Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных




Скачать 120.15 Kb.
Название Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных
Дата публикации 19.10.2014
Размер 120.15 Kb.
Тип Элективный курс
literature-edu.ru > Литература > Элективный курс
МБОУ ЗАТО Северск

«Средняя общеобразовательная школа № 90»

Элективный курс

«Драматизация литературных произведений русских и зарубежных авторов»

срок обучения – 1 год

(2-9 классы).


Учитель немецкого языка

Свалова Ирина Владимировна


Северск 2012
Пояснительная записка.
В настоящее время готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального. Значительную роль в повышении креативности школьников играет создание интеллектуально-эмоциональной атмосферы свободы и непринужденности, которая облегчает и стимулирует их самостоятельную деятельность, обеспечивает необходимую помощь и поддержку в саморазвитии.

Занятия по данному элективному курсу создают такую атмосферу, которая способствует формированию у ребят потребности видеть прекрасное, чувствовать и самим творить прекрасное.
Цели и задачи.
Цели элективного курса - развитие креативных способностей школьников через знакомство с произведениями русских и зарубежных авторов, постановку спектаклей. Хочется подчеркнуть, что создание спектакля – это не только заучивание ролей, разучивание песен, сочинение стихотворений, перевод иностранных текстов, но и изготовление декораций и реквизитов. Известно, что театр – это синтетический вид искусства. Это школа воспитания внутренней культуры ребенка, путь к поиску новых творческих решений, открытий, нахождений средств воплощения и самореализации через сценический образ героя. Драматизация литературных произведений позволит высвободить огромный творческий потенциал детей.

Задачи:

  1. Обучающие.

  • Развивать познавательный интерес к театру как особому виду искусства;

  • Формировать базу новых знаний и понятий, относящихся к театральной деятельности (например: мизансцена, этюд, речевое дыхание т. д.);

  • Установить связь с программным учебным материалом по литературе, музыке, истории и т. д.;

  • Мотивировать к самостоятельному творчеству (разработка сценариев, написание инсценировок).

  1. Воспитательные.

  • Формирование на литературном материале такие нравственные качества как сострадание, отзывчивость, поощрение, понимание и др.;

  • Способствовать формированию гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

  1. Развивающие.

  • Формировать и развивать творческую индивидуальность, потребность в самопознании и саморазвитии;

  • Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, сотрудничество и др.


Элективный курс разработан для детей 8-14 лет. Набор обучающихся на данный курс является свободным, т. е. по желанию. Занятия продолжительностью два часа проходят три раза в неделю. Общее количество в год 216 часов.
Предполагаемые результаты
Итогом всей подготовительной работы является выпуск спектаклей. В процессе занятий по программе обучающиеся должны иметь правильное речевое дыхание, хорошо артикулируемую речь, уметь органично «жить» в предлагаемых обстоятельствах, иметь навыки сценического движения и «внутреннего контакта» с партнерами по сцене.
Учебно-тематический план.



  1. Блок.



Тема

Общее кол- во

Теоретических

Практических


1.

Введение. Вводное занятие.

2

2




2

Зарубежный театр. Северский театр

2

2




3

Античный театр

2

2





4

Немецкие писатели- братья Гримм

2

2







  1. Блок. Сценическое мастерство.

5.

Сценическое мастерство. Работа над дикцией.

3

1

2

6

Сценическое движение

3

1

2

7

Этюды- жить в предлагаемых обстоятельствах

2

2

2


  1. Блок. Подготовка спектакля.

8

Чтение пьесы. Распределение ролей.

4

2

2

9

Чтение по ролям

4

2

2

10

Основные линии характера. Сцена -----------

10

2

8

11

Постановка сцены. Репетиции.

20

2

18

12

Введение реквизита, костюмов в сцены ------------

6

2

4

13

Введение музыки

6

2

4

14

Сводные репетиции

12



12

15

Прогоны

7



7

16

Генеральная репетиция

2



2

17

Спектакль---------------------

2



2

18

Обсуждение. Чаепитие

2

2





Подготовка спектакля.--------------------------------------

19

Чтение пьесы. Распределение ролей.

4

2

2

20

Чтение по ролям

4

2

2

21

Основные линии характера. Сцена -----------

10

2

8

22

Постановка сцены. Репетиции.

20

2

18

23

Введение реквизита, костюмов в сцены ------------

6

2

4

24

Введение музыки

6

2

4

25

Сводные репетиции

12



12

26

Прогоны

7



7

27

Генеральная репетиция

2



2

28

Спектакль---------------------

2



2

29

Обсуждение. Чаепитие

2

2




Подготовка спектакля-----------------------------------------

30

Чтение пьесы. Распределение ролей.

3

1

2

31

Чтение по ролям

4

2

2

32

Основные линии характера. Сцена -----------

6

2

4

33

Постановка сцены. Репетиции.

8




8

34

Введение реквизита, костюмов в сцены ------------

6

2

4

35

Введение музыки

6

2

4

36

Сводные репетиции

6



6

37

Прогоны

2



2

38

Генеральная репетиция

2



2

39

Спектакль---------------------

2



2

40

Обсуждение. Чаепитие

2

2




Итого часов. 216
Содержание программы.



  1. Блок.

  1. Введение. Вводное занятие. Режиссер, актер. Сцена( кулисы, портал, задник, авансцена).

  2. Северский театр. Зарубежный театр. История, актеры, спектакли.

  3. Античный театр. Театр древней Греции. Мифы- основа древнегреческой драматургии. Театр масок. Хорошая декламация, умение петь, выразительная жестикуляция.

  4. Немецкие писатели- сказочники братья Гримм. « Дорога сказок». Немецкие города и сказки, связанные с братьями Гримм.




  1. Блок. Сценическое мастерство.




  1. Работа над дикцией. Развитие артикуляционной моторики ( упражнения для подвижности губ, языка). Проговаривание слоговых рядов ( например: ги –Ки- ги- Ки), скороговорок.

  2. « Сценическое движение». Выполнение упражнений для развития пространственной ориентации. Тренировочные упражнения ( падение, работа с веером, кувырки, хождение по канату и т. д.)

  3. « Этюд- « жить в предлагаемых обстоятельствах». Предлагается ситуация( например: « Бережно посадить куст сирени» ), показать этюд без использования реквизита.




  1. Блок. Подготовка спектакля.



  1. Чтение пьесы. Распределение ролей. Обсуждение исторической обстановки, основной идеи.

  2. Чтение по ролям. Определение зерна роли. Основные линии характера и поведения действующих лиц.

  3. Постановка сцены. Введение понятия « мизансцена». Разработка мизансцен. Репетиции.

  4. Введение реквизита, костюмов в сцены. Знакомство с понятиями « реквизит. Декорация, театральный костюм». Изготовление реквизита, костюмов, декораций. Их использование, репетиции.

  5. Введение музыки. Музыкальное оформление- это эмоциональное усиление спектакля. Знакомство с музыкальными произведениями, используемыми в спектакле, композиторами. Репетиции. Наложение текста на музыку, движения под музыку.

  6. Сводные репетиции. Совмещение поставленных отдельно сцен в единый спектакль. Репетиции.

  7. Прогоны. Репетиция всего спектакля без остановок , с последующими поправками.

  8. Генеральная репетиция. Художественный совет просматривает спектакль и выносит решение о его показе зрителям.

  9. Спектакль. Показ спектакля зрителям.

  10. Обсуждение выступления. Разбор и выявление удачных и ошибочных моментов, на что надо обратить внимание в дальнейшей работе. Обмен мнениями. Чаепитие.

19- 29. Подготовка спектакля ---------------------------------------------------------------------

30- 40. Подготовка спектакля -----------------------------------------------------------------------

41. Посещение Северского Театра детства и юношества, просмотр спектаклей, их обсуждение. Планирование на следующий год.
Назову возможные формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике:

  1. Лекция, сообщение учителя – только в тех случаях, когда литература не доступна для обучающихся и новые сведения нельзя ввести иным путем.

  2. Доклады, сообщения учащихся.

  3. Самостоятельная деятельность обучающихся – наблюдение за жизненными явлениями, воплощение и проигрывание их в этюдах, а затем в роли.

  4. Совместное изготовление реквизита, костюмов, декораций.

  5. Просмотр спектаклей в профессиональных театрах, их обсуждение.


Спектакли
- «Ночь перед Рождеством»

- «12 Monate»

- «Золушка»
Контроль ЗУН
Выявление знаний, умений и навыков происходит при проведении и участии обучающихся в спектаклях.

По окончании курса изучения программы обучающиеся должны знать и уметь:

  • Владеть техникой речи.

  • Уметь органично «жить» в предлагаемых обстоятельствах.

  • Свободно чувствовать себя на сцене.

  • Уметь режиссировать.


Список литературы
Бармак А. Л. Художественная атмосфера спектакля. – М., Искусство, 1989.

Буров А. Г. Актер и образ: труд актера. – М., Советская Россия, 1977.

Ершова А. П., Букатов В. М. «Актерская грамота подростка» - М., АКМЭ, 1995.

Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. – М., Искусство, 1972.

Корогодский З. Я. Этюд и школа. – М., Советская Россия, 1975.

Моргунов Б. Г. Проблемы звучащей речи – М., Советская Россия, 1980.

Никитина А. Б. «Театр, где играют дети» - ВЛАДОС, 2001.

Пансо В. А. Труд и талант в творчестве актера. – М., Всероссийское театральное общество, 1972.

Шварц А. Н. В лаборатории чтеца. – М., Искусство, 1960.
Список литературы для учащихся
Основы сценического движения. Пособие для училищ. /Под ред. И. Э. Коха. – М., Просвещение, 1976.

Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3 Музыка. Татр. Кино. /Гл. ред. В. А. Володин. – М., АВАНТА+, 2000.

Энциклопедия «Я познаю мир. Театр». /Авт. И. А. Андрианова – Голицина. – М. Астрель, 2006.

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сказки братьев Гримм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Русские солдаты на зарубежных фронтах Первой мировой войны
Кроме того, остаются огромные лакуны в изучении истории Первой мировой, различных контингентов русской армии в ее ходе, русских военнопленных...
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon I. Взаимосвязь музыки и литературы
Ii. Музыкальность литературных произведений в поэзии серебряного века
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Элективный курс «Культурный аспект российской истории»
Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Программа элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Элективный курс анализ текста
...
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Элективный курс «От слова к образу»
...
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет
Данные умения играют большую роль в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений
Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных icon 1. Общие положения
Конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских, украинских...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции