Скачать 1.45 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска». Использование современных педагогических технологий в формировании орфографической зоркости на уроках русского языка. Автор опыта: Вольская Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением английского языка г. Ленска Г. Ленск. 2013 г. Содержание.
I. Введение. 1. Актуальность. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…» Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника. Учителей волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут безграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».[4] Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15- 45% учеников. Там же, где учитель работает специально, - 70- 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Поэтому ученые, психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. 2. Цель. Подобрать эффективные современные педагогические технологии при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка. 3. Задачи: - выявить отрицательные факторы, влияющие на грамотность учащихся; - определить понятие орфографической зоркости; - выявить условия успешного развития орфографической зоркости; - изучить современные педагогические технологии; - создать практический материал, прошедший апробацию в деятельности при работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий. II. Теоретическая база опыта.
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся; - между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания; - между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9 классах и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном. Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов: - понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – одна из причин неблагополучия в правописании; - несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных. Мотив «нужно» и «требует учитель» не срабатывает.
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание». В современном понимании орфография — это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Теоретические основы орфографии — это прежде всего принципы, на которых она построена. Принципы орфографии — наряду с типом письма (звуковым, слоговым или иным) и составом его знаков — являются одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит. Эту зависимость подчеркнул когда-то названием своей монографии Н. С. Рождественский: «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания» (М., 1960). Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов: 1) правила передачи фонем буквами в составе слов; 2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв; 3) правила переноса слов из одной строки в другую; 4) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов; 5) правила графических сокращений слов. Если механическое запоминание противоречит психологическим законам усвоения знаний (такие знания непригодны для применения, т.к. умения и навыки не формируются), то содержание их в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, естественно, многое забывается. Правила грамматики изучаются весь период обучения в школе. Причем изучение осуществляется по темам и разделам, классифицированным не по законам психологии усвоения, а по лексическим и грамматическим канонам. Из-за растянутости во времени процесс забывания идет постоянно, а вновь изучаемые правила очень редко вступают в элементарную связь с ранее изученными, т.к. те запоминались по месту их расположения в разделе (теме), а не по логике речевой деятельности. Контроль за усвоением правил со стороны учителя сводится к двум действиям психологически между собой не связанным: сначала проверяется, насколько точно заучены правила. Никакой видимой связи здесь нет: одни, выучив правило, все равно пишут безграмотно, другие – наоборот, пишут грамотно, не зная правил. Методика изучения и усвоения правил не позволяет учителю обучать индивидуально, хотя большой разброс в усвоении грамматики требует именно индивидуализации обучения. Таким образом, заучивание правил грамматики до самого факта выполнения письменной речевой деятельности противоречит психологической теории учебной деятельности, согласно которой усвоение знаний происходит в процессе деятельности и благодаря деятельности, а знания должны являться ее результатом, а не предпосылкой. Как же устранить это противоречие? Б.И. Хознев выдвинул следующую гипотезу: «если организовать обучение орфографии как деятельность учащихся по решению какой-то серьезной задачи (например, по корректированию звукописи какого-то автора) и при этом разрешить пользоваться выписанными на карточки правилами как ориентировочной основой для безошибочной работы, то результатом окажется усвоение правил, которыми они пользовались. [6]
Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия: 1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. 2. Целенаправленное и систематическое применение специальных приёмов, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип:
3. Орфографическое чтение Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения Тоцким П. С. была разработана система тренировки орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.). [1] III. Технология опыта. 1. Современные образовательные технологии. В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:
Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности. |
Доклад на тему: «Использование современных информационных технологий... «Использование современных информационных технологий на уроках английского языка» |
Инновационного педагогического опыта (ипо) В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена... |
||
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках... |
План работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской... Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое... |
||
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год «а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ |
||
В 2012 2013 учебном году воспитательно образовательная работа в «Детском... «Детском саду №14 «Журавлик» была направлена на использование современных технологий в работе с детьми, на развитие творческих способностей... |
Использование новых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.... Важность развития данной отрасли отметил в своем последнем Послании к Федеральному Собранию и президент РФ дмитрий Медведев |
||
Мастер класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации фгос» Тема мастер – класса: «Использование современных методов и технологий в рамках реализации фгос» |
«Применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла» (доклад Адамовой Н. А.) Продолжить использование икт и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |