Скачать 60.96 Kb.
|
Конспект урока учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ№21» городского округа город Салават Республики Башкортостан Александровой Оксаны Анатольевны Темные аллеи обыкновенной повести. Роль стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» в судьбе героев рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи». Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит Любовь и радость бытия. И. Бунин “Ещё и холоден и сыр…” Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование и наглядность: портрет Бунина, проектор, презентация, тексты стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» и рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи». План урока.
Ход урока. – Говоря о русской литературе 20 века, мы отмечали многообразие жанров и направлений. Вспомним особенности русской литературы первой половины 20 века. (Индивидуальное сообщение.) - Ещё в 20-е годы из России уехали писатели, составлявшие цвет русской литературы: Иван Бунин, Александр Иванович Куприн и другие. Расскажите, что происходило в жизни И. А. Бунина, каким он был, какова была его судьба. (Выступления обучающихся.) - В старости он писал: « Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке». Это последнее желание сбылось: смерть застала Бунина за книгой. - Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное – найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Тёмные аллеи», который словно передаёт нам самый тонкий и грустный «звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живёт в прошлом, кА это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива и могла бы создать семью… О же женат, давно не думает о своём увлечении молодости. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречей… Чтение обучающимися рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи». - Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ? - Чем интересен этот рассказ? Чем привлекает нас? - Каковы его герои? - Можно ли назвать его жизненным? - Почему он читается на одном дыхании? - В рассказе И. Бунина «Тёмные аллеи» (1938г.), написанном 68-летним писателем, довольно зрелый по тем временам герой-дворянин читает юной крепостной девушке Надежде, своей недолгой возлюбленной, стихи Николая Платоновича Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842г.), в которых упоминаются «Тёмные аллеи». По воспоминаниям Бунина, его рассказ и появился на свет в результате перечитывания им данного стихотворения Николая Огарёва, ставшего автором «Обыкновенной повести» в 29 лет. Действительно, в этих двух произведениях, созданных молодым Огарёвым и достаточно пожившим, зрелым Буниным, прослеживаются аналогии. Да и название бунинской новеллы есть по существу цитата из Огарёва: «Стояли тёмных лип аллеи…» Каким образом это стихотворение послужило рождению «Тёмных аллей»? Как одно литературное событие перелилось в другое почти сто лет спустя? Подумаем об этом, но прежде перечитаем и мы вслед за И. А. Буниным стихотворение Н. П. Огарёва «Обыкновенная повесть». Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Во цвете лет была она, Его усы едва чернели. О, если б кто увидел их Тогда, при утренней их встрече, И лица б высмотрел у них Или подслушал бы их речи - Как был бы мил ему язык, Язык любви первоначальной! Он верно б сам, на этот миг, Расцвел на дне души печальной!.. Я в свете встретил их потом: Она была женой другого, Он был женат, и о былом В помине не было ни слова; На лицах виден был покой, Их жизнь текла светло и ровно, Они, встречаясь меж собой, Могли смеяться хладнокровно... А там, по берегу реки, Где цвел тогда шиповник алый, Одни простые рыбаки Ходили к лодке обветшалой И пели песни - и темно Осталось, для людей закрыто, Что было там говорено, И сколько было позабыто. - Какой картиной открывается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной весны.) - На какие части автор разделил повествование? (Автор разделил повествование на две неравные части. Первая (из 8 строк) – описание русской природы, раннего утра, тихой, ясной реки. Рассвет. Цветёт алый шиповник – значит это май. Рядом находится «тёмных лип аллея» - указание на близость барской усадьбы. Дворяне, юноша и барышня, вместе встречают рассвет, скорее всего, потому, что кто-то гостил, и утром они отправились на прогулку. Вторая часть в точности повторяет две первые строки: «Была чудесная весна! Они на берегу сидели…» Автор описывает молодого героя: «Во цвете лет была она, его усы едва чернели…») - Почему он, она, имена не даны? (Они обобщают ситуацию, распространяют её на все помещичьи усадьбы 40-х годов 19века.) - «Я в свете встретил их потом…» - так вторая длинная строфа из семи четверостиший поведала нам казалось бы обыкновенную повесть: автор видит своих героев, у которых не сложилась общая жизнь в одном из дворянских собраний. Она замужем, он женат. Бывшие влюблённые не любят, не страдают, не помнят общее прошлое, они самодовольны, хладнокровны и смеются над своей бывшей невинностью. (Возможно, каждый решил экономическую задачу. Выгодно проданы юность, свежесть красота молодости – быстрорасходуемый капитал.) - Какие чувства испытывает повествователь, описывая новые светские привычки героев, циничные по отношению к светлому прошлому, описывая одинокую обветшалую лодку у берега той реки юности и молодого счастья, к которой больше не спустятся возлюбленные? (Боль повествователя заключается в этих строках, его духовный протест против подобного предательства идеалов юности, против несовершенства мира. Ему жаль любви, первого светлого чувства, от которого отказались Он и Она под напором жизненных обстоятельств.) - Так что же выступает на первый план в стихотворении Огарёва? Запоминаются ли его молодые герои? (С ними скучно, они пустые, пошлые размытые образы, о них не хочется думать, с ними не на чем остановиться душе. А запоминается, трогает своей душевной болью, умением видеть настоящее и прошлое повествователь.) - Какая общая ситуация объединяет два произведения? (Встреча после долгой разлуки.) - Героев бунинской новеллы, блестящего, но уже старого офицера царской армии, Николая Алексеевича, и его бывшую крепостную возлюбленную, Надежду, а ныне хозяйку частной гостиницы на тульской дороге, мы застаём за их случайной встречей в избе-трактире. Как строки стихотворения Огарёва «Обыкновенная повесть» вплетаются в ткань произведения Бунина? (Надежда напоминает своему бывшему возлюбленному: «…всё стихи мне изволили читать про всякие тёмные аллеи») - Какую обыкновенную пошлую историю своей жизни рассказывает Николай Алексеевич? (Рассказы учащихся.) - А как сложилась судьба бывшей крепостной Надежды? (Получила свободу, самостоятельна, предприимчива, независима, ведёт дело, уважаема.) - Одинаково ли ощущают себя герои Огарёва и Бунина? В чём вы видите разницу? (Огарёв – нет сожаления об утраченном счастье. Бунин – миг счастья не забыт; чувство стыда Николая Алексеевича переходит в очистительное чувство благодарности за лучшие минуты жизни.) - Что сближает эти произведения? (Мотив социального различия в любви. У Огарёва светские люди. Для них любовь – один из моментов жизни. То же в образе Николая Алексеевича. А Надежда? Для простой крестьянской девушки любовь – светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь.) - Как авторы характеризуют любовь? (У обоих возвышенность, поэтичность чувства. Любовь – «лёгкое дыхание», посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть.) Подведение итогов урока. Выставление отметок. Домашнее задание: написать мини-сочинение, раскрывающее смысл эпиграфа к уроку. |
К приказу мбоу сош №71 г. Уфы Циклограмма деятельности по обеспечению учебной литературой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная... |
Учебный план для I -xi классов мбоу «сош №2» городского округа Мбоу «сош №2» городского округа «город Дагестанские Огни» на 2013/2014 учебный год |
||
Институт развития образования республики башкортостан Путина, Институт развития образования при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан проводит республиканский профессиональный... |
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс ... |
||
Справка о проведении недели русского языка и литературы в мбоу «сош с. Чишки» С 20 по 25 февраля 2013 уч г учителя Сулейманова З. И., Солсаева С. С и Идалова К. С проводили неделю русского языка и литературы.... |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
||
Городская подпрограмма «формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи... |
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
||
Лексические явления При создании данного материала использована работа Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы моу "сош №99"... |
Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна Шахбанова Зайдат Багировна, учитель биологии мбоу «сош №2» городского округа «город Дагестанские Огни» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |