Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»




Скачать 107.9 Kb.
Название Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Дата публикации 19.10.2014
Размер 107.9 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Конспект урока по литературе

в 9 классе.

Тема:

по «Маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Учитель русского языка и литературы

Кармановской муниципальной средней

общеобразовательной школы

Лобачёва Валентина Васильевна.
2009год
Эпиграф: «Нравственное чувство, как и талант,

даётся не всякому».

А.С.Пушкин.

Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней;

Показать художественные достоинства трагедии : мастерство диалога, глубокое, содержательное применение музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии);

Воспитание нравственного отношения как к таланту человека, так и к произведениям искусства, созданным им.

Тип урока: урок-дискуссия, интеграция литературы, музыки и театра.

Оборудование: Портреты (А.С.Пушкин, Моцарт, Сальери)

Музыка Моцарта

Факты биографий композиторов

Изречения о музыке

Оформление доски (пятиэлементной).

1.»Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

Портреты Моцарта и Сальери

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»

2. Моцарт(портрет)

«Вечный солнечный свет…»(А.Рубинштейн)

Пушкин(портрет)

«Солнце русской поэзии» (В.Г.Белинский)

3. Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.

Реквием – траурное музыкальное произведение.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов)

«Музыка – универсальный язык человечества»

Г.Лонгфелло

«Музыка – лунный свет в сумрачной ночи жизни»

Ж.П.Рихтер

Основные Произведения Моцарта:

Оперы «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро»,

«Волшебная флейта», «Так поступают все женщины»

«Реквием»,симфонии, концерты для фортепьяно с оркестром, концерты для скрипки с оркестром, концерты для волторны с оркестром, концерты для других инструментов, камерно-инструментальные ансамбли..

А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».

Свечи, пианино,стихи

Моцарте иСальери

В руке у Моцарта сужается бокал,

Как узкое лицо Сал ери.

Вино отравлено. Об этом Моцарт знал.

Но думал об иной потере.

Вино отравлено, а Моцарт медлил, ждал,

Но не пронзила горькая услада,

Раскаянья рыдающий хорал…

Тогда тем боле выпить надо.

(Ф.Искандер)

План урока:

театрализованное введение в урок, запись темы и эпиграфа в тетради.

(инсценирование: 3 дамы в платьях , с веерами)

  1. –Слыхали новость: Пушкин женился.

  2. –Вот пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3 –Но кто же она?

1 –Мадемуазель Натали, самая младшая из трёх сестё1р Гончаровых.

2 –Это не те ли Гончаровы, что живут в Москве? Так их состояние так расстроено,

что им не досвадеб.

3 – Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем небогат.

1 – Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в своё имение в нижегородской

губернии, чтобы вступить в права наследования.

2 –Но слышно, там появилась холера.

3 –Ах, бедный Пушкин –это большое препятствие к его скорому счастью.

1 –Брак для поэта – это такая проза.

2 –Нет, нет, не говорите это очень интересный альянс. Натали – первая красавица,

Пушкин – первый поэт России.

3 – Ай да Пушкин! Ему теперь за тридцать, а ей нет и семнадцати.

1 – Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблён.
(Пушкин за столом пишет пером)

«Здесь, в Болдино, сошлось всё воедино: деревня. Осень, любовь, озарение. Закончен «Евгений Онегин», написаны прелестные «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и стихи, стихи, стихи. Но уже очерчен образ чёрного человека…»

2. История создания трагедии.

«нравственное чувство, как талант, даётся не всякому» ,- замечает Пушкин в одной из своих статей. Эти слова – эпиграф сегодняшнего урока.

Гельвеций писал:«Люди стремятся к власти , следовательно, к славе и уважению, которое они доставляют, они должны ненавидеть в знаменитом человеке того, кто их у них отнимает».

Трагедия «Моцарт и Сальери» написана в 1830 году. в основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи , будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениальности Моцарта.

(Сообщение о Моцарте)

Моцарт умер в 1791 году, не дожив несколько месяцев до своего 36-летия, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами, не раз клялся, что отравил Моцарта. И по сей день вопрос этот остаётся выясненным окончательно.

На сохранившейся обложке рукописи «Моцарт и Сальери» значился заголовок «Зависть».

(нравоучительное четверостишие – плод поэтической забавы Пушкина и Языкова :

Змея увидела подснежник, ранний цвет,

И ядом облила прелестное растенье.

Так гений, наглости завистника предмет,

Страдает без вины и терпит угнетенье.(записать в тетради)

3. Работа с текстом.

(дискуссия о становлении творческого таланта Сальери)



Родился я с любовию к искусству;

Ребёнком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался – слёзы

Невольные и сладкие текли,

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне, упрямо и надменно

От них отрёкся я и предался

Одной музыке.

……………………………………..

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашёл созвучия своим созданьям.

Я счастлив был: я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой;также

Трудами и успехами друзей,

Товарищей моих в искусстве дивном.

Нет! Никогда я зависти не знал.
-Почему Сальери начинает вспоминать свою жизнь с детства?

(«Все говорят : нет правды на земле,

Но правды нет и выше…»)
Усомниться в «божьей» справедливости верующий человек может только в крайности.

- Не свидетельствует ли это о его глубоком душевном кризисе?
В Евангелии от Матфея (гл.20,1-16) рассказ о виноградаре заканчивается следующим образом: «пришедшие же первыми думали, что они получат больше: но получили и они по динарию. И , получив, стали ропать на хозяина дома, и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми совё1 и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, а первые последними: ибо много званых, а мало избранных».

(«Нас мало избранных»-скажет Моцарт)

Библейское предание не только проливает свет коллизию пушкинской пьесы, но и даёт её принципиальное решение. Модель поведения завистника принадлежит к числу древнейших «архетипов» и дана в Книге Бытия изложением «исторического анекдота» об Авеле и каине. Этот миф мог бы вспомниться читателю и просто в силу ассоциативных связей. Но кажется, Пушкин прикладывает значительные усилии я, чтобы эта ассоциация обязательно «сработала».
4.

(Призвание определяет профессию в общем виде, воплощённую в специальности: композитор, музыкант. Любая специальность может одухотворить жизнь.)

Сальери ставит высшую цель: стать композитором.

-Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «звуки умертвив…»?
Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

(Сальери не противник вдохновенного творчества. Реальные возможности человека должны определять выбор специальности. Чтобы труд приносил радость, недостаточно волевых усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом).

5.

-На музыкальном небосклоне новая звезда –Моцарт.

-Его яркая черта?

-Как Моцарт передаёт ощущения, которые стали содержанием его произведния?

(Реальное живоле чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.

_ Каким мы видим Моцарта?

(живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни)

6

Чтение по ролям отрывка из 2 части(Моцарт и Сальери у рояля)

Моцарт: Ты, Сальери,

Не в духе нынче. Я приду к тебе

В другое время.

Сальери: Что ты мне принёс?

Моцарт: Нет –так; безделицу. Намедни ночью

Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня их я набросал. Хотелось

Твоё мне слышать мненье; но теперь

Тебе не до меня.

Сальери: Ах, Моцарт, Моцарт!

Когда же мне не до тебя? Садись;

Я слушаю.

Моцарт: (за фортепиано)

Представь себе…кого бы?

Ну, хоть меня – немного помоложе;

Влюблённого – не слишком, а слегка-

С красоткой, или с другом – хоть с тобой-

Я весел…Вдруг виденье гробовое,

Незапный мрак иль что-нибудь такое..

Ну, слушай же.

(звучит музыка Моцарта)

«Реквием»

(словарная статья «Реквием – траурное музыкальное произведение» С.И.Ожегов)

_ какого цвета эта музыка?

Какое создаётся настроение?

(минорное,7.

- Как Сальери объясняет свою зависть к таланту Моцарта?

(Сальери давно понял, что он лишён творческого дара. Этой обиде осьмнадцать лет или даже больше. Такая мысль могла появиться у него с тех пор как «Вкусив восторг и слёзы вдохновенья», он был вынужден «Жечь свой труд». Но если нет дара, то, очевидно. Он не гений. Этой простейшей выкладки не мог не сделать Сальери. Но тогда почему он считает всю жизнь, что он гений? Не мог же он не знать, что у него нет дара, и в то же время как бы не знать об этом и быть уверенным в своей гениальности. А ведь сомнение формулируется им в словах только в самом конце пьесы:
…ужель он прав,

И я не гений?
Слава, высота, гордыня – вынужденные , структурные единицы мира Сальери. Он не естественен и не свободен. Его жёсткость(и слабость) подчёркиваются невозможностью в нём смеха, иронии.
Хотелось тебя нежданной шуткой угостить

……………………………………………..

И ты смеяться можешь?

Мне не смешно…
(Пародия может появиться лишь тогда, когда пародируемое явление очень хорошо знакомо и схватывается читателем моментально)
Рассказ П.Вяземского.

(Стоит вспомнить, как сам Пушкин однажды среагировал на «угощенье незапной шуткой»,

Очень близкой по логике той, что пришла в голову Моцарта. «Пушкин читал своего»Годунова, ещё немногим известного, у Алексея Перовского. В числе слушателей был и И.Крылов. По окончании чтения Пушкин подходит к нему и , добродушно улыбаясь, говорит: «признайтесь, Иван Андреевич, что моя трагедия вам не нравится и на глаза ваши нехороша». «Почему же нехороша? – отвечает он. – А вот что я вам расскажу: проповедник в проповеди своей восхвалял божий мир и говорил, что всё так создано, что лучше созданным быть не может. После проповеди подходит к нему горбатый: «не грешно ли вам, пеняет он ему, насмехаться надо мною и в присутствии моём уверять, что в божьем сознании всё хорошо и всё прекрасно? Посмотрите на меня». «так что же, - возражает проповедник,- для горбатого и ты очень хорош»..

Пушкин расхохотался и обнял Крылова)

- Какую фразу произносит Моцарт о таланте?

(«Гений и злодейство – две вещи несовместные»)


Задание.

Подберите синонимы к слову гениальность и расположите их используя градацию.

(талант3

Одарённость2

Способность1)

(«толковый словарь «гений –человек , обладающий высшей творческой способностью» С.И.Ожегов).
-Но всё же Сальери совершает преступление. Как он себя оправдывает?

«Нас мало избранных» -скажет Моцарт. Эта перекличка библейского и пушкинского текстов совершенно не случайны. Глаз Сальери завистлив оттого, что добро небо. Доброта неба , т.е. само существование гениев, «избранных» воспринимается Сальери как личная обида, наносимая небом.
Быть может, злейшая обида

В меня с надменной грянет высоты.

И эту обиду Сальери «чувствует глубоко». Сам гений, обладатель божьего дара, становится врагом.

Быть может, мнил я, злейшего врага

Найду!

…и наконец нашёл

Я моего врага, и новый Гайден меня восторгом дивно упоил!
(пушкинские Моцарт и Сальери имеют много родственного и это родство относится уже к детским годам. Сальери вспоминает о себе:

Оба они называют себя жрецами . их музыка – их жертвоприношение. Но жертва одного принята:»ты, Моцарт, бог». Жертва другого -любовь горящая, самоотвержение, усердие. Моленья» и музыка – отвергнуты. Надежда на то , что жизнь «принесёт дары», не оправдалась. Треножник жизни опрокинут, и плоды рассыпаны. В соответствии с мифом и поведёт себя Сальери. «И замыслил Каин против Авеля, брата своего».
(«я избран, чтоб его остановить…»)

Раскаяние придёт позже.
- Правильно ли название «Маленькие трагедии»? Ведь уже в этой мы наблюдаем две больших.

(закрыть доску :

«Солнце русской поэзии»

«Вечный солнечный свет»)
Вывод:

Как странно порой влияет случай на судьбы людей. Судьба гениального композитора Моцарта и судьба гениального поэта Пушкина словно перекликаются между собой.

Чёрный человек, заказавший «Реквием» и не пришедший за ним – гадалка, предсказавшая поэту смерть от руки белого человека; возраст почти одинаков. У обоих есть произведения о Дон Жуане, оба имели завистников и оба были погублены.

Задание.

Поразмышляем над высказыванием. Слушая музыку Моцарта постарайтесь воспроизвести её в образах.(музыкальное рисование)

«Музыка – универсальный язык человечества»

Г.У.Лонгфелло

(слушают музыку Моцарта (мажорную) и мысленно рисуют)

Прослушать несколько версий ребят.

- Какая это музыка?



Заметка о влиянии музыки .

Многочисленные исследования учёных, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьёзных болезней, даже эпилепсии, помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшат речь и слух. Известен случай, когда музыка подарила жизнь умирающему 78-летнему маршалу Ришилье Луи Франсуа де Виньро, который , прослушав на смертном одре любимый концерт, пошёл на поправку и прожил ещё 14 лет.
В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы. Как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.
Анекдот о Моцарте и 14-летнем Гёте.

(Как-то раз 7-летний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне , после выступления к нему подошёл мальчик лет 14.

- Ты так замечательно играешь,- казал он юному музыканту.- Мне никогда так не научиться.

-Да что ты!- удивился маленький Вольфганг.- Это ведь так просто. Ты не пробовал писать ноты? Ну, записывать мелодии, которые приходят в голову…

- Не знаю…мне в голову приходят только стихи…

- Вот это да! –воскликнул малыш.- наверное, писать стихи очень трудно?

-Да нет, совсем легко. Ты попробуй!

…Собеседником Моцарта был юный Гёте.


Ключевые слова урока:

Музыка

Поэзия

Гений

Творчество

Злодейство

Вывод: музыка и поэзия – уникальные языки человечества, которыми владеет каждый, но не все могут пользоваться гениальными произведениями великих мастеров.

Да, лучше б я погиб в те грозные года,

Когда людская кровь струилась, как вода.

Своею гибелью бесспорно доказав,

Что убивающий во все века неправ!

(Делорм «Стремление к самопожертвованию»)
Д.з.

Составить из ключевых слов мини-сочинение на тему музыки или поэзии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Эти произведения мы будем изучать на уроках литературы в 9 классе
Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин», "Пиковая дама", "Медный всадник","Моцарт и Сальери"
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект урока по литературе в 9 классе «Мы пришли к поэту в гости»
Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о личности А. С. Пушкина, его жизни и творчестве
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект урока по литературе для учащихся 10 класса Тема: «Сравнительная...
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon План-конспект урока в 4 классе Тема раздела: День полный событий
А. С. Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г. В. Свиридова, "Осенняя песнь" П. И. Чайковского, "Осенние дожди" В. Попкова и вызвать интерес...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» icon Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции