Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде»




Скачать 88.88 Kb.
Название Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде»
Дата публикации 19.10.2014
Размер 88.88 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Министерство образования и науки УР
МБОУ Мостовинская СОШ

Проект урока литературы в 8 классе

Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде»

( По рассказу А.М.Горького «Макар Чудра»)

Автор:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Мостовинской СОШ

Сарапульского района

Удмуртской республики

Варачева Людмила Ивановна


Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде»

( По рассказу А.М.Горького «Макар Чудра»)

Цель урока: 1)Достижение личностных, предметных, метапредметных результатов.

2) Выявление в ходе анализа рассказа особенностей изображения

неоромантических героев.

Задачи:

  1. На стадии «Вызов»:

Личностные результаты:

  1. Выработка внутренней позиции школьника;

  2. Мотивация к исследованию текста;

  3. Постановка цели поиска.

Метапредметные результаты:

1.Регулятивные УУД: оформление мыслей в устной форме в ходе «Мозговой атаки».

Предметные результаты:

  1. Актуализация имеющихся знаний о тенденциях в литературе начала XX века и литературном течении «неоромантизм».

  2. На стадии «Осмысление»:

Личностные результаты:

1.Умение решать моральные проблемы;

2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные УУД: управление своей деятельностью: работа в приемах «Мудрые совы», «Синтез»,

  2. Коммуникативные УУД: 1) умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2) уметь формировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения;

3. Познавательные УУД: 1) умение извлекать информацию из текста, перерабатывать ее из одной формы в другую (табличную);

2) строить рассуждение;

3) выполнять логические операции анализа текста, классификации, синтеза.

Предметные результаты:

  1. Знакомство с особенностями изображения неоромантического героя в рассказе Горького «Макар Чудра».

  1. На стадии «Рефлексия»:

Личностные результаты:

1. Развитие самоуважения;

  1. Умение создавать создавать собственный текст;.

Метапредметные результаты:

  1. Подведение новых знаний под понятие «герой неоромантизма», составление «Диаманты» на основе сравнения романтического и неромантического героев.

4.Домашнее задание в форме «РАФТ»

Личностные результаты:

  1. Формирование эмпатии, самовыражения;

  2. Развитие способности решения моральных проблем.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные УУД: инициативность при составлении «РАФТ».

  2. Познавательные УУД: умение работать в приеме «РАФТ»

Предметные результаты:

  1. Умение составлять характеристики неоромантических героев в форме «РАФТ»


Оборудование: учебник литературы для 8 класса под редакцией А. Кутузова, распечатки таблиц «Мудрые совы», распечатки таблиц «Синтез», распечатки «Диамант», м/м презентация, музыка к к/ф «Цыган»

Эпиграф:

Настало время нужды в героическом, все хотят возбуждающего,

яркого, такого… чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее,

лучше, красивее…

М.Горький
1.1Стадия вызова.

1.Актуализация знаний. Прием «Мозговая атака»:

- Какие тенденции в развитии культуры и литературы объединяют начала 19 и 20 веков?

- Назовите писателей – романтиков начала 19 века.

- Вспомните героев романтических произведений.

- Перечислите признаки романтического произведения, черты героев.

- Назовите имена известных Вам писателей – романтиков начала 20 века.

- Чем обусловлено возрождение романтизма в начале 20 века? Какое название получило?

- Какие новые черты приобрел неоромантизм?

2. Постановка учащимися цели работы над рассказом М.Горького.
1.2, 1.3 Стадии осмысления, рефлексии

1.1 Работа с таблицей «Мудрые совы».

Азы работы над текстом (выделите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Любовь, свобода

Что, не ждали? Выделите из текста новое понятие, которое является для Вас неожиданным, так как противоречит Вашим первоначальным ожиданиям.

Гибель героев

Вы уже знаете последние новости? (Попытайтесь дать самостоятельное толкование этим новым понятиям, если не получается – обратитесь к любым источникам)

Любовь – чувство самоотверженной, глубокой привязанности, сердечного влечения к другому человеку.

Свобода- отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

Главная жизненная мудрость (Постарайтесь выразить главную мысль произведения одной фразой)

Герои ценят свою свободу больше любви, больше жизни

Известное и неизвестное (Определите информацию, которая была для Вас известной (черты романтического героя), и, если можете, определите ту информацию, которая кажется неизвестной)

Романтические герои – исключительные, сильные личности, помещенные в экзотическую обстановку (цыганский табор); природа одухотворена(объекты –море, небо); изображаются сильные страсти – любовь, стремление к свободе; герои погибают. Но: герои не одиноки, не вступают в конфликт с обществом, их любят люди.

Поставьте перед собой цель дальнейшей работы (Что еще необходимо выяснить)

Изучить подробно на основе текста особенности неоромантического изображения героев в рассказе Горького.

2. Работа с таблицей «Синтез»:

2.1 Вызов. Выделите ключевые понятия, необходимые, на Ваш взгляд, для понимания особенностей изображения романтических героев М.Горьким. Запишите их в 1 колонку таблицы «Синтез».

2.2 Осмысление. Работа с текстом легенды, заполнение 2 колонки (Работа в парах по 1 понятию)

2.3 Рефлексия. Работа с 3 колонкой таблицы.



Ключевые слова (словосочета-ния)

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)

Жанр

«Ну,сокол, хочешь, скажу одну быль?»

Макар Чудра рассказывает быль, ставшую легендой.

Имена героев

Радда и Лойко Зобар

Имена звучные, звуки «р», «д», «л», «з», «б» говорят о гордости и непокорности характеров

Портреты героев

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем».


Радда обладает необыкновенной внешней красотой.

Внешняя красота сочетается с внутренней. Герой яркий, солнечный, сказочный.

Портреты достаточно кратко описаны

Поступки, особенности поведения и состояния героев

Радда: «…кошель… будто невзначай пнула ногой в грязь…»

«…захлестнула ременное кнутовище ему за ноги…»

«Усмехнулась в очи певуну… Радде не понравилась» (песня)

Лойко: «Крепко она задела за сердце Зобара, то-то крепко! Зубами скрипит, дергая себя за ус, Лойко, очи темнее бездны смотрят, а порой в них такое сверкает, что за душу страшно становится».

«Шел Лойко нога за ногу, повеся голову и опустив руки, как плети..»

«Прянул Лойко и и крикнул на всю степь, как раненный в грудь»

« …а он зашатался, как сломанное ветром дерево, и пал на землю, рыдая и смеясь».

«Был он смутен и похудел за ночь страшно, глаза ввалились…»

Деньги не имеют для героини значения.

Радда очень дерзкая, бесстрашная

Противоречит всем и себе.

Лойко испытывает огромное эмоциональное напряжение, потому что понимает, что не сможет унизиться и потерять свободу ради любви.

Речь

Радда: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?»

«А еще говорят, что Зобар умен и ловок, - вот лгут люди!»

«Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая».
«Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом…Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…»

«Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою – и тогда я буду твоей женой».

«Прощай, Лойко, я знала, что ты так сделаешь!»

Лойко: «Горячему коню - стальные удила!»

«…нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!»

«…я – свободный человек и буду жить так, как хочу!»

«Эх! Да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая!»

В речи девушки не раз встречаются сравнения с гордой и независимой птицей, орлом. Речь ее яркая, афористичная, построена на противо-поставлениях, что говорит о свободолюбии как главной черте ее натуры. Бросает вызов судьбе.

Речь Лойко также иносказательна, в его речи – образ вольного коня. Он говорит меньше, как мужчина. В его речи также выражается максимальное стремление к свободе.

Деталь

Скрипка: «…Врет еще немного скрипка, ну да я умею смычок в руках держать!»

«Проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз – и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать, и смеяться хотелось в одно время, слушая его».

Скрипка – деталь, говорящая о духовной высоте героя. Скрипка – это его оружие в борьбе за лучшие порывы человеческой души.

Оценка героев рассказчиком

Радда: «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка…»

Лойко: «Вот, сокол, какие люди бывают! …С таким человеком и сам лучше становишься».

«Это был товарищ! И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту мадьярскую и русскую понимал… А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто- нибудь так играл!»

«Все он мог сделать с человеком, и все любили его, крепко любили…»

«Два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя – изувечат».

«Вот пел! Никто уж так не поет теперь!»

«Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди»

Симпатии рассказчика в основном – на стороне Лойко; он, по мнению Чудры,- настоящий духовный лидер, борец, способный повести за собой.

Пейзаж

Степь. «Смотрит на них ясный месяц да я – и все тут».

«Море шепталось по- прежнему с берегом, и ветер все так же носил его шепот по степи».

«Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил…»

«…Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган Лойке Зобару и Радде…»

Романтический пейзаж вводится автором опосредованно - через восприятие рассказчика и слушателя.



3. Рефлексия.

Возвращение к стадии «вызова», сочинение «Диаманты»: «Романтический герой – неоромантический герой». Например:

Романтический герой

одинокий, противостоящий обществу

борется за свободу и любовь, часто погибает.

Лучший представитель общества, всеобщий любимец

страдает, мучается, предпочитает

свободу любви

неоромантический герой.
Домашнее задание.

Составить «РАФТ». Девочки - от лица Радды, мальчики – от лица Лойко Зобара.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Тема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon 2007 год Тема: Татьяна любимая героиня Пушкина. Цели урока
Цели урока: 1 анализ образа Татьяны; его место в раскрытии идейного содержания романа
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки
Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина...
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич...
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Урока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Урока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы
Тема урока: «Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» icon Урока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной
Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции