Скачать 381.17 Kb.
|
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Смирнова Светлана Дмитриевна, директор, учитель русского языка МБОУ ВМР«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда 1.Современные задачи и содержание уроков чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых школьников. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Не случайно в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-м классе до творческого пересказа в 8-м классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала. Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме того, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых школьников исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления. Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2-6 классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого также достигается и за счет специального отбора произведения по жанрам. С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы. Заметно увеличивается объем текстов, усложняется сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады). Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изложением лица рассказчика, делить произведения на части, озаглавливать их. На уроках чтения в 7-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений мной уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся: - отвечать на поставленные вопросы; - полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; - кратко пересказывать основные события ,изложенные в произведении; - называть главных и второстепенных героев ,давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки ; - устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; -делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методический подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. 2.Особенности обучения чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя. По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением. И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет. Данная психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: - дети медленно запоминают буквы; - недостаточно быстро соотносят звук с буквой; - длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое; - искажают звуковой состав слов; - испытывают трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые дети очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточным быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и другие. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в 8-х и 9-х классах и тормозит развитие навыка беглого чтения. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. У умственно отсталых школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. При этом наблюдается значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных учащихся. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети. Показателен и тот факт, что даже школьники 8-го класса медленно и неравномерно наращивают темп чтения относительно сложных текстов. По мере перехода из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыков сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего. Вывод: из данных показателей видно, что у всех детей выражено недоразвитие связной речи. Диагностические данные психолога школы по теме «Развитие связной устной речи» Методика «Понимание прочитанного текста» 1 класс Методика «Понимание сюжетной картины» 1 класс Методика «Составление рассказа по ряду картин, объединенных единым сюжетом» - 1 класс На основании данных диагностики, для развития у детей связной устной речи, логопед, психолог и учителя начальных классов определили следующие основные направления работы: 1.Развитие диалогической речи - Обучение постановке репродуктивных и поисковых вопросов к предметным и простым сюжетным картинкам и прослушанному тексту. Работа с двумя сюжетными картинками. На одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки. Выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу, развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию операции сравнения. - Упражнения в постановке вопросов к 1-фигурным и многофигурным сюжетным картинкам и к тексту прослушанной сказки и рассказа. - Обучение умению вести активный диалог по заданной теме. 2.Развитие монологической (связной) речи - составление повествовательного рассказа по данному началу с опорой на серию картинок («Здравствуй, зимушка-зима!») - пересказ прослушанного рассказа по коллективно составленному плану (Рано утром Алеша шел в школу. Под старой березой он увидел маленького птенчика. Птенчик выпал из гнезда и громко пищал. Алеша осторожно взял птенчика, залез на березу и положил птенчика обратно в гнездо. Потом Алеша спустился вниз и побежал в школу. План. 1.Мальчик идет в школу. 2.Под деревом он нашел птенца 3. Мальчик влез на дерево и кладет птенца в гнездо.) - коллективное составление рассказа по предметной картинке (Составление описание дятла) - составление описательных рассказов по индивидуальным предметным картинкам по образцу и данному плану (Описание предметов – карандаш, книга, игрушка и т.д.) - составление кратких повествовательных рассказов-миниатюр по представлениям («В гостях у бабушки», «Зимние развлечения») - пересказ русской народной сказки с опорой на серию картинок с использованием выразительных средств устного народного творчества - пересказ рассказа по плану после анализа текста - составление описательного рассказа по предметной картинке и опорным словам («Ель») - составление описаний по аналогии («Сосна») - пересказ рассказов по плану - составление описательного рассказа по предметной картине с опорой на имеющиеся у детей представления, предшествующий опыт (Составление описания зверей по индивидуальным картинкам по плану) - составление рассказов-описаний по предметным картинкам по аналогии (Составление описания птиц по индивидуальным картинкам по плану). Например: Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания: - подобрать к сюжетной картинке серию предметных изображений - найти лишние картинки с предметными изображениями, которые не соответствуют данной сюжетной картинке - на основе анализа сюжетной картинки определить какие предметы отсутствуют на предметных картинках. – к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать пары картинок с изображением предметов, по которым в дальнейшем дети придумывают предложения. Работы с серией сюжетных картинок. Использование упражнений: - восстановить последовательность картинок по памяти - отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему - определить место выпавшей картинки среди других картинок - расположить картинки среди других картинок - расположить картинки в определенной последовательности - найти лишнюю картинку - определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа Работа с текстом. Использование заданий: - сравнить текст и совокупность изолированных предложений - сравнить два текста (правильный и с пропущенными смысловыми звеньями) - добавить одно или два предложения к незаконченному тексту, пользуясь серией сюжетных картинок - вставить пропущенные предложения в текст, пользуясь серией картинок - придумать рассказ с опорой на сюжетные картинки, а затем на слова - работа с деформированным текстом Работа по развитию связной устной речи велась вышеуказанными педагогами в течение четырех лет. При выпуске из начальной школы педагогами школы, совместно с психологом и логопедом, была проведена диагностика. Сроки проведения – 4 четверть учебного года. |
Урок по развитию речи на тему: «Здравствуй, гостья зима!» Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29 IV вида» |
Рабочая програма внеурочной деятельности по социальному направлению «мой мир» Решение педагогического совета моу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» VIII вида, от 31. 08. 2010 №1 о разработке программы... |
||
Образовательная программа период реализации Государственное специальное (коррекционное) казённое образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников... |
Паспорт библиотеки общеобразовательного учреждения Название учреждения (по Уставу): Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников... |
||
Отчет о результатах самообследования (общеобразовательная школа-интернат) Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: государственное образовательное учреждение... |
Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о Прекрасной Царевне Лебеди Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №22 г. Томска |
||
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной... Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
Программа проведения мастер-площадок в рамках конференции по вопросам... Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа... |
||
Рабочая программа курса «Литература» Муниципальная казенная общеобразовательная школа интернат г. Астрахани общеобразовательная школа |
Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» ( 9 класс VIII вида) Сборник М., «Владос», 2001) и учебником «Русский язык» Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской для 9 класса VIII вида (М., «Просвещение»,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |