Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда




Скачать 381.17 Kb.
Название Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда
страница 1/4
Дата публикации 18.10.2014
Размер 381.17 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Смирнова Светлана Дмитриевна,

директор, учитель русского языка

МБОУ ВМР«Заоникиевская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Вологда

1.Современные задачи и содержание уроков чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых школьников. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов.

Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Не случайно в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-м классе до творческого пересказа в 8-м классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала.

Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме того, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых школьников исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2-6 классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей.

Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого также достигается и за счет специального отбора произведения по жанрам. С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы. Заметно увеличивается объем текстов, усложняется сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады). Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества.

В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изложением лица рассказчика, делить произведения на части, озаглавливать их.

На уроках чтения в 7-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений мной уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся:

- отвечать на поставленные вопросы;

- полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; - кратко пересказывать основные события ,изложенные в произведении; - называть главных и второстепенных героев ,давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки ;

- устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; -делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методический подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
2.Особенности обучения чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.

По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением. И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет. Данная психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: - дети медленно запоминают буквы;

- недостаточно быстро соотносят звук с буквой;

- длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое;

- искажают звуковой состав слов;

- испытывают трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые дети очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточным быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и другие. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в 8-х и 9-х классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения.

У умственно отсталых школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. При этом наблюдается значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных учащихся. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети. Показателен и тот факт, что даже школьники 8-го класса медленно и неравномерно наращивают темп чтения относительно сложных текстов.

По мере перехода из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыков сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего.



Вывод: из данных показателей видно, что у всех детей выражено недоразвитие связной речи.

Диагностические данные психолога школы по теме «Развитие связной устной речи»

Методика «Понимание прочитанного текста»

1 класс


Методика «Понимание сюжетной картины»

1 класс



Методика «Составление рассказа по ряду картин, объединенных единым сюжетом» - 1 класс




На основании данных диагностики, для развития у детей связной устной речи, логопед, психолог и учителя начальных классов определили следующие основные направления работы:

1.Развитие диалогической речи

- Обучение постановке репродуктивных и поисковых вопросов к предметным и простым сюжетным картинкам и прослушанному тексту.

Работа с двумя сюжетными картинками. На одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки. Выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу, развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию операции сравнения.

- Упражнения в постановке вопросов к 1-фигурным и многофигурным сюжетным картинкам и к тексту прослушанной сказки и рассказа.

- Обучение умению вести активный диалог по заданной теме.

2.Развитие монологической (связной) речи

- составление повествовательного рассказа по данному началу с опорой на серию картинок («Здравствуй, зимушка-зима!»)

- пересказ прослушанного рассказа по коллективно составленному плану (Рано утром Алеша шел в школу. Под старой березой он увидел маленького птенчика. Птенчик выпал из гнезда и громко пищал. Алеша осторожно взял птенчика, залез на березу и положил птенчика обратно в гнездо. Потом Алеша спустился вниз и побежал в школу.

План.

1.Мальчик идет в школу.

2.Под деревом он нашел птенца

3. Мальчик влез на дерево и кладет птенца в гнездо.)

- коллективное составление рассказа по предметной картинке (Составление описание дятла)

- составление описательных рассказов по индивидуальным предметным картинкам по образцу и данному плану (Описание предметов – карандаш, книга, игрушка и т.д.)

- составление кратких повествовательных рассказов-миниатюр по представлениям («В гостях у бабушки», «Зимние развлечения»)

- пересказ русской народной сказки с опорой на серию картинок с использованием выразительных средств устного народного творчества

- пересказ рассказа по плану после анализа текста

- составление описательного рассказа по предметной картинке и опорным словам («Ель»)

- составление описаний по аналогии («Сосна»)

- пересказ рассказов по плану

- составление описательного рассказа по предметной картине с опорой на имеющиеся у детей представления, предшествующий опыт (Составление описания зверей по индивидуальным картинкам по плану)

- составление рассказов-описаний по предметным картинкам по аналогии

(Составление описания птиц по индивидуальным картинкам по плану).

Например: Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:

- подобрать к сюжетной картинке серию предметных изображений

- найти лишние картинки с предметными изображениями, которые не соответствуют данной сюжетной картинке

- на основе анализа сюжетной картинки определить какие предметы отсутствуют на предметных картинках.

– к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать пары картинок с изображением предметов, по которым в дальнейшем дети придумывают предложения.

Работы с серией сюжетных картинок. Использование упражнений: - восстановить последовательность картинок по памяти

- отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему

- определить место выпавшей картинки среди других картинок

- расположить картинки среди других картинок

- расположить картинки в определенной последовательности

- найти лишнюю картинку

- определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа

Работа с текстом. Использование заданий:

- сравнить текст и совокупность изолированных предложений - сравнить два текста (правильный и с пропущенными смысловыми звеньями) - добавить одно или два предложения к незаконченному тексту, пользуясь серией сюжетных картинок

- вставить пропущенные предложения в текст, пользуясь серией картинок - придумать рассказ с опорой на сюжетные картинки, а затем на слова - работа с деформированным текстом

Работа по развитию связной устной речи велась вышеуказанными педагогами в течение четырех лет. При выпуске из начальной школы педагогами школы, совместно с психологом и логопедом, была проведена диагностика. Сроки проведения – 4 четверть учебного года.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Урок по развитию речи на тему: «Здравствуй, гостья зима!»
Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29 IV вида»
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Рабочая програма внеурочной деятельности по социальному направлению «мой мир»
Решение педагогического совета моу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» VIII вида, от 31. 08. 2010 №1 о разработке программы...
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Образовательная программа период реализации
Государственное специальное (коррекционное) казённое образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников...
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Паспорт библиотеки общеобразовательного учреждения
Название учреждения (по Уставу): Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников...
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Отчет о результатах самообследования (общеобразовательная школа-интернат)
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: государственное образовательное учреждение...
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о Прекрасной Царевне Лебеди
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №22 г. Томска
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Программа проведения мастер-площадок в рамках конференции по вопросам...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа...
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Рабочая программа курса «Литература»
Муниципальная казенная общеобразовательная школа интернат г. Астрахани общеобразовательная школа
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Вологда icon Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» ( 9 класс VIII вида)
Сборник М., «Владос», 2001) и учебником «Русский язык» Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской для 9 класса VIII вида (М., «Просвещение»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции