МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»
Исследовательская работа
на тему: «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
-
-
-
-
-
-
|
|
Научный руководитель:
Федяева Ольга Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
|
|
|
Ученицы 5 «Б» класса:
Валеева Аделия и Зейтулаева Мария
|
Йошкар-Ола 2014
Введение
Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-Яги. Кто-то считает ее отрицательным героем, а кто-то, наоборот, добрым помощником. Какой она является на самом деле, нам и предстоит узнать.
Актуальность: в связи с падением интереса к чтению нужно привлечь внимание пятиклассников к фольклору и показать необходимость более внимательного прочтения русских народных сказок.
Цель: на примере сказок из сборника А.Н. Афанасьева создать обобщённый образ Бабы-Яги.
Задачи:
изучить сказки из сборника А.Н. Афанасьева;
проанализировать особенности образа Бабы-Яги;
найти истоки образа Бабы-яги;
узнать, какой образ Бабы-Яги сложился у пятиклассников на основе чтения русских сказок;
создать обобщённый образ Бабы-Яги.
Гипотеза: можно объединить черты Бабы-Яги из разных русских народных сказок и создать обобщённый образ.
Объект исследования: образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Предмет исследования: русские народные сказки под редакцией А.Н. Афанасьева.
Методы исследования: опрос, анализ источников информации, синтез.
Основная часть
Раздел 1.Происхождение образа
Баба-Яга – персонаж славянской мифологии и фольклора. Существует несколько версий появления этого сказочного персонажа.
Яга – богиня общеиндоевропейская. У греков соответствует Гекате – страшной богине ночи, колдовства, смерти и охоты. У германцев – Перхта. У индийцев – не менее жуткая Кали. В мифах славян прообразом Бабы-Яги является Ясунюшка, дочь Святогора, ее также называют Бурей-Ягою.
М. Забылин считает ее «адской богиней»: «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, и имеющим железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает духов своих внучек, которые наслаждались пролитием крови».
По мнению В.Я. Проппа, образ Бабы-Яги – образ жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.
По мнению других исследователей, Баба-Яга была положительным персонажем мифологии, прародительницей рода и берегиней.
Раздел 2.Места обитания
Исследователи фольклора разошлись во мнениях по поводу трактовки места жительства Бабы-Яги. Так В.Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» отмечает, что «сказочный лес с одной стороны, отражает воспоминания о лесе, как о месте, где проводился обряд, с другой – как о входе в царство мертвых». Во многих русских сказках местом жительства Бабы-Яги считается берег реки Смородины, через которую перекинут Калинов мост. Река Смородина в славянской мифологии является границей между миром живых и мертвых.
Жилище Бабы-Яги – избушка на курьих ножках. Она смоделирована по образу погребального домика славян, которые устанавливали на больших пнях с корнями, напоминающих куриные лапы. Таким образом, избушка на курьих ножках является местом перехода из мира живых в мир мертвых. О чем свидетельствует и то, что избушка движется. Аследовательно, Баба-Яга поставлена, чтобы стеречь границу между мирами.
Раздел 3.«Портрет» Бабы-Яги
Для того чтобы узнать, какой же Бабу-Ягу представляют наши ровесники, мы провели анкетирование. Нами было опрошено 44 человека (100%). По результатам опроса мы выяснили, что 84% считают, что Баба-Яга – злая, а 16% – добрая. Все ребята представляют Бабу-Ягу старухой, при этом 9% описывают ее как старуху в лохмотьях, 4% грязной и немытой, 2% она представляется с горбом, 2% представляют Бабу-Ягу воительницей. Мы задали вопрос и о транспортном средстве данной героини и выяснили, что 95% ребят считают, что Баба-Яга летает на метле, при этом 50% утверждают, что она использует еще и ступу. Были и оригинальные ответы: 4% считают, что Баба-Яга летает в ведре, 2% – в корзине.
Для более детального изучения образа Бабы-Яги мы обратились к сборнику «Народные русские сказки» под редакцией А.Н. Афанасьева.
Из 114 сказок только в 10 сказках присутствует образ Бабы-Яги.
Баба-Яга предстает перед нами в образе беззубой старухи («Заколдованная королева»). Она настолько страшная, что Афанасьев называет ее лицо – «морда жильная» («Гуси-лебеди»). Говоря о фигуре, следует отметить отсутствие горба. Однако у нее есть определенные проблемы с ногами: в сказке «Гуси-Лебеди» упоминается «нога глиняная», в сказке «Баба-Яга» – костяная, в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» – золотая. В связи с тем, что у бабушки проблемы с ногами, во всех вышеупомянутых сказках она пользуется такими транспортными средствами, как ступа, которую «толкачом погоняет, помелом след заметает», в сказке «Марья Моревна» Баба-Яга «скачет на железной ступе».
Раздел 4.Основные образы Бабы-Яги
В.Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» выделяет три основных образа Бабы-Яги.
Яга-воительница
В большинстве сказок в изложении А.Н. Афанасьева Баба-Яга – воинственно настроенный персонаж. Так в сказках «Баба-Яга», «Марья Моревна»она преследует героев. В сказках «Баба-яга и Заморышек» (эта сказка есть в изданиях 1958, 1979 гг.), «Терешечка» (в сказке «Терешечка» Яга предстает в образе ведьмы Чувилихи) она пытается убить главного героя. Но наиболее ярко ее воинствующий характер раскрывается в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин». Именно в этой сказке прослеживаются черты богатырки Святогорки (Бури-Яги) – героини славянских мифов. В сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» Белый Полянин «тридцать лет воюет с Бабою-Ягою золотой ногою» за дочь-красавицу. В этой сказке против Белого Полянина Баба-Яга «выставляет рать-силу несметную» в защиту своего имущества и дочери-красавицы.
Яга-похитительница
Считается, что это один из самых распространенных образов Бабы-Яги. Однако мы смогли найти в сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева только две такие сказки. Так в сказке «Терешечка», где она предстает в образе ведьмы Чувилихи, Яга похищает мальчика: «Она его схватила да в куль, и помчала…» А в одной из самых известных сказок «Гуси-лебеди» она заставляет заниматься воровством детей своих домашних животных: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали».
Яга-дарительница
«Баба-Яга – дарительница» звучит очень тепло и по-доброму. Однако в сказках из сборника А.Н. Афанасьева дары она приносит главным героям совсем не от чистого сердца. В сказке «Василиса Прекрасная» она «преподносит» в дар Василисе череп с горящими глазами только потому, что узнает об обереге, имеющимся у девочки, и поэтомуиз-за этого оберега пытается побыстрее избавиться от неё. В других сказках Баба-Яга вообще не собирается никому ничего дарить, ее попросту обманывают или обворовывают спящую («Марья Моревна», «Баба-Яга»).
В сборнике А.Н. Афанасьева нашлись и такие сказки, где Баба-Яга является положительным героем и выступает в роли наставника. Так в сказках «Поди туда – не знаю куда…», «Царевна-лягушка», «Заколдованная королева» она помогает главному герою, указывает ему дорогу, но ничего не дарит. Также есть сказки, где Баба-Яга не одинока: у нее есть дочери («Поди туда- не знаю куда…», «Иван – царевич и Белый Полянин») о которых она заботится, сестры («Царевна-лягушка», «Заколдованная королева»).
Раздел 5. Обобщённый образ Бабы-Яги
В результате исследования у нас сложился свой образ Бабы-Яги.
Баба-Яга –это одинокая старуха, живущая вдали от людей. Она беззубая, с «жильным лицом» и неприглядной внешностью. Вместо одной ноги – протез (костяной, глиняный, золотой). Передвигается она в ступе при помощи толкача и помела. У бабушки скверный характер, она грубая, ленивая, неряшливая, жадная, подозрительная, агрессивно настроенная людоедка, в любое время готовая взяться за оружие. Скорее всего, она стала такой не по доброй воле, а от тяжелой жизни в одиночестве, без семьи. Но добро все еще дремлет глубоко в ее душе и иногда просыпается. В эти минуты Баба-Яга с радостью помогает главному герою выбраться из запутанной ситуации, указывает дорогу, подсказывает, как победить противника.
Заключение
Данное исследование показало, что Баба-Яга – это вымышленный персонаж, имеющий несколько прообразов. Поэтому сущность Бабы-Яги неоднозначна. В 7 сказках из сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева она является отрицательным героем, и только в трех – положительным.
На примере сказок из сборника А.Н. Афанасьева мы создали обобщенный образ Бабы Яги, чтобы привлечь внимание пятиклассников к фольклору и показать необходимость более внимательного прочтения русских народных сказок.
Для этого пятиклассникам лицея № 11 предложено ответить на ряд вопросов. Участники анкетирования единодушно ответили, что Баба-Яга – старуха. При этом 84% считают ее отрицательным персонажем и только 16% – положительным.
Мы изучили исторические истоки образа Бабы Яги и проанализировали особенности образа данного персонажа в сказках из сборника А.Н. Афанасьева.
В результате нам удалось объединить черты Бабы-Яги из разных русских народных сказок, создать обобщённый образ и найти особенности этого персонажа.
Несмотря на все отрицательные качества, Баба-Яга по-прежнему остается одним из самых любимых и популярных героев русских народных сказок, так как любой человек пытается найти крупицу прекрасного даже в самом безобразном существе.
Список литературы
Асов А.И. Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей / А.И. Асов. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 288 с.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./М. Забылин. – М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. – 607 с.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Художественная литература,1979. – 348 с.
Пропп В. Я.Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.
|