Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)




Скачать 146.87 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Дата публикации15.05.2014
Размер146.87 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа





5 класс

Пояснительная записка

Разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России, примерной программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый уровень).- М., 2006 г.

и авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 –11 классы). Авторы: Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и скорректирована с учётом особенностей класса

Структура рабочей программы соответствует «Программе по литературе (5-11)», составленной  Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. – Москва, «Дрофа», 2009. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ «Литература 5 класс», автор-составитель: Курдюмова Т.Ф, Москва, « Дрофа», 2009.

Учебное время распределено по усмотрению учителя, так как данная  Программа общеобразовательных учреждений,  составленная  Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной, дает право учителю выбора.

Учебный предмет «Литература»  в современной школе имеет  познавательно-практическую направленность: он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, а также готовит каждого ученика к жизни в обществе, для того чтобы он осознал свою роль в окружающем мире. 
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи.  Осваивая программу, ученик накапливает не только читательский багаж,  но и учится понимать взаимоотношения людей. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.  Это специальные цели  преподавания.
 Цели и задачи курса
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.  Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу

ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их

грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности

в чтении, в книге.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и в человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. Во-первых, с учетом принципов системности, научности, а  главное, доступности и преемственности  построить преподавание таким образом, Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Во-первых, с учетом принципов системности, научности, а  главное,

доступности и преемственности  построить преподавание таким образом,

чтобы совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения

 Во-вторых,  уровень выпускника должен соответствовать требованиям Программы общеобразовательных учреждений:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого  ученика.

Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 5 класса – «Сюжет литературного произведения». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Особенности методики преподавания курса в 5 классе

  • Уроки строить по традиционной схеме (опрос, объяснение, закрепление, задание на дом).

  • Систематическое повторение литературоведческих терминов из-за  плохого внимания  основной  части класса.

  • Формирование умения аналитического характера  и развитие воссоздающего воображения  строить  по принципу  аналогии  и самостоятельного критического анализа.

  • В закрепительно-тренировочных упражнениях давать задания по степени нарастания сложности: от наблюдения к самостоятельному применению.

  • Соблюдать принципы   индивидуального  подхода  в обучении. 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготов­ленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

— авторов и содержание изученных художествен­ных произведений;

— основные теоретические понятия, в первую оче­редь связанные с сюжетом (композиция, завязка, куль­минация, развязка, пролог, эпилог и др.);

уметь:

— воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

— пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

— использовать формы диалога как при чтении (ис­полнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопро­сы и умение самостоятельно формулировать их;

— отличать стих от прозы, используя сведения о сти­хосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

— использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

— работать с доступным справочным материалом;

— видеть связь между различными видами искусст­ва и использовать их сопоставление (например, при об­ращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

Тематическое планирование по литературе

5 класс

урока

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

Введение

1




2

Устное народное творчество

1




3

Пословицы и поговорки

1




4

Сказка «Василиса Прекрасная»

1




5

Вазуза и Волга .Загадка. Откуда ветер дует?

1




6

Сказки народов мира. Три ловких сына.

1




7

Арабские народные сказки из книги «Тысяча и одна ночь»

1




8-10

О Библии

3




11

Сказки русских и зарубежных писателей 19 века. В.А.Жуковский

1




12

« Спящая царевна»

1




13

Г.К.Андерсен «Соловей»

1




14

И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1




15

«Свинья под дубом»

1




16

А.С.Пушкин

1




17-18

«Руслан и Людмила»

2




19-21

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

3




22

П.А.Вяземский «Степь»,Н.М.Языков «Конь», «Буря», И.С.Никитин «Русь»

1




23-24

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

2

Сказка «Ашик-Кериб» на +

25-28

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

4

«Петя Ростов» на +

29

И.И.Козлов «Сон ратника»

1




30-33

И.С.Тургенев «Муму»

4




34

В/ч И.С.Тургенев из «Записок охотника»

1




35

А.В.Кольцов «Косарь»

1




36

Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет .Стихи

1




37-38

К.Г Паустовский «Тёплый хлеб»

2




39-40

А.П.Платонов «Волшебное кольцо»

2

Пов.о наст.чел.на +

41

Джеральд Даррелл «Говорящий свёрток»

1




42

Джанни Родари «Сказки по телефону»

1




43

И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт .Стихи

1




44-45

И.С.Шмелёв «Мартовская капель»

2




46

В.Я.Брюсов «Хвала человеку»

1




47

Евгений Замятин «Огненное «А»»

1




48

А.И.Куприн «Мой полёт»

1




49

Д.С.Мережковский «Природа», «Мать».Игорь Северянин «В парке плакала девочка…». «Что шепчет парк»

1




50

М.Зощенко «Великие путешественники»

1




51

С.Я.Маршак «Словарь», Б.В.Шергин «Рифма»

1




52

С.А.Есенин

1




53

Советские поэты о Великой Отечественной войне

1

Выучить стих.

54-55

М.М.Пришвин «Времена года»

2




56

А.А.Прокофьев «Мне о России надо говорить»

1




57

Современная литература В.И.Белов «Скворцы»

1




58-60

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

3




61

А.А.Алексин «Самый счастливый день»

1




62-63

Путешествия. Приключения .Фантастика. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

2




64-65

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2




66

Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

1




67

Итоговый урок

1




68

М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте»

1




Литература для учителя:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений.

5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – Москва, Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.

Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2009.
3. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по

литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2007;

Литература для учащихся

  1. . Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф.

Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2009.

  1. Липина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 5-9 кл. – М., 2004 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по литературе, основное общее образование
Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7...

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для учащихся...
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4). Программа рассчитана на 34 часа в год...

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа Предмет: Биология Класс 9 Всего часов на изучение...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа курса истории кбр для 9-х классов составлена в...
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, количество часов в неделю составляет 1 час, из них 4 часа отводится на зачеты

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРеспублика Дагестан «Рассмотрено»
...

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая образовательная программа по литературе для 6класса (2 часа...
Количество часов на изучение курса соответствует школьному учебному плану, составленному в соответствии с Базисным учебным планом...

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по технологии в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 5 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции