Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…»




Скачать 118.18 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…»
Дата публикации21.05.2014
Размер118.18 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала

Вместо свадеб – разлуки и дым…»
Аудитория: обучающиеся 1 и 2 курса.

Автор: преподаватель русского языка и литературы Тимофеева Н.В.

Место работы: ВПМТТ «Юность»

Тема урока: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала…»

Цели:

- расширить знания, полученные на уроках истории и литературы о ВОВ;

- создать условия для более глубокого ознакомления подростков с историческими этапами и событиями ВОВ;

- расширить понимание роли победы Советского союза в ВОВ, ее значение и влияние на формирование национального самосознания российских граждан;

- анализировать и интерпретировать поэтическое произведение;

- формировать навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;

- формировать неприятие к любым проявлениям фашизма, толерантность, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцида.

Задачи:

- учить анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;

- учить проводить поисковую работу тематического поэтического текста;

- учить высказывать свое мнение;

- выразительно читать поэтический текст, соблюдая нормы литературного произношения;

- соотносить художественную литературу с общественной и исторической жизнью и культурой страны, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание выбранного литературного произведения.

Форма урока: тематический урок.

Методические приемы: индивидуальные беседы с анализом поэтического и прозаического текстов, музыкальное и видеосопровождение, использование документального фильма, фотографий ВОВ.

Гипотеза:

- если активизировать читательский интерес учащихся, то они смогут осознанно воспринимать поэтическое произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- осознавать опасность увлечения молодежи идеями фашизма и национализма, видеть прямую связь с мировым терроризмом.

Оборудование: документальный фильм «Обыкновенный фашизм», презентация фотографий о ВОВ, видеосюжеты военной хроники. Стихи, музыка и песни о ВОВ советских и русских поэтов и композиторов.

Предварительная подготовка к уроку:

- индивидуальная подборка стихов, отработка навыков выразительного чтения;

- презентация фотографий о ВОВ;

- подборка видеосюжетов.
Ход урока

Слова учителя: Все дальше от нас Великая Отечественная война, уходят в прошлое события военных лет. Но для меня лично тема войны в русской литературе самая болезненная и трепетная.

Почему? Может быть, перефразировав, я скажу словами Н. Дмитриева.
В шестидесятые рождены,

Войны не знали мы, и все же

В какой — то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны
Чтец. «22июня 1941 года», Степан Щипачев.

Муз. « Синий платочек »
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрыли люки.
Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

Слова учителя: «Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен со знанием своего достоинства проводить самые жестокие и беспощадные мероприятия , которые требует от тебя германия».
Чтец: « Над убитым ребенком». Михаил Голодный.
Муз. «Священная война»

Стих, Лебедева - Кумача

Муз. Александрова

Над убитым ребенком
В траве некошеной – замученный ребенок.

Смерть не дала ему больших ресниц смежить.

И светлые глаза глядят как бы спросонок

На этот мир в цвету, где я остался жить.
А солнце высоко; не зная преступленья,

Щебечут птицы, сердце полонив.

И, словно в пьяном сне, над жертвою глумленья

Рой синих мух жужжит среди цветущих нив!
И, вспомни в друг о том, что за поселком где – то

Мать жаркую слезу смахнет с лица тайком,

Не жду я от друзей ни вздоха, ни ответа,-

Хочу я одного – врага найти штыком!...


Слова учителя: Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, Началась Вторая Мировая война. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь, смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

Живая память о бессмертном народном подвиге – стихи советских поэтов, участников грозовых событий ВОВ. Набатным колоколом зазывали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя свой народ на борьбу, на победу.
Чтец: «Две строчки». Александр Твардовский.
Две строчки
Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце – парнишке,

Что был в сороковом году

Лежало как – кто неумело

По детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал,

Да лед за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.


Слова учителя: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай...» Это была памятка каждому фашистскому солдату.
Чтец: «Майор привез мальчишку на лафете». Константин Симонов.
Майор привез мальчишку на лафете. Песня «Эх, дороги»,
Майор привез мальчишку на лафете. Авт. Лев Ошанин

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой придти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли
За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,

Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,

Я верю: мы, во что бы то не стало

В конце концов, увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата

Ему, как мне, идти в такие дни

Вслед за отцом, по праву как солдата.

Прощаясь с ним меня ты помяни.
Слова учителя: Гитлер заявил: « Дайте мне десять лет, и вы не узнаете Германию. И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она вся была опутана колючей проволокой. Тысяча сто концентрационных лагерей было на территории фашистского государства.


Чтец: «Они с детьми погнали матерей» Муз. «Бухенвальдский набат»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, куча дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят...

Нет. Этого я не забуду дня,

Я незабудку никогда, в веки!

Я видел: плакали, как дети, реки.

И в ярости рыдала мать — земля...

Я слышал мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук...

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -

И хочет вырваться из рук ребенок.

И страшен, плачь , и голос тонок.

И в сердце он вонзается, как нож.
Слова учителя: В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные насилия и истязания над людьми. Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Патом передавал автомат жене, и она тоже также стреляла. Иногда для того чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух четырех и двух летних детей и давал по ним очередь из автоматов. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Пап, еще» . В 1943 году в день рождения Гитлера ( ему исполнилось 54 года) он лично выбрал из числа заключенных 54 человека и расстрелял их. А однажды сотрудник гестапо с руководителями лагеря поспорил, что он одним ударом секиры разрубит мальчика. В доказательство он поймал в лагере 10 — летнего мальчишку , поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе т пригнуть к ним голову, примерился и ударом секиры разрубил мальчика вдоль туловища.

Известны такие случаи когда фашисты, работавшие в лагере смерти, сами душили женщин и детей. А мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; протыкали тело заключенных куском железа, плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по движущейся мишени».
Чтец: « Родился мальчик в дни войны», Александр Твардовский
Родился мальчик в дни войны
Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме,

Под шум чужой порскай волны,

В бараке на соломе.
Зачем ты, горестный такой,

Слеза моя росиночка

На свет явился в час лихой,

Краса моя кровиночка?
Зачем в такой недобрый срок

Зазеленела веточка?

Зачем случился ты сынок,

Моя родная деточка?
Зачем ты тянешься к груди

Озябшими ручонками

Не чуя горя впереди,

В тряпье сучишь ножонками?
Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым - беда, а мертвым — нет,

У смерти по защитою.
Целуя зябкий кулачок,

На сына мать глядела:

А я причем, - скажи, сынок,-

А мне какое дело?
Скажи: какое дело мне,

Что ты в беде , родная?

Ни о беде, ни о войне,

Ни о родимой стороне,

Ни о немецкой чужбине

Я, мама, знать не знаю.
Слова учителя: В соответствии с планом Барбаросса предусматривалось захватить город Ленинград и уничтожить балтийский флот. И с 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 900дней и ночей. Люди падали от голода прямо на улице — замерзали, умирали. Покойники были страшными : кости, обтянутые кожей, не закрывающиеся рты... Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и мужчины. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2млн. 887 тыс. человек.

Чтец «Отец и сын», А.Твардовский

«Отец и сын»
Быть может, все несчастье
От почты полевой:
Его считали мертвым,

А он пришел живой.

Живой, покрытый славой,
Порадуйся, семья!
Глядит - кругом чужие.
- А где жена моя?

- Она ждала так долго,
Так велика война.
С твоим бывалым другом
Сошлась твоя жена.

- Так где он? С ним по-свойски
Поговорить бы мне.
Но люди отвечают:
- Погибнул на войне.

Жена второго горя
Не вынесла. Она
Лежит в больнице. Память
Ее темным-темна.

И словно у солдата
Уже не стало сил.
Он шепотом чуть слышно:
- А дочь моя?- спросил.

И люди не посмели,
Солгав, беде помочь:
- Зимой за партой в школе
Убита бомбой дочь.

О, лучше б ты не ездил,
Солдат, с войны домой!
Но он еще собрался
Спросить:- А мальчик мой?

- Твой сын живой, здоровый,
Он ждал тебя один.
И обнялись, как братья,
Отец и мальчик-сын.

Как братья боевые,
Как горькие друзья.
- Не плачь,- кричит мальчишка,
Не смей,- тебе нельзя!

А сам припал головкой
К отцовскому плечу.
- Возьми меня с собою,
Я жить с тобой хочу.

Слова учителя: С каждым годом становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, но никогда мы не должны забывать о том, какой ценой досталась нам победа.
Чтец: « Реквием», Роберт Рождественский

« Реквием»,
Помните!

Через века,

Через года,-

Помните!

О тех,

Кто уже не придет

Никогда,-

помните!

Не плачьте

В горле

Сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!
Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какою

Ценой

Завоевано счастье,-

пожалуйста,

помните!

Песню свою

Отправляя в полет,-

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет,-

помните!

Детям своим

Расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

Детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,-

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди земли.

Убейте

Войну,

Прокляните

Войну,

Люди земли!
Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!...

Но о тех,

Кто уже не придет

никогда,-

заклинаю,-

помните!
Чтец: « Моё поколение», Семен Гудзенко

МОЕ ПОКОЛЕНИЕ


Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.
Слова учителя: Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась все ближе, все нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина...
Программа изучения темы составлена так, что видна эволюция художественного и философского мышления А. С. Пушкина (изучаются основные...

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя»
Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста?

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка занятий с одаренными детьми по теме "Ин
Инвариант от латинского invarians, в родительном падеже invariantis – неизменяющийся. Был введён английским математиком Джеймсом...

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка открытого занятия по теме: «Греко-латинские...
Отработка умений анализировать, извлекать информацию, умение выражать свои мысли с применением объяснительно-иллюстративного метода,...

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка «Выше, быстрее, Сильнее»
Большое значение для развития силы волейболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени...

Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала Вместо свадеб разлуки и дым…» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции