Русская литература XX века




Скачать 252.64 Kb.
Название Русская литература XX века
Дата публикации 19.10.2014
Размер 252.64 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
11 класс

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз­деление на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская литература начала XX века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего ду­ховного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Ре­алистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала XX века

И.А. Бунин

Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологиче­ская насыщенность бунинской лирики. Органическая связь по­эта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Фран­циско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспо­минаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового чело­века со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, пре-

122


одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духов­ных тайн и нерушимых ценностей.

Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной жи­вописи.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.

Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Несте­рова; романсы СВ. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.

Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Сухо­дол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

М.Горький I Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. ? Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека • в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рас-]!' сказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в . рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нрав­ственных полюса «низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового ре­ализма».

Пьеса «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стер­жень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской

позиции.

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип по­лилога и полифонии в драме.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем твор­честве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).

Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические

123

интерпретации пьесы «На дне». Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Про­водник», «Бывшие люди», «Ледоход».

А.И. Куприн

Повести «Олеся», «Поединок*.

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное пре­восходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кри­зиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противо­стояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозмож­ной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации пове­ствования. Роль детали в психологической обрисовке характе­ров и ситуаций.

Опорные понятия: очерковая проза; символическая де­таль.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Ьаг§о Арраззюпаго (к рассказу «Гранатовый браслет»).

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «АПег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

Л.Н. Андреев

Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивей-ского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изобра­жения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление еван­гельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремлен­ность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.

Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творче­стве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».

Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

124
У литературной карты России

Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («си­бирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания зе­мли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).

«Серебряный век» русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм и русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творче­ство С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифе­сты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэ­тов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппи­ус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В.Я. Брюсов

Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному по­эту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.

В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистиче­ская строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в худо

125

жественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. Бальмонт

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее со­звучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музы­кальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шар­манка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.

Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между сим­волизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедаль-ность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художе­ственной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.

Ко всей теме «Символизм ирусские поэты-символисты»

Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их зна­чение для русского символизма.

Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).

А.А. Блок

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресто­ране», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О до­блестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хо­чу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Пре­красной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтическо­го дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного язы­ка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музы­ки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различ­ные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу фи­нала «Двенадцати».

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Со­ловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.

Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэ­мы «Двенадцать».

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Кор­шун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Преодолевшие символизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е го­ды. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Севе­рянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-ку-бофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н.С. Гумилев

Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшеб­ная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чув­ство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза даль­них странствий» как поэтическая эмблема гумилевского нео­романтизма. Экзотический колорит «лирического эпоса»126

127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.

Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Бло­ка о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).

Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как кон­квистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Па­мять», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

А.А. Ахматова

Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Пе­сня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, му­дро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Рек­виема». Единство «личной» темы и образа страдающего наро­да. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Опорные понятия: исповедальность лирического произве­дения; микроцикл.

Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; твор­ческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахмато­вой об А.С. Пушкине.

Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.

Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».

М.И. Цветаева

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твоептица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэти­ческого темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, мак­симальное напряжение духовных сил как отличительные чер­ты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концеп­ции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее

поэзии.

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность

(прерывистость) стиха.

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаев­ской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Мая­ковскому» и др.).

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судь­бе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дорево­люционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спи­ну революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
У литературной карты России

Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различ­ных направлений. Литература и публицистика послереволюци­онных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвое­временные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен-бурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «раско­лотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми­зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «но­вой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия»И.Бабеля, «Донскиерассказы»М.Шолохова, «Со­рок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яр­кость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтек­стом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский

Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дря-

ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о по-.кши», «Аиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэ-:<�ии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в обла­сти художественной формы.

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любов­ной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость поня­тий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

Опорные понятия: образная гиперболизация; деклама­ционный стих; поэтические неологизмы.

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяков­ского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).

Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творче­ство художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода рево­люции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Пись­мо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».

С.А. Есенин

Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бро­дить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим по­немногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Ша-

ганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про­тивостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на­родно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драма­тической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позд­него» С.А. Есенина.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические цик­лы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Весе-лова и др.).

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к ма­тери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Чер­ный человек», «Страна негодяев».

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литера­туре и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, иде­ализма и страха, возвышения человека труда и бюрократиза­ции власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символиче­ский образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.


132

Литература на стройке: произведения 30-х годов о лю­дях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Ги­дроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уни­кальность и полемическая заостренность образа Павла Корча­гина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твар­довского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Ивано­ва, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

А.Н. Толстой

Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый».

Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижни­ков царя и противников петровских преобразований. Пробле­мы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

Опорные понятия: историко-биографическое повествова­ние; собирательный образ эпохи.

Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произве­дениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).

Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по му­кам».

133

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «ТихийДон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпо­са. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, проти­воречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шоло­ховского романа-эпопеи.

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистиче­ская концепция истории в литературе.

Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстов­ского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль се­мейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).

Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчи-на и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Ко­рольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

У литературной карты России

Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания харак­теров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведе­ниях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.

М.А. Булгаков

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвар­дии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Траге­дия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повество-нательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Са­тирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрыв­ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).

Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

Б.Л. Пастернак

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в фило­софской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэ­та. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман «Доктор Живаго ».

Черты нового лирико-религиозного повествования в рома­не Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интел-

лигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жиз­ни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лириче­ский аккорд повествования.

Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиоз-ная проза.

Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.

Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музы­кальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

А.П. Платонов

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», пове­сти «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, роман­тика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, те­ма детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчиво­го» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», фи­лософская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писате­ля; литературная антиутопия.

Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).

Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электриче­ства », «Старый механик », повесть «Джан ».

В.В. Набоков

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сю-жетно-временной организации повествования. Черты чеховских

136

«недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пласти­ка Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.

Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.

Межпредметные связи: литературное двуязычие в творче­стве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, баш­ня », роман «Защита Лужина ».

Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях рус­ских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление под­вига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.

А.Т. Твардовский

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном заве­те...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..я и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твар­довского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «ли

137

рического эпоса» художника. Память войны, тема нравствен­ных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравствен­ная высота позиции автора.

Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лириче­ский эпос.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.

Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твар­довского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».

Литературный процесс 50 — 80-х годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки норма­тивов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 19531964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей пи­сателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендря­кова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественско­го, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузне­цова и др.

«Окопныйреализм» писателей-фронтовиков 6070-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 5080-х годов. Произведения С. За­лыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Рас­путина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Дом-бровского, В. Крупина.

Историческая романистика 6080-х годов. Романы В. Пи­куля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произве­дениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Н.А.Заболоцкий

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я вос­питан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущ­ности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и об­разное своеобразие лирики Заболоцкого.

Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская ли­рика.

Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о пол­ку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.

Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.

Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».

В.М. Шукшин

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». На­род и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета

и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Темг города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художе­ственного языка.

Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произ­ведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абра­мов, Б. Можаев и др.).

Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).

Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», кино­повесть «Калина красная».

А.И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужи­ка, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведниче-ства в характере героя. Смешение языковых пластов в стилисти­ке повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матре­ны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.

Внутрипредметные связи: тема народного праведниче­ства в творчестве А. Солженицына и его литературных пред­шественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Турге­нев и др.).

Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

У литературной карты России

Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федоро­ва, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художествен­ное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нрав­ственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Со­лоухина.

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза с реалистической доминантой. Глубокий психоло­гизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледи­на, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Не­жданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостереже­ния, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Тол­стой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность ро­мана В. Астафьева «Прокляты и убиты».

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодер­нистской доминантой. Многообразие течений и школ «но­вейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как вос­создание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пеле­вина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 8090-х годов. И. Губерман, Д. При-гов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская литература XX века icon Тема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Русская литература XX века icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Русская литература XX века icon Программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального...
Под редакцией В. Я. Коровиной. (Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев). Москва: Просвещение, 2008. Учебника Русская литература XX...
Русская литература XX века icon Рабочая учебная программа по литературе (индивидуальное планирование)...
«Русская литература XIX века. 10 класс» (ч. 1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В. И. Коровин, М. «Просвещение», 2008г.),...
Русская литература XX века icon Урока(тема)
Введение. Русская литература ХХ века. Начало ХХ века: ожидания, тревоги и надежды
Русская литература XX века icon Русская литература
Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные...
Русская литература XX века icon Кол час
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Художественные открытия...
Русская литература XX века icon Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
Русская литература XX века icon Литература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...
Русская литература XX века icon Русская литература начала XX века

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции