Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны




Скачать 60.96 Kb.
НазваниеКонспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны
Дата публикации18.10.2014
Размер60.96 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект
Конспект урока

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Александровой Оксаны Анатольевны

Темные аллеи обыкновенной повести.

Роль стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» в судьбе героев

рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.
И. Бунин “Ещё и холоден и сыр…”

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить материал об особенностях русской литературы первой половины 20 века.

  2. Продолжить знакомство с творчеством И. А. Бунина.

  3. Увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви; понять, что такое любовь в понимании И.А.Бунина

Развивающие:

  1. Развивать навыки анализа художественного текста.

  2. Развивать умение интерпретировать художественный текст.

  3. Развивать умение определять роль пейзажа, портрета, интерьера в тексте.

Воспитательные:

  1. Помогать осознавать первостепенность любви в жизни человека.

  2. Воспитание культуры умственного труда на основе анализа, синтеза, сравнения.


Оборудование и наглядность: портрет Бунина, проектор, презентация, тексты стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» и рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

План урока.

  1. Слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания (выступления обучающихся).

  3. Беседа по рассказу Ивана Алексеевича Бунина «Тёмные аллеи» и стихотворению Николая Петровича Огарёва «Обыкновенная история».

  4. Слово учителя.

  5. Итоги урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока.

– Говоря о русской литературе 20 века, мы отмечали многообразие жанров и направлений. Вспомним особенности русской литературы первой половины 20 века.

(Индивидуальное сообщение.)
- Ещё в 20-е годы из России уехали писатели, составлявшие цвет русской литературы: Иван Бунин, Александр Иванович Куприн и другие.

Расскажите, что происходило в жизни И. А. Бунина, каким он был, какова была его судьба.

(Выступления обучающихся.)
- В старости он писал: « Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке». Это последнее желание сбылось: смерть застала Бунина за книгой.
- Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Тёмные аллеи», который словно передаёт нам самый тонкий и грустный «звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живёт в прошлом, кА это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива и могла бы создать семью… О же женат, давно не думает о своём увлечении молодости. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречей…
Чтение обучающимися рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».
- Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ?

- Чем интересен этот рассказ? Чем привлекает нас?

- Каковы его герои?

- Можно ли назвать его жизненным?

- Почему он читается на одном дыхании?
- В рассказе И. Бунина «Тёмные аллеи» (1938г.), написанном 68-летним писателем, довольно зрелый по тем временам герой-дворянин читает юной крепостной девушке Надежде, своей недолгой возлюбленной, стихи Николая Платоновича Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842г.), в которых упоминаются «Тёмные аллеи». По воспоминаниям Бунина, его рассказ и появился на свет в результате перечитывания им данного стихотворения Николая Огарёва, ставшего автором «Обыкновенной повести» в 29 лет. Действительно, в этих двух произведениях, созданных молодым Огарёвым и достаточно пожившим, зрелым Буниным, прослеживаются аналогии. Да и название бунинской новеллы есть по существу цитата из Огарёва: «Стояли тёмных лип аллеи…» Каким образом это стихотворение послужило рождению «Тёмных аллей»? Как одно литературное событие перелилось в другое почти сто лет спустя? Подумаем об этом, но прежде перечитаем и мы вслед за И. А. Буниным стихотворение Н. П. Огарёва «Обыкновенная повесть».
Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели.

О, если б кто увидел их

Тогда, при утренней их встрече,

И лица б высмотрел у них

Или подслушал бы их речи -

Как был бы мил ему язык,

Язык любви первоначальной!

Он верно б сам, на этот миг,

Расцвел на дне души печальной!..

Я в свете встретил их потом:

Она была женой другого,

Он был женат, и о былом

В помине не было ни слова;

На лицах виден был покой,

Их жизнь текла светло и ровно,

Они, встречаясь меж собой,

Могли смеяться хладнокровно...

А там, по берегу реки,

Где цвел тогда шиповник алый,

Одни простые рыбаки

Ходили к лодке обветшалой

И пели песни - и темно

Осталось, для людей закрыто,

Что было там говорено,

И сколько было позабыто.

- Какой картиной открывается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной весны.)

- На какие части автор разделил повествование? (Автор разделил повествование на две неравные части. Первая (из 8 строк) – описание русской природы, раннего утра, тихой, ясной реки. Рассвет. Цветёт алый шиповник – значит это май. Рядом находится «тёмных лип аллея» - указание на близость барской усадьбы.

Дворяне, юноша и барышня, вместе встречают рассвет, скорее всего, потому, что кто-то гостил, и утром они отправились на прогулку.

Вторая часть в точности повторяет две первые строки: «Была чудесная весна! Они на берегу сидели…» Автор описывает молодого героя: «Во цвете лет была она, его усы едва чернели…»)

- Почему он, она, имена не даны? (Они обобщают ситуацию, распространяют её на все помещичьи усадьбы 40-х годов 19века.)

- «Я в свете встретил их потом…» - так вторая длинная строфа из семи четверостиший поведала нам казалось бы обыкновенную повесть: автор видит своих героев, у которых не сложилась общая жизнь в одном из дворянских собраний. Она замужем, он женат. Бывшие влюблённые не любят, не страдают, не помнят общее прошлое, они самодовольны, хладнокровны и смеются над своей бывшей невинностью. (Возможно, каждый решил экономическую задачу. Выгодно проданы юность, свежесть красота молодости – быстрорасходуемый капитал.)

- Какие чувства испытывает повествователь, описывая новые светские привычки героев, циничные по отношению к светлому прошлому, описывая одинокую обветшалую лодку у берега той реки юности и молодого счастья, к которой больше не спустятся возлюбленные? (Боль повествователя заключается в этих строках, его духовный протест против подобного предательства идеалов юности, против несовершенства мира. Ему жаль любви, первого светлого чувства, от которого отказались Он и Она под напором жизненных обстоятельств.)

- Так что же выступает на первый план в стихотворении Огарёва? Запоминаются ли его молодые герои? (С ними скучно, они пустые, пошлые размытые образы, о них не хочется думать, с ними не на чем остановиться душе. А запоминается, трогает своей душевной болью, умением видеть настоящее и прошлое повествователь.)

- Какая общая ситуация объединяет два произведения? (Встреча после долгой разлуки.)

- Героев бунинской новеллы, блестящего, но уже старого офицера царской армии, Николая Алексеевича, и его бывшую крепостную возлюбленную, Надежду, а ныне хозяйку частной гостиницы на тульской дороге, мы застаём за их случайной встречей в избе-трактире.

Как строки стихотворения Огарёва «Обыкновенная повесть» вплетаются в ткань произведения Бунина? (Надежда напоминает своему бывшему возлюбленному: «…всё стихи мне изволили читать про всякие тёмные аллеи»)

- Какую обыкновенную пошлую историю своей жизни рассказывает Николай Алексеевич? (Рассказы учащихся.)

- А как сложилась судьба бывшей крепостной Надежды? (Получила свободу, самостоятельна, предприимчива, независима, ведёт дело, уважаема.)

- Одинаково ли ощущают себя герои Огарёва и Бунина? В чём вы видите разницу?

(Огарёв – нет сожаления об утраченном счастье. Бунин – миг счастья не забыт; чувство стыда Николая Алексеевича переходит в очистительное чувство благодарности за лучшие минуты жизни.)

- Что сближает эти произведения? (Мотив социального различия в любви. У Огарёва светские люди. Для них любовь – один из моментов жизни. То же в образе Николая Алексеевича. А Надежда? Для простой крестьянской девушки любовь – светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь.)

- Как авторы характеризуют любовь? (У обоих возвышенность, поэтичность чувства. Любовь – «лёгкое дыхание», посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть.)
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: написать мини-сочинение, раскрывающее смысл эпиграфа к уроку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconК приказу мбоу сош №71 г. Уфы
Циклограмма деятельности по обеспечению учебной литературой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная...

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconУчебный план для I -xi классов мбоу «сош №2» городского округа
Мбоу «сош №2» городского округа «город Дагестанские Огни» на 2013/2014 учебный год

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconИнститут развития образования республики башкортостан
Путина, Институт развития образования при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан проводит республиканский профессиональный...

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
...

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconСправка о проведении недели русского языка и литературы в мбоу «сош с. Чишки»
С 20 по 25 февраля 2013 уч г учителя Сулейманова З. И., Солсаева С. С и Идалова К. С проводили неделю русского языка и литературы....

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconГородская подпрограмма
«формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи...

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconЛексические явления
При создании данного материала использована работа Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы моу "сош №99"...

Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны iconТема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна
Шахбанова Зайдат Багировна, учитель биологии мбоу «сош №2» городского округа «город Дагестанские Огни»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции