План урока: Организационный момент




Скачать 307.74 Kb.
НазваниеПлан урока: Организационный момент
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер307.74 Kb.
ТипПлан урока
literature-edu.ru > Литература > План урока
  1   2   3
Цель: познакомить учащихся с основными течениями модернизма.

Задачи:

  1. Образовательные: расширить представление об основных течениях модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), раскрыть суть теоретических положений данных течений Серебряного века, мировоззрение поэтов-представителей символизма, акмеизма, футуризма, выявить особенности поэтики основных течений модернизма, закрепить понятия «модернизм», «декадентство».

  2. Воспитательные: воспитывать у студентов интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство эстетического отклика на произведения искусства (литература, музыка, живопись), развивать интерес к поэзии Серебряного века, содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах;

  3. Развивающие: способствовать развитию у студентов навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения, навыков аргументированной связной монологической речи, воображения, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию умений эффективной работы в малых группах, совершенствовать умения студентов выбирать главное, систематизировать, структурировать материал (создание сопоставительной таблицы).

Тип урока: комбинированный.

Методика: слово учителя с элементами беседы, работа с эпиграфом, работа в группах, изучающее чтение текста, заполнение таблицы, «Бортовой дневник», чтение стихотворений (учителем, подготовленным учеником, актером), аналитическая беседа, работа с видеороликом, работа с репродукциями картин, устное словесное рисование, выполнение практических заданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портреты поэтов Серебряного века, выставка поэтических сборников поэтов Серебряного века.

Эпиграфы (записаны на доске):

Для нас дороже всего свобода исканий.

В. Брюсов

Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.

О. Мандельштам

Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников.

Музыкальный ряд:

1. «Вокализ» С.В.Рахманинова.

2. «Концерт для фортепиано с оркестром», “Этюд № 12” ,“Поэма экстаза” А.Н.Скрябина

3.«Листки альбома», «Прометей», «Поэма огня» А.Н.Скрябина (оп.45 №1)

4. Матюшин М.В. Опера «Победа над солнцем»

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к восприятию нового учебного материала (повторение изученного материала, постановка целей урока).

1. Слово учителя с элементами беседы.

2. Работа с эпиграфом.

III. Изучение нового учебного материала.

1) Изучающее чтение карточки-гида (в группах).

2) Заполнение таблицы.

3) Заполнение «Бортового дневника».

4) Творческое представление 1 группы.

5) Чтение и анализ стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

-выразительное чтение стихотворения актером;

-словесное рисование;

-наблюдение над звукописью;

-аналитическое перечитывание.

6) Просмотр видеоролика о творчестве Врубеля, ответ на проблемный вопрос.

7) Творческое представление 2 группы.

8) Чтение и анализ стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

-выразительное чтение стихотворения учителем (или подготовленным учеником);

-работа с заголовком стихотворения;

-аналитическое чтение.

9) Творческое представление 3 группы.

10) Чтение стихотворений В Хлебникова, А.Крученых, В.Маяковского:

-устное словесное рисование;

- аналитическая беседа.

11) Работа с репродукциями картин художников.

IV. Синтез.

1) Выполнение практических заданий.

5. Рефлексия. Итоги урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание
ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с интересным, но достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.

  1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА).

(Звучит «Вокализ» Рахманинова)

Вступительное слово преподавателя:

Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.


Поэзия «серебряного века»…

Ахматова, Блок, Брюсов,

Грусть, тоска.

Поэзия «серебряного века»…

Она не на день, а на все века.

Цветаева, Бальмонт и Мережковский,

Каменский, Сологуб и Гумилёв –

Какой поток имён громокипящий,

Судьбы, надежды, совести поток.


Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название “Серебряный”.

-Кто ввел в употребление это красивое образное определение «Серебряный век»?

(Сам термин «Серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно. А. Ахматова в “Поэме без героя” впервые в литературном творчестве употребила выражение “Серебряный век”).

-Какой смысл вкладывается в понятие «Серебряный век»? Почему появилось это образное название?

(Термин Серебряный век появился по аналогии с золотым веком. Эпитеты «золотой», «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня («Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят».Н. Оцуп), а говорят о разности основных настроений эпохи).

-О каком времени в развитии искусства идет речь?

-Я обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку: «Для нас дороже всего свобода исканий». (В. Брюсов). Как вы понимаете эти слова? Какой смысл вкладывал в них поэт Валерий Брюсов?

(Рубеж 19-20 веков – эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» (А.Блок).

-Перед деятелями искусства стояла нелегкая задача: изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности.

-Искания в поэзии привели к появлению модернизма. Поясните значение термина «модернизм», который появляется в эпоху Серебряного века.

(Модернизм (от франц. «новейший», «современный») – новые явления в литературе и искусстве, литературное направление, целью которого является создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека).

- В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Модернизм не отображает действительность, а создает новые художественные миры, в искусстве наступает эпоха безудержного творческого эксперимента. Искусство становится силой, преобразующей реальность.

-Назовите основные течения, которые развиваются в поэзии Серебряного века?

(В модернизме развиваются 3 основных течения – символизм, акмеизм, футуризм, представители которых пытаются по-своему, по-особому раскрыть мир и преподнести это видение читателю).

Наша задача на уроке – охарактеризовать новые литературные течения, возникшие на рубеже 19-20 веков в поэзии, и их художественные особенности

-Почему рубеж 19-20 веков (эпоху Серебряного века) в искусстве часто называют русским Ренессансом?

На рубеже ХIX-XX веков был отмечен необыкновенный творческий подъем в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Поэтому взглянуть на поэзию Серебряного века мы попытаемся через призму других видов искусства.


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Итак, я приглашаю вас в литературное кафе для того, чтобы познакомиться с основными течениями в поэзии Серебряного века, так как на рубеже веков именно в кафе, актовом зале Политехнического музея, в кабаре собирались ведущие поэты. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, поэтому в кафе звучала и музыка. Сегодня мы с вами тоже попытаемся создать атмосферу творчества. Вы разделились на 3 группы, каждая из которых – это представители поэтов, принадлежащих к основным течениям Серебряного века: символизму, акмеизму, футуризму.

Я с удовольствием представлю завсегдатаев этого заведения:

Содружество «Снежная маска» (символисты).

Содружество «Цех поэтов», из которого возник впоследствии… акмеизм

Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы)
(Группам раздаются карточки-гиды, в которых собраны основные положения символизма, акмеизма, футуризма и даны контрольные вопросы. Каждая группа работает с карточками: учащиеся читают текст с карандашом, отмечая те факты, которые необходимо занести в таблицу. Ключевые вопросы, данные в карточках, нацеливают учащихся на поиск главной информации. Все учащиеся по ходу творческого представления групп заносят рабочие записи в сводную таблицу, которую будут дополнять сведениями из учебника дома к следующему уроку).

В карточках-гидах даны цитаты из статей, трактатов представителей направлений Серебряного века. После того как вы познакомитесь с материалом и осмысленно заполните таблицу, я предлагаю вам заполнить «Бортовой дневник»: выпишите в первую колонку высказывание представителя направления, которое вас поразило, заинтересовало, на которое у вас есть эмоциональный отклик, а во вторую колонку напишите ваш комментарий к выписанной цитате.

Установка перед работой с карточками:

- Каково же было отношение представителей модернистских течений к миру, искусству?

- Какие задачи поэты нового времени ставили перед собой?

- На поиски чего было направлено их творчество?

(Представленная далее таблица - результат работы групп)



Даты

Название направления, поэты

Отношение к миру

Роль поэта

Отношение к слову

Близкий род искусства

1890 – 1910

Символизм

Д.Мережковский З.Гиппиус,

В.Брюсов, Ф.Сологуб,

З.Гиппиус,

К.Бальмонт, А. Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, И.Анненский


Мир не познаваем рационально, тайный смысл бытия можно познать в творчестве с помощью символов

Поэт разгадывает тайны бытия, он тайновидец мира, создает свой собственный таинственный мир в поэзии

Слово многозначно и символично, намеки, иносказания, ассоциативные связи между образами

Музыка

Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка.


1910-1912

Акмеизм

Н.Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С.Городецкий

Мир познаваем, надо открыть красоту реального мира

Поэт –первооткрыватель мира, возвращает слову ясность, простоту

Четкая определенность, точность слова, конкретная образность

Живопись, архитектура, скульптура

1912-1914

Футуризм

И.Северянин, В.Каменский,

В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, С.Есенин

Мир надо переделать, опровержение традиций

Поэт разрушает старое

Свобода в обращении со словом (словотворчество, формотворчество)

Живопись


1 карточка-гид

Символизм

1.Когда оформляется символизм как течение в русской литературе? Назовите теоретиков данного течения.

2.Какие этапы (школы) в нем выделяют? Назовите русских поэтов – представителей данного течения.

3.Назовите основные принципы символизма. Поясните значение термина «символ».

4. Каковы философские истоки символизма?
Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений «Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали Валерию Брюсову.

В русском символизме выделяют две школы: старших символистов 1890 годов (Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Константин Бальмонт) и младших символистов 1900 годов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Кризис символизма происходит в 1910 году.

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание, конкретный образ, наделенный неисчерпаемостью значений: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении» (Вяч.Иванов). Символизм – течение модернизма, для которого характерны «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности, т.е. импрессионизм, передача тончайших впечатлений от мира…», «новое сочетание мыслей, красок и звуков». Рационально нельзя познать жизнь, только творческая интуиция может приобщить творца к высшей реальности: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Брюсов «Ключи тайн»). В момент творческого вдохновения происходит интуитивное прозрение: «Искусство сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм» (В.Брюсов «Ключи тайн»).

Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный образ, выражающий суть явления. Философ Н.А. Бердяев писал: “Символ есть связь между двумя мирами: чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним)”. «Символизм – это поэзия намеков, а поэт – творец сугубо личных и чисто художественных ценностей» (Брюсов, «Русские символисты»). Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами» (Д.Мережковский). Символисты освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха. Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих символов.

Например,

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши.

(звуки «Ш» передают шуршание камыша)

У К. Бальмонта можно прочитать:

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея…

(сонорные звуки «Л» передают плавность, плеск волн, завораживающий поток звуков)

В основе символизма – философия Владимира Соловьева. Существует мир земной – это мир времени, зла; и мир вечности – высший мир, мир добра. Дмитрий Мережковский (один из философов и теоретиков символизма) писал: “Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы”. Цель всего космического процесса развития – выход из мира времени в мир вечности. Способом преодоления земного, прорыва в вечность является творчество, а символ – это средство проникновения в тайный смысл бытия. Мережковский так сформулировал сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами…

Вот как об этом писал Иннокентий Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».

«Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого». (В. Брюсов)

Творческое представление 1 группы «Снежная маска» (символисты). Какими же они себя видят? (рассказ с опорой на вопросы и данные таблицы)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока: Организационный момент iconУрока организационный момент. Определение формы урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села большое попово куликовский филиал

План урока: Организационный момент icon«Музыка, которую любил А. С. Пушкин»
Организационный момент урока мин

План урока: Организационный момент iconОсновные компоненты современного урока
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и

План урока: Организационный момент iconПлан-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы

План урока: Организационный момент iconКараулов Андрей Викторович президент тоо "Телевизионная корпорация...

План урока: Организационный момент iconК нижный Клуб 36. 6 представляет новую книгу: в ладимир богомолов...
Хх века, а знаменитый роман «Момент истины (В августе сорок четвертого…)» единодушно признан одной из лучших книг о Великой Отечественной...

План урока: Организационный момент iconПлан-конспект урока гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Фио (полностью)
Цель урока: изучить и закрепить новые знания по теме «Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик»

План урока: Организационный момент iconПлан-конспект урока окружающий мир на тему «Екатерина II. Великая...
Общая цель урока: формирование позитивного общественного мнение учащихся о роли личности Екатерины II великой в истории России

План урока: Организационный момент iconПлан открытого урока по английскому языку в 6 классе, проведённого...
План открытого урока по английскому языку в 6 классе, проведённого 13. 10. 2012. учителем иностранного языка школы №1

План урока: Организационный момент iconУчебный план мбоу сош №19 на 2013-2014 учебный год. Махачкала 2013 г
Продолжительность учебного года для 1 класса – 33 учебные недели, для 2-3 классов – 34 учебные недели. Продолжительность урока в...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции