Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература»




Скачать 193.43 Kb.
Название Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература»
Дата публикации 19.10.2014
Размер 193.43 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Поурочное планирование по музыке для 5 класса

I полугодие «Музыка и литература»



Тема урока

Основное содержание урока, характеристика видов деятельности обучающихся

Творческие задания

Материал урока

1.1.

№1

Что роднит музыку с литературой.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки и литературы. Родство музыкальных и литературных образов, общность и различие их выразительных средств.

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Сопоставление произведений живописи, музыки и литературы о России (работа с учебником стр. 6-11).

Повторение жанров вокальной и инструментальной музыки.

Д/З: Виртуальное сочинение

Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Определить жанр, в котором это произведение могло бы стать музыкальным, сделать музыкальную характеристику одного из главных героев (определить средства музыкальной выразительности). Литературное произведение дети могут выбирать сами.

1. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

2.Глинка «Патриотическая песня»

3. Гимн России (А.В.Александров- С.В. Михалков)

4. Отрывок из рассказа В.Белова «Родина, Россия, Русь!»

5. Поленов «Монастырь над рекой»,

Левитан «Стога. Сумерки»

6. «Родная земля» (слова Л.П. Дербенёва, музыка В. Г. Добрынина)

1.2.

№2

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Характерные черты, основные жанры, темы, образы русской народной музыки.

Краеведческий модуль: исполнители русской народной музыки ярославского края (хоры, ансамбли, оркестры).

Повторение жанров русской народной музыки, их особенностей.

Исполнение русских народных песен с элементами импровизации.

Итоговая игра урока: детям предлагается соединить слова, выданные им на листочке, в выражение и объяснить его («Старинная песня, как река, льётся», «Коль душа коротка - протяжной песни не спеть», «Хранить память о других - это оставлять добрую память о себе», «Народная песня- мудрость целого народа», «Музыкальный язык не требует перевода – он понятен всем»

Импровизации (вокальные, инструментальные, танцевальные)

Д/З: Литературные импровизации. Попробовать составить своё высказывание о русской народной музыке.


1. Исполнение русских народных песен по выбору детей

2. «Родная земля» (слова Л.П. Дербенёва, музыка В. Г. Добрынина)

1.3.

№3

Вокальная музыка.

Лирические образы вокальной музыки русских композиторов. Романс «Горные вершины».


Определение романса, дуэта.

Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст.


1.« Сочинение сочинённого»

М.Ю. Лермонтов «Из Гёте».

Дети определяют основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Затем сравнивают с произведением А.Е. Варламова и А.Г. Рубинштейна.

2. Изобразительные импровизации

Нарисовать иллюстрации к романсу «Горные вершины» по графическому изображению движения мелодии (оба варианта)

Д/З: Подобрать стихотворение, которое могло бы стать романсом.

1. Я.Дубравин, сл.Е.Руженцева «Родная земля».

2.А.Варламов «Горные вершины».

3.А.Рубинштейн «Горные вершины»

4. «Родная земля» (слова Л.П. Дербенёва, музыка В. Г. Добрынина)


1.4.

№4

Фольклор в музыке русских композиторов

Фольклор музыке русских композиторов. А.К.Лядов Симфоническая миниатюра «Кикимора».


Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произведения.

Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.

1.«Сочинение сочинённого» Предугадывание музыкальных характеристик персонажей и основных приемов развития музыки, сравнение с музыкальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки.

2.Ключевые слова - рассказ - вопросы

Д/З: Изобразительные импровизации

Сделать рисунок одного из героев сказания.

1.А.К.Лядов «Кикимора».

2.Ю.Н. Данковцева, сл. Марии Лаврук «Художник- чародей»


1.5.

№5

Сказка в программной музыке русских композиторов

Сказочные образы в программной музыке русских композиторов. Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада».

Характерные особенности программной музыки.

Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения. Предсочинение.

Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.


1.«Сочинение сочинённого» Предугадывание музыкальных характеристик персонажей, сравнение с музыкальными характеристиками Н.А. Римского-Корсакова при прослушивании музыки.

2.Погружение в ситуацию

3.Самостоятельная постановка вопроса

Д/З: Литературные импровизации

Сочинение восточной сказки по музыке 4 части «Шехеразады».

1.Н.А.Римский-Корсаков. Отрывки из сюиты «Шехеразада»: 1 и 4 части.

2. Ю.Н. Данковцева, сл. Марии Лаврук «Художник- чародей»



1.6.

№6

Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Многообразие жанров вокальной и инструментальной музыки.

Урок- путешествие по Венеции

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы, серенады.

Подбор художественного ряда

Сравнение настроения музыкальных произведений с живописными полотнами А. Н.Мордвинова « Итальянский пейзаж», «Утро в Венеции», «Венеция, возвращение Буччинторо», « Площадь перед Сан Джакомо ди Риальто в Венеции», «Площадь перед церковью святых Иоанна и павла в Венеции», «Площадь Сан- Марко», «Регата, вид от Палаццо Фоскари»

1.М.И. Глинка «Венецианская ночь»

2.Ф. Шуберт Серенада («Песня моя летит с мольбой…»)

3. Ф. Шуберт «Баркарола»

4. Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера».

5. П.И.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года».

6.Ю.Н. Данковцева, сл. Марии Лаврук «Художник- чародей»

1.7.

№7

Вторая жизнь песни

Народно-песенные истоки профессиональной музыки. Интерпретация русской народной песни.

Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.

Д/З: Проба пера

Сочинить музыку в народном стиле.

1. П.И.Чайковский «В церкви»

2.П.И.Чайковский «Симфония № 4» (финал).

3.Э.Григ «Песня Сольвейг» в трактовке джазовых музыкантов.

4. Ю.Н. Данковцева, сл. Марии Лаврук «Художник- чародей»

1.8.

№8

Обобщающий урок по теме «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Взаимодействие музыки и литературы. Жанровое многообразие вокальной и инструментальной музыки.


1.Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

2.Создание кроссворда по теме четверти:«Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Музыкальный материал четверти.

1.9.

№9

Всю жизнь мою несу родину в душе…

Образы Родины в творчестве советских композиторов (В.А. Гаврилин, Г.В. Свиридов).

Определение кантаты, симфонии, симфонии-действа.

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».

Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.

1.Метод создания художественного контекста:

подбор картин и литературных произведений, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.

2. Пластические этюды («Ерунда»).

Д/З: создание фотоколлажа к произведению «Вечерняя музыка»

1.В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина): «Вечерняя музыка» «Ти-ри-ри», «Ерунда».

2. Г.В.Свиридов «Снег идет».

3. Чтение отрывка из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

4. Г.В.Свиридов «Запевка».

5. «Родная земля» (слова Л.П. Дербенёва, музыка В. Г. Добрынина)



2.1.

№10


Писатели и поэты о музыке и музыкантах: В.А.Моцарт

Многообразие образов и жанров музыки Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композитора.

Определение серенады, реквиема.

Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».


1.Размышление о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

2. Создание рисунка- символа к произведению В.А.Моцарта «Lakrimosa»из «Реквиема»

Д/з: создание проекта памятника В.А. Моцарту

1.В.А.Моцарт. Канон «Dona nobis pacem»

2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

3.В.А.Моцарт. Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

4.В.А.Моцарт. Фрагменты из «Реквиема»: «Lakrimosa», «Dies irae» .

5. Б. Окуджава «Песня о Моцарте»

6. «Гимн музыке» - разучивание

2.2.

№11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах: гармонии задумчивый поэт

Многообразие образов и жанров музыки Шопена. Характерные черты музыкального стиля композитора.

Повторение особенностей вальса, полонеза, ноктюрна, этюда, мазурки.

Стилистические особенности музыки Ф. Шопена.

Ответы на вопросы учебника (стр. 43)


1. Ощущение- слово- эпиграф

2.Метод «синектики»

Д/З: прочитать рассказы К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и «Старый повар»

1. Произведения Ф. Шопена по выбору учителя

2. «Гимн музыке» - разучивание

2.3.

№12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Выдающиеся отечественные исполнители в опере Римского-Корсакова «Садко». Всемирно известные театры оперы и балета.

Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Повторение либретто оперы. Интонационно- образный анализ главных тем оперы.

Всемирно известные театры оперы и балета.

1.Метод создания художественного контекста: подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин.

2.Моделирование художественно-творческого процесса: предсочинение (определение музыкальных портретов каждого гостя), импровизации (вокальные, ритмические и пластические)

Д/З: Проект костюма (сделать эскиз костюма одного из заморских гостей)

Фрагменты из оперы- былины Н.А. Римского- Корсакова «Садко»:

1.Вступление к опере «Океан- море синее»

2. Песня Садко

3. Колыбельная Волховы

4.Песня Варяжского гостя

5.Песня индийского гостя

6.Песня Веденецкого гостя

7. «Гимн музыке»- исполнение

2.4.

№13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Балетное творчество Чайковского. Выдающиеся российские артисты балета. Всемирно известные театры оперы и балета (урок-игра)

Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.

Выдающиеся российские артисты балета. Всемирно известные театры оперы и балета


1.Сочинение сочинённого

2.Пластические этюды («Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов»)

3. Пантомима (Сцена битвы)

Д/З: Создание декорации «Город сладостей»

1.П.И.Чайковский. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»

3. Ю.Н. Данковцева «Этот сказочный вечер» - разучивание.

2.5.

№14

Музыка в театре, кино, на телевидении

Роль музыки в театре, кино, на телевидении.

Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.

Ролевая игра Создание виртуального фильма «Старый повар» по рассказу К. Паустовского. Дети выбирают себе роль, объединяются в группы: сценаристы пишут сценарий; режиссёры продумывают план фильма; художники изготавливают афишу, гримёры продумывают грим и причёски героев, костюмеры делают проекты костюмов; звукорежиссёры озвучивают фильм (подбирают музыкальные произведения к фильму)

1. Музыка по из мультфильмов и кинофильмов.

2. Ю.Н. Данковцева «Этот сказочный вечер» - разучивание.

2.6.

№15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Особенности жанра мюзикла.

Э.-Л.Уэббер. Мюзикл «Кошки»

Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Сочинение сочинённого

(музыкальные портреты Бастофера Джонса, Макэвити, Гризабеллы, Мистофилиса)

Д/З: Изготовление афиши к мюзиклу «Кошки»

1.Э.-Л.Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки»: ария «Память», песни кошек, финальный хор «Как приручить кошек»

2. «Этот сказочный вечер» - исполнение

2.7.

№16

Обобщающий урок по теме «Литература и музыка»

Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально-театральных жанров.

Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Урок-концерт

Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся

Поурочное планирование по музыке для 5 класса

II полугодие «Музыка и изобразительное искусство»



Тема урока

Основное содержание урока

Творческие задания

Музыкальный материал урока

3.1.

№17

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Взаимодействие и взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Родство музыкальных и изобразительных образов, общность и различие их выразительных средств.

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика.

Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.

Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.


Создание художественного контекста

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Д/З: Изобразительные импровизации

Сделать рисунок к теме полугодия

1.Пейзаж И.Остроухова «Сиверко»

2.М.И.Глинка «Жаворонок», М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И.Чайковский «Времена года» и т.д.

3.С.В.Рахманинов. Концерт №3 для ф-но с оркестром, 1 часть.

4.Знаменный распев.

5. «С нами, друг, вместе» -разучивание

3.2.

№18

Небесное и земное в звуках и красках

Особенности русской и зарубежной духовной музыки. Знаменный распев и григорианский хорал. Духовная музыка в творчестве Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Баха, Каччини, Шуберта.

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа.

Графическое моделирование фрагментов «Аве Мария» Ш.Гуно, Д.Каччини, Ф.Шуберта.

1.Создание художественного контекста

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

2.Ощущение- слово- эпиграф

3.Создание художественного контекста

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Д/З Изобразительные импровизации

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Аве Мария» Ш.Гуно, Д.Каччини, Ф.Шуберта по графическому изображению движения мелодии.

1.Рахманинов С.В., Чайковский П.И. «Богородице Дево, радуйся»

2.Г.Свиридов «Любовь святая» из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович»

3. Икона «Покров Пресвятой Богородицы», А.Рублев «Троица».

4. Гуно Ш., Каччини Д., Шуберт Ф. «Аве Мария»

5. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

6. «С нами, друг, вместе» -разучивание

3.3.

№19

3.4.

№20

Звать через прошлое к настоящему

Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский»
Исторические события в музыкальных и изобразительных образах. С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»,

П. Корин Триптих «Александр Невский».

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.


1.Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты.

2. Размышление на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?»

Д/З: Подбор художественного ряда

Создание слайд- шоу к одной из частей кантаты по выбору учащихся

1. Музыка из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

2.Икона «Святой князь Александр Невский», триптих П.Корина «Александр Невский».

3. П. Корин Триптих «Александр Невский»

4. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

5. Н.Зиновьев «Ледовое побоище».

6. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

7. Финал кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева

8.В.Серов «Въезд Александра Невского во Псков…»

9. «Нам мир завещано беречь» или «Битва под Москвой» (по выбору) -разучивание

3.5.№21

3.6.

№22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Образы природы в музыкальных, изобразительных и литературных образах. Общность и различие выразительных средств. Живописность и образность музыки Рахманинова.
Образы природы в музыкальных, изобразительных и литературных образах. Изобразительность и выразительность музыки Шуберта.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.

Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения. Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения. Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями литературы.

1.Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

2. Метод создания художественного контекста: подбор картин и литературных произведений, созвучных по духу и содержанию музыкальным произведениям.

Д/З: Нарисовать иллюстрацию к романсу «Островок» и «Весенние воды» по графическому изображению движения мелодии

Работа с вопросами учебника

1.В. Борисов-Мусатов «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Водоем» , «Водоём»и др.

2. Рахманинов С.В. «Весенние воды», «Островок», «Прелюдии» соль мажор, соль-диез минор.

4.Левитан «Весна. Большая вода».

5. Д. Бурлюк «Пейзаж»

6.А. Рылов «Буйный ветер»

7. «Крылатые качели» (Ю.Энтин-Е.Крылатов)

1.Ф.Шуберт «Форель» и

«Фореллен-квинтет».

2. «Крылатые качели» (Ю.Энтин-Е.Крылатов)

3.7.

№23

Колоколь-ность в музыке и изобразите-льном искусстве

Краеведческий модуль: Традиции ярославских и ростовских звонов

Определение жанра концертной симфонии.

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента. Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке. Рассказ о традициях ярославских и ростовских звонов, церквях, тутаевском колокольном заводе

1.Ощущение- слово- эпиграф

2.Самостоятельная постановка вопроса
Д/З: работа над проектом

1.Рахманинов С.В. Фрагменты сюиты-фантазии - «Светлый праздник» и «Слезы».

2.В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

3. «Крылатые качели» (Ю.Энтин-Е.Крылатов)


3.8.

№24

Портрет в музыке и изобразите-льном искусстве

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.

Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка.

Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению?

В какой форме написаны произведения?

Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини?

1.Метод создания художественного контекста: подбор картин и литературных произведений, созвучных по духу и содержанию музыкальным произведениям.

2. Литературные импровизации

Сочинение рассказа или сказки «Скрипичная струна»

Д/З: работа над проектом

1.Ф.Ботиччини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», Я.Ван Эйк «Музицирующие ангелы», Д.Жилинский «Альтист»

2. И.С.Бах «Чакона», П.И.Чайковский «Мелодия», А.Шнитке «Concerto grosso».

3.Э.Делакруа «Портрет Н.Паганини», С.Коненков «Н.Паганини».

4.Паганини «Каприс №24».

5. Рахманинов С.В. «Вариации на тему Паганини», В Лютославский «Вариации на тему Паганини», рок-обработки В.Зинчука.

6. «Ты да я, да мы с тобой»

3.9.

№25

Волшебная палочка дирижера.

Симфонический оркестр. Роль дирижёра.

Краеведческий модуль: Ярославский симфонический оркестр

Осознание особого значения дирижера, особенностей дирижерского языка, выразительной роли различных групп инструментов через проектную деятельность. Знаменитые ярославские дирижёры. Рассказ о ярославском симфоническом оркестре.


Представление и защита проекта: «Великие дирижёры мира»

( «Значение дирижёра», «Особенности языка дирижёрских жестов в различных оркестрах», « Появление симфонического оркестра», «Композиторы- дирижёры», «Выразительная роль различных групп оркестра» и т.д.)

1. Произведения, исполненные под управлением Е.Светланова, Г.Рождественского, В.Спивакова, Г. Караяна и других дирижёров.

2. «Ты да я, да мы с тобой»-разучивание

3.10

№26

3.11

№27

Образы борьбы и победы в искусстве.

Жанр симфонии в творчестве Л.В.Бетховена Симфония №5.

Стилистические особенности музыки Л. Бетховена

Образный строй симфонии №5 Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Интонационно- образный анализ музыки.

Графическое моделирование.

Стилистические особенности музыки Л. Бетховена

1.интонационно-образный анализ симфонии

2.Нарисовать иллюстрацию к 1 части симфонии по графическому изображению движения мелодии

Д/З: проект памятника произведению

1.Л.Бетховен «Симфония №5» (фрагменты).

2. Л. Бетховен Фрагменты симфонии № 3

2. «Ты да я, да мы с тобой» -разучивание

4.1

№28

Застывшая музыка

Храмовый синтез искусств. Преобразующая сила искусства

Краеведческий модуль: храмы Рыбинска, Тутаевский колокольный завод

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств.


Метод создания художественного контекста

Подбор музыкальных произведений, созвучных образному строю репродукций.
Д/З: Литературные импровизации

Сочинить рассказ «Музыка архитектуры» с использование музыкальных терминов и понятий

1.Работа с изобразительным рядом учебника (стр.126-131).

2.И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом».

3. «Храмы России» - разучивание

4.2

№29

Полифония в музыке и живописи

Творчество И.С.Баха (токката, прелюдия, фуга).

Определение «полифония», «токката», «фуга».

Определение характерных особенностей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?

Размышление над высказыванием известного исследователя творчества И.-С. Баха А. Швейцера: «Любая баховская тема- всё равно, выражает ли она радость или скорбь, - звучит возвышенно»

Д/З: Изобразительные импровизации

Сделать «рисунок-полифонию», «рисунок-партитуру» к произведению Баха.

1.И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.

2. «Прелюдия» соль минор.

3. «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК».

4.М.Чюрленис «Фуга».

5. «Храмы России» - разучивание



4.3

№30

Музыка на мольберте.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Творчество

М. Чюрлениса

Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса.

Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

Определение образов и жанровой основы народной музыки. Подбор картин, созвучных образному строю. Вывод об общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии М.Чюрлениса.

1.Метод создания художественного контекста

2.Виртуальное сочинение музыки к картинам Чюрлениса

Д/З: Изобразительные импровизации

Нарисовать триптих в стиле Чюрлёниса

(«Симфония дождя», «Адажио моря» и т.д.). Лучше, если название триптиху придумают сами учащиеся

1.Триптих «Сказка. Путешествие королевны»: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны».

2.М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор.

3.М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море».

4. Триптих «Соната моря».

5. «Ребята, надо верить в чудеса» (А.Пахмутова, Н.Добронравов)

4.4

№31

Импрессио-низм в музыке и живописи

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи. Анализ цветового колорита, композиции. Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста». Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста».

1. Метод «синектики»

2. Театр теней

Д/З: Изобразительные импровизации

Сделать рисунок в стиле импрессионизма (крупными мазками)


1.К.Моне «Впечатление. Восход солнца», «Здание Парламента», «Маннпорт», «Поле маков» и др.

2. К.Дебюсси «Диалог ветра с морем».

4. К.Дебюсси «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Лунный свет», «Кукольный кэк-уок».

5. «Ребята, надо верить в чудеса» (А.Пахмутова, Н.Добронравов)

4.5

№32

О подвигах, о доблести, о славе….

Жанр реквиема.

Музыкально-литературная композиция


Д/З: Виртуальное сочинение музыки к графическим рисункам С. Красаускаса из цикла «»Реквием» и «Вечно живые» (по выбору учащихся)

1.Д.Б.Кабалевский «Реквием».

2.С.Красаускас «Реквием».

3. В.А.Моцарт «Реквием»

3. «Нам мир завещано беречь» или «Битва под Москвой»- исполнение

4.6

№33


В каждой мимолетности вижу я миры…

Творчество С.С. Прокофьева.

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева. Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла. Сравнение различных исполнительских трактовок.

1.Метод создания художественного контекста

2.Самостоятельная постановка вопроса

Д/З: Изобразительные импровизации

Сделать рисунок в стиле Кандинского


1.С.С.Прокофьев «Мимолетности».

2. В. Кандинский «Музыкальная увертюра», «Композиция.Казаки»



4.7

№34

Мир композитора.

Мусоргский Сюита «Картинки с выставки»

Обобщающий урок по теме: «Музыка и изобразительное искусство»

Интонационно-образный анализ произведений.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства.

1.Погружение в ситуацию («Старый замок»)

2.Пантомима («Большая новость»)

3.Инсценирование («Тюильрийский сад»)

Д/З: Изобразительные импровизации

Воссоздание картин В. Гартмана

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Рисунки Виктора Гартмана

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 5-го общеобразовательного класса...
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 6-го общеобразовательного класса...
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,...
«Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хуцеевская сош» Кизлярского района Республики Дагестан
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного...
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Рабочая программа по музыке для 5-го класса
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена умк для 5–7-го классов /Составитель...
Поурочное планирование по музыке для 5 класса I полугодие «Музыка и литература» icon Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
Цель: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции