок»
| 1
| Комбинированный
| Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка
| Фронтальный опрос
| Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- горбунок»
| С. 63, вопрос 6
| 12
| Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах
| 1
| Комбинированный
| Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств
| Уметь читать сти- хотворные произ- ведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности
| Чтение наизусть
| Олицетворение. Сравнение
| С. 66–69, выразит.
читать
| 13
| А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»
| 1
| Комбинированный
| Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных
| Уметь читать сти- хотворные произ- ведения наизусть (по выбору), отве-
| Тематический
| Олицетворение
| наизусть по выбору
| |