Программа дисциплины утверждаю




Скачать 173.5 Kb.
Название Программа дисциплины утверждаю
Дата публикации 19.10.2014
Размер 173.5 Kb.
Тип Программа дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический

университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

современного русского языка

Института филологии, массовой информации и психологии

Л.Н. Храмцова

«___» ____________ 20__г.
Психолингвистические аспекты изучения языка

Направление подготовки:

032700.68 Филология

Магистерская программа:

Русский язык как иностранный

Степень выпускника:

Магистр

Форма обучения:

заочная
Новосибирск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ – Лаппо Марина Александровна, канд. филол. наук, доцент кафедры современного русского языка


РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________2012 г.)

СОГЛАСОВАНО
Директор ______________________________ Е. Ю. Булыгина

Начальник УМАиД _____________________ Ю.В. Северина
Директор библиотеки ___________________ Л.Н. Есина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью освоения дисциплины «Психолингвистические аспекты изучения языка» является подготовка магистрантов к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) магистранты должны быть знакомы с проблематикой, наиболее актуальной для ведущихся исследований в области овладения родным и неродным (вторым, иностранным) языком, с современными научными подходами к изучению и объяснению особенностей и механизмов овладения языком;

б) магистранты должны не только хорошо ориентироваться в современных психолингвистических теориях усвоения неродного языка, но и уметь применять полученные сведения в конкретной обучающей ситуации;

в) магистранты также должны владеть навыками диагностики эффективности применения того или иного метода обучения языку.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Дисциплина «Психолингвистические аспекты изучения языка» (М2.В.ДВ.В.2) является дисциплиной по выбору профессионального цикла вариативной части учебного плана направления 032700.68 Филология магистерской программы «Русский язык как иностранный».

Дисциплина изучается на 1 курсе.

Преподавание дисциплины «Психолингвистические аспекты изучения языка», так же как и учебных дисциплин «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Методы и приёмы филологических исследований», формирует, во-первых, способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2), во-вторых, способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1).

Освоение данной учебной дисциплины совместно с предшествующим ей курсом «Языковая картина мира: сопоставительный аспект» и последующим предметом «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному» необходимо для реализации способности демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2).

Кроме указанного, дисциплина «Психолингвистические аспекты изучения языка» наиболее тесно связана с дисциплиной «Филология в системе современного гуманитарного знания» задачей формирования способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4) и с дисциплинами «Методы и приёмы филологических исследований» и «Языковая картина мира: сопоставительный аспект» задачей овладения навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методики и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6).

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебных текстов, представления собственной рефлексивной позиции, контрольных работ и устных опросов.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета, который проходит в виде презентации проекта (анализ внедрения одной из предложенных моделей обучения иностранного языка).
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6 (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Знать: традиционные и новейшие методы и методики обучения языку (как родному, так и иностранному); основные каналы получения новых знаний в профессиональной сфере.

Уметь: выбирать филологические знания и умения, способствующие саморазвитию и повышению квалификации.

Владеть: приемами и технология саморазвития и самообразования, навыками пополнения новых знаний.

ПК-1 – способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования

Знать: основные концепции и положения современного филологического и психолингвистического знания, их динамику (в т.ч. в области преподавания РКИ).

Уметь: применять концепции, разрабатываемые в области психолингвистики, для анализа языковых/речевых явлений.

Владеть: приемами представления (демонстрации) знаний, разрабатываемых в области психолингвистики, для анализа языковых/речевых явлений.

ПК-2 – способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии

Знать: те вопросы современного филологического и психолингвистического знания, которые вызывают спорные и неоднозначные интерпретации ученых (в т.ч. в области преподавания РКИ).

Уметь: доказать свою позицию, свое отношение к названным проблемным областям филологического знания.

Владеть: навыками применения своей позиций к анализу языковых/речевых явлений.

ПК-4 способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований

Знать: основные концепции и положения современного филологического и психолингвистического знания в рамках антропоцентрической парадигмы, а также актуальные и малоизученные вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении; типы и виды, цели и задачи психолингвистических экспериментов.

Уметь: самостоятельно собрать и проанализировать полученный материал в ходе психолингвистического эксперимента.

Владеть: навыками проведения психолингвистического эксперимента.

ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методики и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта

Знать: состояние исследований и их результатов в области психолингвистики и преподавания РКИ.

Уметь: соотносить результаты собственных исследований с другими исследованиями в данной области знания.

Владеть: навыками реферирования, комментирования и обобщения результатов научных исследований.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Основные понятия в теории усвоения родного и неродного языка

Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Речевая деятельность: речевые навыки и речевые умения. Виды речи / виды речевой деятельности. Модели порождения и восприятия/понимания речи. Соотношение основных понятий в теории усвоения неродного языка: «первый язык» – «второй язык»; «родной язык» – «иностранный язык»; «овладение языком» – «изучение языка» – «владение языком» – «пользование языком» – «языковая компетенция»; «освоенное» – «выученное», «критический период» – «сензитивный период» овладения языком; «врожденное знание» – «переработка речевого опыта» при овладении языком.

Раздел 2. Психологические и психолингвистические аспекты овладения вторым языком

Тема 2.1. Исследовательские подходы к изучению особенностей овладения вторым языком

Контрастивный анализ. Анализ ошибок. Интроспективные методы. Комплексный подход к исследованию особенностей овладения вторым языком.

Тема 2.2. Различные подходы к классификации и объяснению ошибок

Анализ ошибок с позиций «системы», «нормы» и «узуса». Трактовка ошибок с позиций моделирования процесса производства речи. Ошибки при идентификации слов и понимании текста. Ошибки с точки зрения организации лексикона человека.

Тема 2.3. Виды знаний и некоторые особенности их функционирования при овладении и пользовании языком

Различные основания для классификации знаний. Декларативные и процедуральные знания при овладении языком. Языковые и метаязыковые знания. Врожденное и прижизненно приобретаемое в языковом/речевом механизме человека. Возможности перехода «выученного» знания в «освоенное» знание. Интериоризация и экстериоризация знаний. Проблема «языкового сознания». «Чувство языка». Психолингвистические методы определения языковой компетенции учащегося.

Тема 2.4. Стратегии овладения и пользования языком

Понятие стратегии и различные подходы к классификации стратегий. Стратегии овладения языком. Стратегии пользования языком при производстве речи. Стратегии идентификации слов и понимания текста в условиях овладения вторым языком. Когнитивный и личностный аспекты овладения языком: индивидуальные различия учащихся.

Тема 2.5. Когнитивные навыки и процессы в овладении языком

Внимание. Формы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Роль внимания в обучении. Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности. Законы памяти. Произвольная и непроизвольная память. Объем памяти. Запоминание и воспроизведение. Роль памяти в обучении. Развитие памяти.
Раздел 3. Теории и модели обучения неродному языку

Тема 3.1. Подходы к преподаванию иностранных языков

Behaviourist approach. Cognitive approach. Humanistic approach. Глобальный подход. Product-oriented approach. Process-oriented approach. Deductive approach vs. Inductive approach. Structural approach / Grammatical approach. Lexical approach. Eclecticism . Integrated approach. Comprehension approach.

Тема 3.2. Модели обучения

The Acculturation Моdel. The Nativization Моdel. Accomodation Theory. Discourse Theory. The Universal Hypothesis. The Monitor Model. The Variable Competence Model. A Neurofunctional Theory. Суггестопедия.
Содержание дисциплины «Психолингвистические аспекты изучения языка» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование




Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

I. Введение

1.1.

Основные понятия в теории усвоения родного и неродного языка

0,25

1




9

II. Психологические и психолингвистические аспекты овладения вторым языком

2.1.

Исследовательские подходы к изучению особенностей овладения вторым языком

0,25

1




7

2.2.

Различные подходы к классификации и объяснению ошибок

0,25

1




7

2.3.

Виды знаний и некоторые особенности их функционирования при овладении и пользовании языком

0,25

1




7

2.4.

Стратегии овладения и пользования языком

0,25

1*




7

2.5.

Когнитивные навыки и процессы в овладении языком

0,25

1*




7

III. Теории и модели обучения неродному языку

3.1.

Подходы к преподаванию иностранных языков

0,25

1*




7

3.2

Модели обучения

0,25

1*




7




ИТОГО

2

8




58




В том числе в интерактивной форме*




4*








Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачётные единицы, в том числе зачёт (4 час.).
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы магистранта



Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1.1

Основные понятия в теории усвоения родного и неродного языка

Работа с источниками 1, 2, 3 (осн. лит.). Составить глоссарий дисциплины.

Конспект-словарь

9

2.1

Исследовательские подходы к изучению особенностей овладения вторым языком

Работа с источниками 8, 9, 11, 13 (доп. лит). Подготовить конспект в виде классификации.

Конспект-классификация

7

2.2

Различные подходы к классификации и объяснению ошибок

Работа с источниками 8, 9 (доп. лит.).

Подготовить конспект в виде портфеля ошибок и их трактовок.



Портфель ошибок.

7

2.3

Виды знаний и некоторые особенности их функционирования при овладении и пользовании языком

Работа с источниками 3 (эл.ресурс) и 8, 9 (доп. лит). Подготовить конспект в виде классификации.

Конспект-классификация.

7

2.4

Стратегии овладения и пользования языком

Работа с источниками 3 (осн. лит.), 9 (доп. лит) и 3 (эл. ресурс). Подготовить конспект в виде классификации.

Конспект-классификация.

7

2.5

Когнитивные навыки и процессы в овладении языком

Работа с источниками 2 (осн. лит.), 3, 16, 20, 24, 26, 27 – на выбор (доп. лит.) и 2 (эл. ресурсы). Заполнить таблицу «Виды и функции внимания и памяти». Подготовиться к дискуссии «Роль памяти и внимания в процессе овладения языком».

Заполненная таблица.

Участие в дискуссии.

7

3.1

Подходы к преподаванию иностранных языков

Работа с источниками 14, 22 (доп. лит.). Подготовить презентацию одного из подходов.

Презентация подхода.

7

3.2

Модели обучения

Работа с источниками 14, 22 (доп. лит.), статьями из научных периодических изданий. Подготовить презентацию одной из моделей.

Презентация модели.

7

Итого

58


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебник для вузов. М., 2008.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие: доп. УМО вузов РФ. СПб., 2008. 
Дополнительная литература

Белянин В.П. Психолингвистика: учебник: рек. РАО. 4-е изд. М., 2007.

Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком. Минск, 1974.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учебное пособие для вузов. М., 2005.

Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) // Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 95–96.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2000.

Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь, 1996.

Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование / А.А. Залевская; науч. ред. М.М. Копыленко.  - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.

Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) // Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 92–94.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. Тбилиси, 1979.

Камянова Т.Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка. М., 2008.

Когнитивные исследования: Проблема развития: сборник научных трудов. Вып. 3 / Ю.И. Александров и др.; отв. ред. Д.В. Ушаков; Ин-т психология РАН, Казанский гос. ун-т, Ассоциация когнитивных исследований.  М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 

Лаппо М.А. Основы психолингвистики: учебное пособие. Новосибирск, 2005.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М.,1980.

Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). М., 1970.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для вузов: рек. М-вом образования РФ. 4-е изд. М., 2005.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.,1974.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Норман Д. Память и научение / пер. с англ. М., 1985.

Петров Д.Ю., Борейко В.Н. Магия слова: Диалог о языке и языках. М., 2012.

Смежные проблемы филологии, психолингвистики и методики преподавания иностранных языков: межвузовск. сб. научн. тр.  Иваново, 1978.

Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. Л., 1985.

Ушаков Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учебное пособие. 3-е изд. М., 2007.

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. М., 1988.

Хоффман И. Активная память. М., 1986.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов. М., 2003.

Залевская А.А. Вопросы психолингвистической теории двуязычия // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 10−17.

Залевская А.А. Речевая ошибка как инструмент научного исследования // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 6−22.

Игнатова И.Б., Бежина А.С. Сущностная характеристика коммуникативно-когнитивного обучения русскому языку иностранных студентов-филологов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 108−113.

Митрофанова И.И. Современные психолингвистические проблемы обучения русскому языку как иностранному // Вестник РУДН. Сер.: Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2009. № 1. С. 55−62.

Николенко Е.Ю. Преимущества сбалансированного подхода к обучению русскому языку как иностранному // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 59−68.

Седов К.Ф. Отнопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека: учебн. пособие. М., 2008.

Сивицкая Л.А., Митяева А.П. Преодоление психологических барьеров в процессе обучения русскому языку как иностранному // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 129−130.

У Лижуй. Развитие видов речевой деятельности у студентов китайских вузов в процессе обучения русскому языку как иностранному // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 3. С. 103−106.

Шевелёва С.И., Сивицкая Л.А. Преодоление психологических барьеров в учебной деятельности при обучении русскому языку как иностранному // Вестник науки Сибири. 2012. № 1 (2). С. 316−320.

Чуйкина Е.А. Освоение нового слова: саморефлексия говорящего субъекта // Сибирский филологический журнал. 2008. № 4. С. 205−209.
Электронные образовательные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)
Гируцкий А.А. Общее языкознание: пособие для вузов. Минск, 2008.  − Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/78218/, авторизованный. – Загл. с экрана.

Хрестоматия по общей психологии: психология памяти.  М., 2008. − Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/39256/, авторизованный– Загл. с экрана.

Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83464/, авторизованный. – Загл. с экрана.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» является формирование представления...
Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному
Программа дисциплины утверждаю icon Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Обеспечивающее подразделение кафедра Электроники и автоматики физических установок
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции