Скачать 0.64 Mb.
|
Элективный курс по русскому языку Текст как вершина речевой культуры для учащихся 10-11 классов Автор Зыкова Елена Владимировна Данный элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени образования и направлен на углубленное изучение предмета. Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Пояснительная записка Актуальная задача современного курса русского языка в школе – формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Решить ее можно, совершенствуя методику обучения, проводя наряду с факультативными занятиями по русскому языку в старших классах спецкурсы и спецсеминары. Программа курса «Текст как вершина речевой культуры» предусматривает углублённую подготовку учащихся 10 - 11 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием. Цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований. 1. Грамматическая стилистика. Лексическое богатство русского языка. Фразеологические выражения Грамматические формы. Различные типы предложений Произносительные нормы. 2. Функциональная стилистика. Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств. Связь стилей речи и литературных жанров. 3. Стилистика текста Стилистический анализ текста. 4. Практическая стилистика Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Создание творческих работ. Очевидно, что методически оправданной является такая система изучения текста, при которой учащиеся вначале знакомятся со структурой текста, его основными признаками, функционально-смысловыми типами речи, стилистическими средствами всех разделов русского языка (фонетико-орфоэпического, лексико-фразеологического, словообразовательного, морфологического и синтаксического), затем с функциональными и жанрово-стилистическими разновидностями речи, и, наконец, со стилистическими особенностями текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям (прежде всего – художественному и публицистическому). И это естественно: именно с этими стилями наиболее часто приходится пользоваться современному старшекласснику. Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний. В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Целесообразно использовать методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Особое внимание уделять подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания. Учебно - тематический план
Содержание программы Раздел 1. Текст как речевое произведение Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова, однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная целостность текста: микротема, композиция. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых фрагментов текста. Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые средства всех стилей. Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи. Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи. Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования, описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую модель текста на основе его композиционной схемы (план). Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана. Написание сочинения-рассуждения. Раздел 2. Лексическое богатство русского языка Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическое использование многозначных слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное использование в художественном произведении для усиления изобразительности, для создания комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному стилю. Оценочная лексика. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистическое использование новых и заимствованных слов. Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ. Раздел 3. Образность речи Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза. Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в текстах разных стилей. Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием тропов и стилистических фигур в художественном произведении. Раздел 4. Стилистика частей речи Формы имен существительных. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Формы имен прилагательных. Образная функция имен прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных. Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных. Экспрессивная роль в художественном тексте. Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи. Формы глагола. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок в тексте. Методические рекомендации Раздел 1. Текст как речевое произведение Занятие 1 Текст как речевое произведение Введение. Цель и задачи курса. Лекция. Текст – это сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому. Признаки текста: 1. Смысловая цельность 2. Связность 3. Членимость 1. Смысловая цельность. Текст – это всегда относительно законченное высказывание, имеющее начало и конец, к нему всегда можно подобрать заголовок, который передает тему и идею высказывания. Тема – предмет, основное содержание рассуждения; идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Тема, как правило формулируется в заглавии или в первом предложении (первом абзаце) текста; идея – в последнем предложении (последнем абзаце). 2. Связность текста – второй важный признак, которому соответствуют ключевые слова и однотематические группы слов и средства межфразовой связи; Связность текста – результат связи предложений. В каждом последующим предложении повторяется часть информации из предыдущего и сообщается новое. Повторяющееся или известная информация называется темой, новое – ремой. Новая информация развивает и обогащает мысль, повторение обеспечивает связность высказывания. Связь в предложении может быть последовательной или цепной, когда относительно новая информация (рема) первого предложения становится повторением (темой) второго. Наряду с последовательным соединением существует параллельное: относительно известная информация первого предложения проходит через ряд других и объединяет их, являясь сквозной темой, а новая информация возникает и развивается параллельно ей в этих же предложениях. Например: последовательная или цепная. «Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазами, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в жёлтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему, в весёлый час, разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка: один спереди, искусно перекрученный на две половины, для пороху и для дроби, другой сзади – для дичи…»(Тур.)(указ.мест., лексич повтор). Параллельная связь. «Ордынов решился наконец переменить квартиру. Хозяйка его, очень бедная пожилая вдова и чиновница, у которой он нанимал помещение, по непредвиденным обстоятельствам уехал из Петербурга куда-то в глушь, к родственникам, не дождавшись первого числа – срока найма своего. Молодой человек, доживая срочное время, с сожалением думал о старом угле и досадовал на то, что приходилось оставить его…» (Дост.)(контекст.синонимы). Часто при сохранении параллельного соединения в предложении отсутствует сквозная тема. Связь с текстом осуществляется благодаря общей задаче высказывания. В предложениях не выделяется известная и новая информация. Каждое предложение несёт новую информацию, они объединяются порядком слов, одинаковыми видовременными глагольными формами и др. Такое построение текста используется обычно в описаниях природы. «Снег таял кругом – дружно, но тихо; везде сочилась вода; в рыхлом воздухе бродил беззвучный ветер. Один и тот же ровный, молочный цвет обливал землю и небо; тумана не было – но не было и света…» (Тур.) |
Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:... Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной... |
Элективный курс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен... Рех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении),... |
||
Рабочая программа II вида по русскому языку Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений: основной курс... |
Рабочая программа по русскому языку 6 класс на Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,... |
||
Справка о проведении пробного огэ по русскому языку в 9 классе Муталибова М. А. Варианты заданий состояли из С1(сжатое изложение по прослушанному тексту), С2(сочинение), задания А(всего 7 пунктов),... |
Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении... |
||
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок,... |
Программа по русскому языку к учебникам для 5 9 классов (авторы программы... Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2012 |
||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,... |
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс». – М.:«Просвещение», 2010 г., «Программы по русскому языку для... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |