Исследования




Скачать 162.92 Kb.
НазваниеИсследования
Дата публикации15.05.2014
Размер162.92 Kb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > Литература > Анализ
Тема исследования:

«Жизненный подвиг М.В. Ломоносова – вечный пример беззаветного служения Родине».
Авторы: Соколова Елизавета Константиновна,

Филатов Артем Андреевич,

8 класс,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №2

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области.
Руководитель:

Гущина Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы

МОУ Лицей №2 Павлово-Посадского

муниципального района,
руководитель творческого объединения

учителей-экспериментаторов

«ЛИК» (личность и культура),

Контактный телефон: (496 43) 2-15-55 (раб.),

89099315496 (моб.).

e-mail: lycey2@mail.ru.
2 декабря 2011 года

Мы постараемся кратко изложить основное содержание нашей исследовательской работы. Прежде хотелось бы познакомить вас с планом исследования. Мы определили цели и задачи исследования. Обосновали его актуальность и практическую значимость. Также мы использовали определенную методику, то есть необходимые методы и приемы. Обосновали теоретическую базу, выбрали направления практического исследования.

В результате исследования мы подошли к определенным численным и фактическим данным. Произвели анализ результатов обработки данных, полученных в ходе исследования.

Нами была поставлена основная проблема. Определены перспективы решения данной проблемы.

Оглавление


  1. Введение.

Цели и задачи работы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование практической значимости работы.


  1. Методика исследования.

Описание методики исследования.


  1. Основная часть исследовательской работы.

Теоретическая база исследования.

Практическое исследование.


  1. Результаты исследования.

Численные и фактические данные.

Анализ результатов обработки данных, полученных в ходе исследования.


  1. Выводы.

Краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.

Объяснение полученных данных.


  1. Заключение.

Общий обзор поставленной проблемы.

Перспективы решения проблемы после проведенного исследования.


  1. Список использованной литературы.

(Оформлен в соответствии с правилами составления библиографического списка.)


Глава I. Введение.

(Цели и задачи работы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование практической значимости работы.)
В каждой стране в определенное время появляется человек, которому предназначено быть гениальным в какой-либо области. В России был такой человек. И это – Михаил Васильевич Ломоносов.

Александр Сергеевич Пушкин так писал о Ломоносове: «Он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом». Его деятельность неоценима для нашей страны. Он опередил время на много лет своим уникальным умом. Михаил Васильевич Ломоносов был специалистов в области химии, геологии, философии, греческого языка, физики. Он был искусным оратором и гениальным лингвистом. Ломоносов многообразно и самобытно воплотил лучшие особенности национальной и русской культуры. Он – гений.

Ломоносов ясно осознавал, что Петербургская Академия не выполняла всех задач, поставленных перед нею ещё Петром Великим. У великого ученого было горячее желание поставить науку на службу Родине, направить её усилия на выполнение государственных задач и просвещение русского народа. Он был уверен, что необходимо было строить науку в России без помощи западных специалистов.

Увы, не все знают заслуги этого великого человека перед нашей Родиной. Если спросить, кто такой Михаил Васильевич Ломоносов, что тон сделала для нашей страны, в чем заключался его личный подвиг общенационального значения, немногие ответят на эти вопросы. Скорее всего, мы получим расплывчатый ответ, что Ломоносов – это великий ученый, который создал первый в России Университет.

Но по-прежнему ли для нас выдающийся ученый, преданно служивший науке, является примером упорства, мужества, гражданственности и патриотизма? Знаем ли мы его подвиги поистине национального значения? Можем ли стать такими, каким был Ломоносов?

На эти очень непростые вопросы поможет ответить нам наше исследование.

Итак, тема исследования:

«Жизненный подвиг Михаила Васильевича Ломоносова: вечный пример беззаветного служения Родине».
Цели исследования:

1) глубоко раскрыть образ выдающегося ученого 18 века в России Михаила Васильевича Ломоносова;

2) показать на примере жизни и деятельности Ломоносова, в чем заключались его заслуги перед Россией.


Мы ставим для себя следующие задачи исследования:

  1. обосновать через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великого ученого возможность формирования личности культурного, нравственного человека;

  2. нам необходимо показать, через какие трудности прошел Ломоносов, желая служить российской науке;

  3. мы должны понять, какие качества помогли столь выдающемуся человеку достичь многого в своей жизни и в жизни Родины;

  4. необходимо выяснить, что именно сделал для России Михаил Васильевич Ломоносов как ученый.


Практическая значимость нашей работы такова: мы хотим рекомендовать материалы исследования для создания долгосрочного учебного проекта по гражданско-нравственному воспитанию.

Тема проекта: «Великие люди нашей Родины». Данный проект будет разрабатываться учителями и учениками нашего лицея совместно.

Глава II. Методика исследования.

Какова методика нашего исследования?

Практика нашего научного исследования включает в себя следующие приемы:

  1. Мы начали с определения направлений поисков в области краеведения по выбранной теме: сопоставление жизненных условий (в том числе и географических), в которых формировалась личность великого ученого, с историческими и духовно-нравственными условиями существования и развития России.

  2. Затем мы создали источниковедческую базу. Подобрали необходимую литературу, научные труды, энциклопедии, словари, справочники.

Для решения поставленных задач нами использовались теоретические методы исследования. Мы изучили и проанализировали отрывки из краеведческих источников, научных, исторических и философских трудов.

Также мы использовали практические методы исследования (анкетирование обучающихся).

Нами была определена гипотеза исследования (ожидаемые результаты). Мы предположили и хотим доказать, что природа гения Ломоносова находилась в прямой зависимости от духовно-нравственных качеств его личности.

Объект нашего исследования – вся система воспитания и образования будущего выдающегося ученого.

Предмет исследования – это те исторические и жизненные условия, которые было необходимо преодолеть Ломоносову, чтобы продвинуть российскую науку вперёд.

Глава III. Основная часть исследовательской работы.

Теоретической базой нашего исследования является научное обоснование возможности развития в простом русском человеке тех лучших качеств характера, которыми обладал ученый М. В. Ломоносов. Мы узнали, как именно воспитаны были в будущем ученом воля, целеустремленность, упорство.

Родина М.В. Ломоносова – двинская земля, далёкий север Русского государства. Это свободный от закрепощения беломорский север – Русское Поморье.

Как повлияли на формирование личности великого человека М.В. Ломоносова культурно-исторические традиции Беломорского севера?

Род Ломоносовых был особенным. Василий Дорофеевич Ломоносов – глава роды – человек упорный, требующий беспрекословного подчинения и уважения, иногда даже жестокий.

Очень трудна и опасна была жизнь поморов. Архангельский историк Василий Крестинин о хозяйственном и бытовом укладе двинских жителей Холмогорских волостей в книге «Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве Двинского народа на севере» отмечал то, что «на промыслах дети с десятилетнего до шестнадцатилетнего возраста разделяли все трудности и опасности морского промысла». Детей промышленников узнавали сразу.

Архангельский краевед второй половины 18 века Александр Фомин о морском промысле и качествах личности «промышленника» писал: «Выехавшего в Архангельск с трескового лова промышленника узнать можно, как говорится, без подписи. Они как с тучной паствы быки отличаются румяностью лица и полностию тела. Свежая и вкусная треска и в особенности тресковая печень, которою прямо объедаются поморы, напряженный труд на морском воздухе наливают их силой и здоровьем».

Могучая северная природа и неустанный человеческий труд – первые и самые яркие впечатления детства и юности Ломоносова. Именно неустанный труд с самого раннего детства сформировал в Ломоносове волю, целеустремленность и упорство.

Обучался грамоте Михайло Ломоносов у местного дьякона – лучшего ученика подъяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Дьякон говорил о своем лучшем ученике Ломоносове, что это «отрок, пылающий ревностию к учению». Мачеха Ломоносова не понимала рвение своего пасынка изучать науки, поэтому он терпел упреки за то, что занимается глупостью, а не помогает отцу. Михаилу пришлось заниматься тайком от родителей, в уединённых пустых местах. Книг в семье Ломоносова было мало, и поэтому он жаждал новых знаний, искал книги по всей русской северной деревне. Например, Михаил нашел старинную славянскую грамматику и арифметику. Они были напечатаны в Петербурге ещё в период царствования Петра Великого.

Основные литературные и художественные интересы Ломоносова определились ещё на северной Родине. О формировании этих интересов Николай Иванович Новиков писал: «И как-то по случаю попалась ему псалтырь, переложенная в стихи Симеоном Полоцким… читая оную многократно, так пристрастился к стихам, что получил желание обучаться сему искусству». Именно по псалтыри Михаил познакомился с книжной поэзией и получил представления о рифме и стихотворной речи на базе хорошего знания богослужебной псалтыри.

Когда Ломоносову исполнилось двадцать лет, терпеть упреки родителей стало нестерпимо, и поэтому он твердо решил уйти из дома, чтобы найти свой путь в жизни и приобрести знания. Михаил ушел из дома ночью, в конце 1730 года, в Москву с караваном мороженой рыбы.

Прибыв в Москву в начале января 1731 года, Ломоносов остановился у своего земляка Пятухина. Сразу же после этого будущий ученый подал прошение в Славяно-греко-латинскую академию, старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в 1685 году. Чтобы его приняли в академию, Ломоносов скрыл свое истинное происхождение и назвался сыном холмогорского дворянина. Ректор, архимандрит Герман, поверил ему на слово из-за светлого ума молодого человека.

Академия делилась на восемь классов: на четыре низших, два средних и два высших. В низших классах изучали латынь, славянский язык, нотное пение, начало географии, историю и математику. В средних классах – красноречие, ораторское искусство и литературу. В высших классах – логику, философию, психологию, естественные науки и физику.

Ломоносов сразу же проявил блестящие способности. Уже через полгода из низшего класса его перевели во второй, и в том же году – из второго в третий. Особенно Михаил проявил себя в латинском языке и сочинял стихи на нем.

К сожалению, Ломоносов в богатой Москве терпел крайнюю нужду. Позже он выразился про это так: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Риторику в академии преподавал Порфирий Крайский, которого уважали многие. Он прививал ученикам любовь и уважение к книге. Мудрый преподаватель говорил: «Лучше прочитать немногое и со вниманием, чем многое бегло и бесполезно».

Именно благодаря Порфирию Крайскому Ломоносов начал серьёзно увлекаться риторикой. Он составил литературную обработку и переписал обширный курс риторики в 246 страниц большого формата в конце своего пребывания в Московской академии.

Преподаватель средних классов академии Фёдор Кветницкий составил руководство, рассказывающее про основы стихосложения, занимательные сведения о различных искусственных формах стиха, - акростихе, хроностихе, стихе «эхо» и других. Кветницкий указывал на необходимость вымысла, под которым подразумевал поэтическое воображение.

Ломоносов в средних классах сблизился с поэтической практикой. В тогдашней академии писание стихов было высшим признаком образованности. Также Михаил начал самостоятельно изучать греческий язык.

Будущий великий ученый хорошо знал лучшие образцы древнерусского проповеднического искусства, опиравшегося на многовековую национальную традицию. Он широко ознакомился с наследием старинной силлабической поэзии – это торжественно-медлительное течение стиха, аллегория и христианская символика.
Через некоторое время Сенат постановил выбрать двадцать учеников «в науках достойных» из академии для отправления их в Петербургскую академию наук. Там Ломоносов начал изучать химию и металлургию. В Петербургской академии наук у Михаила начало формироваться научное мировоззрение.

И в Славяно-греко-латинской академии, и в Петербургской академии наук, Ломоносов проявлял свою способность быстро схватывать и постигать основные идеи различных научных воззрений.
Из Петербургской академии наук Михаила Васильевича Ломоносова за его уникальный ум отправили учиться за границу, в Германию, в Марбурский университет. Там будущий великий ученый встретился с Христианом Вольфом, автором метафизического учения «Предустановленная гармония». В этом учении говорилось, что человек – центр Вселенной.

Ломоносов уважал этого преподавателя как человека в течение всей жизни. Вольфу нравился бедный русский помор с уникальным умом и огромными способностями. Ученый оказывал Михаилу и моральную, и материальную поддержку. Христиан Вольф говорил о Ломоносове так: «Ломоносов, по-видимому, самая светлая голова между студентами».

Во Фрейберге Михаил, у известного преподавателя Иоганна Фридриха Генкеля, обучался горному делу и минералогической химии. Увы, Ломоносову не понравился Генкель. «Самые обыкновенные процессы, о которых почти во всех химических книжках написано, держит в тайности, так что из него нелегко их вытащить и на аркане», -говорил Михаил.

Но, несмотря на это, молодой Ломоносов быстро усваивал неизвестные области знаний и с легкостью опережал своих товарищей. В двадцать восемь лет он стал ученым.
В Ломоносове гражданское нравственное самосознание было развито очень сильно. В Германии он затосковал по Родине. Поэтому свою тоску он выражал с помощью поэтического слова. Своеобразное средство общения с далёкой Родиной, не правда ли? Чтобы улучшить свои знания по стихосложению, Ломоносов проштудировал трактат известного русского поэта Тредиаковского. Трактат заставил серьезно задуматься молодого ученого над теоретическими вопросами. Михаил быстро овладел поэтическим мастерством и продолжил писать стихи различных стихотворных размеров, что начал делать ещё в академии.

Молодой ученый блестяще выступил с первым своим значительным литературным произведением – «Одой на взятие Хотина» (Хотин – это турецкая крепость, сильнейшая опора Оттоманской империи на подступах к Балканам.) Ломоносов четко представил боевую обстановку и условия, при которых была достигнута замечательная русская победа.

«Оду на взятие Хотина» молодой ученый отправил в конце 1739 года «Российскому собранию» в Петербург. В то же время Ломоносов изложил свои теоретические взгляды на природу русского стиха. Он горячо возражал против искусственного ограничения русского стиха. Молодой ученый настаивал на использовании «двоесложной и троесложной стопы» и ямба – стихотворного размера, наиболее пригодного в торжественных одах. Также Ломоносов выступал против ограничений в области рифмы, использования почти только женских рифм. Он указывал на то, что по своим поэтическим возможностям русский язык богаче и ярче многих других, на то, что русская поэзия не скована законами самого языка.
Михаил Васильевич Ломоносов вернулся из-за границы в Петербург, в основанную Петром I Академию наук. Сразу же после его возвращения Ломоносов получил первое серьезное дело: составление каталога хранящихся в Академии минералов. Конечно же, он успешно справился с этим делом.

Молодой Ломоносов обратил внимание на засилье иностранных ученых в Академии. Он негодовал на чужеземцев, которые оттесняли Ломоносова от занятий науками. Смелость и независимость суждений молодого ученого озадачивали иностранцев, привыкших с недоверием и предубеждением относиться ко всему, что исходило от русских. Поэтому, когда Ломоносов представлял на академической конференции диссертацию «О причинах теплоты и холода», известные академики отвергли её, не желающие принимать диссертацию молодого ученого, дерзнувшего мыслить самостоятельно.

Императрица Елизавета Петровна заметила молодого перспективного человека с уникальным умом. Указ Елизаветы производил Ломоносова в профессора.

После произведения Михаила Васильевича Ломоносова президент Академии Шумахер отправил его с целью «охулить» к известному ученому Эйлеру. Если Эйлер отрицательно отозвался бы о молодом ученом, это свидетельствовало бы о неполной научной зрелости Михаила. Но Эйлер отозвался о диссертациях так: «Все сии диссертации не токмо хороши, но и весьма превосходны, ибо он пишет о материях физических и химических весьма нужных, которых поныне не знали и истолковать не могли самые остроумные люди, что он учинил с таким успехом, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений. Желать должно, чтобы и другие в Академии в состоянии были произвести такие откровения, какие показал Ломоносов». После этого М. В. Ломоносова признали как ученого. Он начал упорную борьбу за русскую науку, за право служить науке и разуму в своей собственной стране.
Ломоносов в 1751 году представил на публичном собрании Академии Наук «Слово о пользе Химии». В нем М. В. Ломоносов изложил закон сохранения вещества при химических превращениях.

М. В. Ломоносов – отец и основатель физической химии. В практику своих исследований он ввел использование микроскопа.
Ломоносов прекрасно понимал, что российская наука того времени находилась в неоднозначном положении. Поэтому молодой ученый составляет и разрабатывает план открытия университета в Москве. Организационная структура и программа преподавания Ломоносова была необычна: «Профессоров в полном Университете меньше двенадцати быть не может» - в трёх факультетах: юридическом, медицинском и философском. На юридическом профессор общей юриспруденции должен преподавать «натуральные и народные права», второй - «профессор юриспруденции российской»-«внутренние государственные права», третий – «профессор политики» - «показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собой». Все юридические предметы изучаются на исторической основе. Медицинский факультет, как его мыслил Ломоносов, был факультетом естествознания. Основные кафедры в нём занимали профессора химии, натуральной истории и анатомии. Философский факультет, насчитывающий шесть профессоров, объединял философию, физику, ораторию, поэзию, историю древности. Особенное настаивание Ломоносова на том, что при Университете «необходимо должна быть Гимназия», без которой он, «как пашня без семян».

Однако кураторами университета назначили графа Шувалова и Лаврентия Блюментроста, бывшего некогда первым президентом Академии наук. Фигура Ломоносова тогда осталась в тени.

26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Университета в Москве, однако Ломоносова и тут забыли – даже на открытие Университета его не пригласили.

Московский университет стал крупнейшим центром русской национальной культуры и просвещения. Университет совершал фактическое руководство всем средним и низшим образованием, назначением и сменой учителей, открытием новых школ в значительной части страны. Московский университет ставил для себя задачу привлечь к науке как можно больше широких слоев русского общества.

Одной из самых первых книг, вышедших в университетской типографии, было «Собрание сочинений» Ломоносова, украшенное замечательным гравированным портретом ученого. В начале книги были напечатаны стихи Н. Поповского, проникнутые гордостью за своего великого учителя, указывающего путь к новому, ещё невиданному расцвету русской культуры:
«Московский здесь Парнас изобразил витию,

Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию,

Что в Риме Цицерон и что Вергилий был,

То он один в своем понятии вместил,

Открыл натуры храм богатым словом Россов

Пример их остроты в науках Ломоносов».

Разносторонность Ломоносова и огромность сделанного им неизмерима. Он, ставший при жизни воплощением русской культуры, испытал на себе все возможные виды унижений и умалений этой культуры. Его ненавидели придворные господа, его труды высмеивались. Сколь сил потратил великий ученый на борьбу с иностранным засильем в русской Академии наук! Ломоносова практически никто не понимал. Леонард Эйлер был чуть ли не единственным, который понял масштабы его ума.

Поражает какая-то чудодейственная ясность и трезвость в работах Ломоносова. Нет ни одного факта, на который Ломоносов не обратил бы внимания. Он был всегда очень точен, никогда не смазывал смысл и не писал туманных формулировок.

Всю жизнь Ломоносов работал на пределе, теперь бы сказали «на износ». Учился, просиживал за книгами сутками. Экономил на всем. Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным.

Но все-таки он не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, но быстрый, сильный; нрав имел добрый, веселый. Однако иногда он бывал вспыльчивым до ярости.

Ломоносов рано постарел, потучнел, подорванное в молодости здоровье часто изменяло ему. И умер он, в общем-то, от пустяковой весенней простуды. Потрясенный этим известием, Семен Порошин, воспитатель 10-летнего Павла I, поспешил сообщить наследнику российского престола о столь печальном событии, на что он отозвался весьма неблагозвучно: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал». А ведь Ломоносов полностью отдавался российской науке, служил русскому обществу.


Результаты нашего исследования (численные и фактические данные).
В результате анкетирования учащихся пятых-девятых классов мы

выяснили, что 70% обучающихся смутно представляют себе личность выдающегося ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

30% обучающихся достаточно четко представляют личность великого ученого Ломоносова, но плохо знают о его заслугах перед Россией.
Выводы:

  1. мы обосновали через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великого ученого возможность формирования личности культурного, нравственного человека;

  2. показали, через какие трудности прошел Ломоносов, желая служить российской науке;

  3. поняли, какие качества помогли столь выдающемуся человеку достичь многого в своей жизни и в жизни Родины;

  4. выяснили, что именно сделал для России Михаил Васильевич Ломоносов.


Заключение:
В исследовании мы сформулировали проблему нравственного и духовного развития современного человека, который мало что знает о великих людях своей Родины, таких, как М.В. Ломоносов. Мы хотели бы исправить эту ситуацию в лучшую сторону, и поэтому создали долгосрочный учебно-исследовательский проект по теме «Великие люди России». Работа над проектом осуществляется совместно учениками и учителями нашего лицея. Мы надеемся, что и вам будет интересно наше исследование.

Список использованной литературы:


  1. Василий Крестинин , «Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве Двинского народа на севере».

  2. Александр Гаврилов, «Этюды об ученых».

  3. М. Дунаев, «Православие и русская литература».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследования iconОсновные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования
Проведение исследования рынка образовательных услуг высшего образования необходимо для разработки маркетинговой стратегии вуза. В...

Исследования iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования

Исследования iconИсследования
Р59 Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом....

Исследования iconИсследования
20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности...

Исследования iconИсследования характеристик излучения автоэмиссионных ламп с автокатодами...
В настоящее время идут интенсивные исследования в области создания плоских энергосберегающих и одновременно эффективных источников...

Исследования iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель: Познакомить с основами современной географической науки, историей ее развития, структурой знаний и научных направлений, методами...

Исследования iconАктуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций
Социально- экономическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области образования. Материалы всерос науч практ...

Исследования iconОсновы
При сборе информации необходимо расставить приоритеты таким образом, чтобы в первую очередь оценить наиболее вероятные причины нарушения....

Исследования iconИсследование структурирования пространства в семье было одним из...
Полевые исследования студентов рггу: этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. Вып М., 2007. С. 39-43

Исследования iconЭтнопсихологические и социокультурные особенности интеллектуального развития подростков
Е раскрываются теоретические, методологические, и эмпирические аспекты проблемы исследования интеллекта в зарубежной и отечественной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции