Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе»




Скачать 278.36 Kb.
Название Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе»
страница 1/3
Дата публикации 18.10.2014
Размер 278.36 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

357500 г. Пятигорск, пос. Свободы, ул. Энгельса, 104

тел. 31-69-98

Исследовательская работа по теме:

«ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА В ШКОЛЕ».


Подготовила

учитель начальных классов

Арабачян Н.С.
1.1. Методика преподавания произведений А.П. Чехова в школе
Российская школа вступила в новый этап своего развития. Реалии дня ставят перед учителями-словесниками и методистами сложные задачи повышения эффективности литературного образования, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышения их культуры, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров.

Направление формирования структуры и содержания общего образования обусловлено принципами государственной политики России в образовательной сфере. В течение последнего десятилетия шел процесс совершенствования структуры содержания литературного образования, итогом которого стали значительные изменения общей концепции курса. Изучение литературы на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе на основе освоения текстов художественных произведений; создание общего представления об историко-литературном процессе; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями литературы народов России, литературной критики и зарубежной литературы; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности; умений написания сочинений и литературоведческих работ различных типов и жанров; навыков владения устной и письменной речью, интеллектуальной деятельности, способствующих достижению высокой культуры учащегося; воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания; развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном творческом чтении, художественном вкусе; углубление эстетического восприятия литературных произведений; создание представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании. Обновление содержания литературного образования происходит за счет реализации идей авторских программ и учебников, имеющих различную концептуальную основу. При всем своем разнообразии эти концепции отражают некие общие тенденции, касающиеся содержательной части курса. Нельзя не отметить изменения акцентов в изучении традиционных для школы произведений. Важную роль играет интерпретация текста, анализ произведений. В условиях обновления структуры и содержания литературного образования приоритетными целями образования становятся "воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; формирование гуманистического мировоззрения и художественного вкуса учащихся". Большое значение в реализации данных задач имеет такой компонент литературного образования школьников, как формирование представлений о жанровом своеобразии русской литературы, органичной частью которой является творчество А.П. Чехова.

В первой части образовательного стандарта для начальной и основной школы указаны в перечне произведения А.П. Чехова (рассказы "Злоумышленник", "Хамелеон", "Смерть чиновника", "Тоска", "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий", "Каштанка"), обязательные для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы). В обязательном перечне произведений А.П.Чехова для изучения в старшей школе отмечено, что количество произведений для изучения необходимо увеличить двумя-тремя произведениями в соответствии с личностными интересами учителя и школьника, а для обязательного изучения рекомендованы: рассказы: "Дом с мезонином", "Студент", "Ионыч", "О любви", "Попрыгунья", "Душечка", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Человек в футляре", "Крыжовник";пьеса "Вишневый сад". Однако в большинстве программ и действующих учебников изучение творчества А.П.Чехова на всех этапах изучения строится без учета жанровой специфики произведений или с некоторыми ее элементами. Это снижает образное и целостное восприятие творчества А.П. Чехова. Только в учебнике для 10 класса под ред. А.Г. Кутузова более глубокий анализ пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" с жанровой точки зрения.

Учет проблемы жанра при изучении чеховских рассказов, повестей, пьес является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию произведений А.П. Чехова усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.

К изучению произведений А.П. Чехова с учетом их жанровой специфики в 10 классе побудила нас обратиться потребность современной школы в создании целостной, методически проверенной и обоснованной системы уроков по творчеству писателя.

Содержание произведений А.П. Чехова многогранно, отличается напряженностью исканий нравственных идеалов, разносторонностью изображения жизни, художественным своеобразием. В методических пособиях Иоффе Г.А., Монаховой и О.П., Малхазовой, М.В., Ереминой Т.Я., Н.М. Петрович и В.Г. Петрович, Брагиной А.А., М.И. Мещеряковой и ряде других работ проблема жанровой специфики специально не рассматривалась.

Русская классическая литература всегда являлась источником нравственности, но, тем не менее, интерес учащихся к произведениям классической русской литературы заметно снизился, отмечается и функциональная неграмотность владения русским языком, поэтому одной из актуальных методических задач является повышение интереса к литературе, к "очеловечению" сегодняшнего подрастающего поколения с помощью классической литературы. Чтобы сделать литературу близкой, мы предлагаем изучение произведений А.П. Чехова с учетом жанровой специфики. Жанровая природа произведения во многом определяет методику его изучения, соответствующие пути, методы и приемы анализа. Внешняя содержательность формы – это верхний слой, через который только и можно проникнуть в следующие, более глубокие слои содержания, поэтому учителю очень важно учитывать особенности жанра, ориентирующего в общем характере произведения и определенным образом настраивающего восприятие читателя – школьника.

Произведения А.П. Чехова с их высоким нравственным содержанием при правильной организации анализа художественных текстов, проникают в душу юного читателя, открывают ему знания о нем самом, повышают самосознание личности. Творчество А.П. Чехова интересно и тем, что его произведения разножанровые. Это способствует анализу произведений различных жанров в процессе изучения творчества одного писателя. Учащиеся должны не только уметь видеть авторскую позицию или сюжетные параллели, но и учиться через анализ жанровых особенностей текста глубже постигать художественное произведение.

Ознакомление с характерными особенностями поэтики того или иного писателя рассматривается в качестве возможного варианта обновления и повышения качества литературного образования в современной школе. В связи с этим особую значимость приобретают исследования, в которых осуществлен поиск приемов и методов организации учебных занятий, способствующих воспитанию вдумчивого читателя, чувствующего своеобразие поэтики художественного текста.

Анализ, интерпретация художественного текста с учетом жанровой специфики произведений является одной из проблем современного урока. Многообразие методологических подходов к анализу текста способствует более глубокому и разнообразному восприятию художественных произведений, усвоению идейного содержания, по-новому раскрывает изучаемый материал, помогает знакомству с литературным процессом, изучению теоретического материала. Решение воспитательных, образовательных задач при изучении русской классики с учетом жанровой специфики произведений способствует возникновению интереса к литературе, созданию положительной мотивации, формированию деятельностного подхода к обучению, активизируют творческие способности учащихся.

Однако изучение произведений русской классики с учетом их жанровой специфики в школьной практике порой носит эпизодический характер, без должного внимания к возрастным особенностям мышления учащихся, логике восприятия текста и, следовательно, не достигает того результата, который мог бы быть получен вследствие системного и целенаправленного включения элементов такого анализа в школьную практику.

Произведения А.П. Чехова, отобранные современными программами по литературе для 10-ых классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому первейшая задача учителя русского языка и литературы – заронить в души учеников живой интерес к творчеству А.П.Чехова.

В стандарте общего (полного) образования, принятого в 2005 году, предлагаются к изучению рассказы: "Попрыгунья', "Палата № 6", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"; повести: "Дом с мезонином", "Дама с собачкой" и пьесы "Вишневый сад", а также два рассказа по выбору. В программе по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) под редакцией Т.А. Калгановой, Э.А. Красновского, А.Г. Кутузова, Ю.И. Лыссого предлагаются к изучению те же произведения и уточняется, что особенное внимание должно быть уделено искусству детали в рассказах. В программе этих же авторов, но для 10-11 классов изучение Чехова проходит с обобщением изученного ранее и дополняется рассказами "Попрыгунья", "Душечка", "Случай из практики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Ионыч". Пьесы «Вишневый сад", "Три сестры" (по выбору) познакомят не только с произведениями, но и новым жанром — пьеса. В программе по литературе для 8-11 классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, Н.Н. Колокольцева, О.Б. Марьиной, цель которой способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью предлагается кроме уже приведенных произведений рассказ "Степь". В программе по литературе 5-11 классы под редакцией А.Г. Кутузова в основе лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В этой программе изучение А.П. Чехова вынесено в 11 класс. Изучение предполагает ввести «Учитель словесности", "Палата №6", "Моя жизнь", "Красавицы". В работе с пьесами предполагаются споры о жанровой природе драм писателя, своеобразия его комедий. Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б. Ладыгина на третьем этапе — углубленное изучение русской национальной литературы 19-20 веков (10-11 классы) предлагает к самостоятельному прочтению пьесу "Чайка", "Дядя Ваня". В основной программе предлагается заострить внимание на особенностях поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических форм.

В соответствии с личностными интересами учителя и школьников изучение творчества А.П. Чехова может быть дополнено повестями "Степь" и "Скучная история" и рассказом "Черный монах".

Программа по русской литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля 10-11 классы под редакцией Г.А. Обернихиной предлагает организовать учебный процесс с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. В программе предполагается знакомство с жанровым своеобразием рассказов и пьесы "Вишневый сад" А.П.Чехова, но не освящается жанровый вопрос повести.

Формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в процессе анализа произведения с учетом жанра уделялось внимание в работах Г.И. Беленького, М.А. Снежневской. Проблема анализа художественного текста с учетом своеобразия жанров – одна из важнейших для современного школьного образования. Изучение современного состояния вопроса привело нас к выводу, что анализ произведения с учетом жанровой специфики может быть выдвинут в современной науке в число ее актуальных задач.

Среди работ по теории литературы, касающихся вопроса жанра, анализировались труды по избранной проблеме (Б.В.Томашевский, Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин, В.В. Кожинов и др.).

Современное развитие школьного изучения литературы опирается на многообразие социальных и эстетических ее функций. От творческого решения задач изучения литературы в школе: формирование личности гражданина, приобщение к культуре человечества, духовному опыту народа, развитие нравственных и эстетических начал личности, формирование критериев оценки явлений искусства и жизни, воспитание читателя, развитие творческих начал личности, зависит развитие методических традиций – одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса, интенсификации литературного развития и воспитания современных школьников.

1.2. Творческие уроки по произведениям А.П. Чехова
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Методика преподавания элементов теории вероятности в общеобразовательной...
Особенности изучения элементов теории вероятности и математической статистики в общеобразовательной средней школе
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Исследовательская работа по теме “ Сопоставительный анализ татарских,...
Введение стр
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Исследовательская работа по теме: «Род Голицыных на Тверской земле»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелихинская общеобразовательная школа Кесовогорского района Тверской области
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в...
Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников (1-я ступень школы)
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Контрольный тест по литературе 11 класс 1
Какое из перечисленных произведений А. П. Чехова заканчивается словами : «Прощайте, пожалуйста! И машет платком»
Исследовательская работа по теме: «особенности изучения ранних произведений а. П. Чехова в школе» icon Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек...
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции