Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.
Задачи курса:
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;
- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к герою.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
|
Кол-во часов
|
Введение. Художественное произведение.
|
1
|
Устное народное творчество.
|
3
|
Из древнерусской литературы.
|
1
|
Из литературы XVIII века.
|
3
|
Из литературы XIX века.
|
28
|
Из литературы XX века.
|
18
|
Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе.
|
5
|
Из зарубежной литературы.
|
11
|
ИТОГО
|
70
|
Раздел III. Перечень контрольных видов работы.
№п/п
|
Дата
|
Факт.
|
Тема контроля
|
1
|
|
|
Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
|
2
|
|
|
Написание сочинения.
|
3
|
|
|
Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
4
|
|
|
Написание сочинения.
|
5
|
|
|
Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».
|
6
|
|
|
Написание сочинения.
|
Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть.
1 четверть. И. А. Крылов. Листы и корни. Ларчик. Осел и Соловей (на выбор).
А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).
2 четверть.
М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...». Утес. Три пальмы (на выбор).
Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагмент на выбор).
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!».
3 четверть.
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся
(К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).
4 четверть.
А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
|
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 6 класс. М. Просвещение. 2005
|
Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература:6 класс: Методические советы. М. Просвещение, 2008
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС.
Дата.
|
Факт.
|
|
Тема раздела, урока.
|
1 четверть
|
|
|
1
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 3 ч.
|
|
|
2
|
Обрядовый фольклор. Анализ обрядовых песен.
|
|
|
3
|
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
|
|
|
4
|
Афористичность загадок.
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1ч.
|
|
|
5
|
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 3 ч.
|
|
|
6
|
Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне.
|
|
|
7
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Чтение «Листы и корни», «Ларчик».
|
|
|
8
|
И.А.Крылов. «Осёл и соловей». Развитие понятия об аллегории.
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 28 ч.
|
|
|
9
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
|
|
|
10
|
Тема дружбы в стихотворении «Пущину». Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».
|
|
|
11
|
«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.
|
|
|
12
|
А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль случая в композиции произведения.
|
|
|
13
|
История романа Пушкина «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
|
|
|
14
|
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков и произвола. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
|
|
|
15
|
Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям.
|
|
|
Р/р 16
|
Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
|
|
|
Р/р 17
|
Написание сочинения.
|
|
|
18
|
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.
|
|
|
19
|
Антитеза как основной композиционный приём в стих. М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…».
|
2 четверть
|
|
|
20
|
«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
|
|
|
Р/р 21
|
Двусложные и трёхсложные размеры стиха.
|
|
|
22
|
Н.В.Гоголь. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».
|
|
|
23
|
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».
|
|
|
24
|
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
|
|
|
25
|
Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Роль антитезы в стихотворении.
|
|
|
26
|
Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.
|
|
|
27
|
А.А.Фет. слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.
|
|
|
28
|
А.А.Фет. «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
|
|
|
29
|
Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
|
|
|
30
|
Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». Историческая поэма «Дедушка».
|
|
|
31
|
Художественная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова.
|
|
|
32
|
Н.С.Лесков. Сказ «Левша».Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
|
|
|
33
|
Особенности языка повести «Левша».
|
3 четверть
|
|
|
34
|
А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».Чтение и анализ.
|
|
|
35
|
«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.
|
|
|
36
|
Природа в поэзии XIX века. Чтение стихов.
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 18ч.
|
|
|
37
|
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок».
|
|
|
38
|
А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Душевная чистота главных героев.
|
|
|
39
|
М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти..
|
|
|
40
|
Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».
|
|
|
41
|
Анализ эпизодов сказки-были «Кладовая солнца».
|
|
|
Р/р 42
|
Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»
|
|
|
Р/р 43
|
Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
|
|
Р/р 44
|
Написание сочинения.
|
|
|
45
|
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и др.
|
|
|
46
|
В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.
|
|
|
Р/р 47
|
Юмор в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в художественном произведении.
|
|
|
48
|
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.
|
|
|
49
|
Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.
|
|
|
Р/р 50
|
Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».
|
|
|
Р/р 51
|
Написание сочинения.
|
|
|
52
|
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Чтение стихов.
|
|
|
53
|
Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
|
|
|
54
|
Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
|
4 четверть
|
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. 5ч.
|
|
|
55
|
А.Блок «Летний вечер», С.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…».Чтение.
|
|
|
56
|
А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Чтение.
|
|
|
57
|
Поэтическая встреча за круглым столом.
|
|
|
58
|
В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.
|
|
|
59
|
Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 11ч.
|
|
|
60
|
Мифы Древней Греции. Анализ.
|
|
|
61
|
Подвиги Геракла. Комментированное чтение.
|
|
|
62
|
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
|
|
63
|
Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
|
|
|
64
|
Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
|
|
65
|
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.
|
|
|
66
|
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Характеристика героев.
|
|
|
67
|
Анализ эпизодов из «Приключения Гекльберри Финна».
|
|
|
68
|
А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «маленький принц» как философская сказка-притча.
|
|
|
Р/р 69
|
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».
|
|
|
Р/р 70
|
Выполнение творческого задания.
|
|