Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают?




Скачать 68.31 Kb.
Название Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают?
Дата публикации 17.10.2014
Размер 68.31 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > Литература > Вопрос
Тема родительского собрания. Как воспитать любовь к чтению.

Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? Причины этого печального явления: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения.

В первом классе ученики начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У многих ребят появляется собственная библиотека. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев. Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна их тревога, если ребенок не любит книги. Что надо сделать, чтобы ребенок полюбил чтение? Часто спрашивают они. Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них.

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любят читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно и учитель и воспитатель группы продленного дня следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекаря, учителя, воспитателя группы продленного дня и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки «литературы», что читать детям. Они имеются в каждой школьной и сельской библиотеке. Эти списки составлены с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, Русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно в основном придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхостно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхотно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждение автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, о школе, о музыке, искусстве, фантастика.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей; чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения. Начиная с 3 класса дети должны привыкнуть регулярно читать газеты «Колокольчик», «Диагональ».

Нельзя сказать, чтобы Володя не любил книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. Но сам читать не любит. «Бабушка у меня интересная книга. Почитай пожалуйста, часто обращается он к бабушке. Бабушка берет книгу, читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам». Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берется за книгу, но самому читать трудно: слова не складываются в предложения так быстро, как у бабушки. Володя перескакивает через несколько строчек, поэтому не все понятно. Некоторые слова он читает неправильно, из – за этого искажается смысл написанного. Помучившись немного, Володя берет диск включает дивиди и смотрит, так легче.

Родители должны помочь ребенку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребенка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками

В воспитании любви к книги у детей младшего школьного возраста мргут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книги, возможность обмениваться книгами с товарищами все это вызывает у детей интерес к книге.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто – нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

Следующую книгу можно начать читать также. Постепенно ребенок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой – либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше?» «Расскажи, что потом было?». В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересном».

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Но чаще всего в меру своей занятости родители не находят времени для чтения или в доме нет книг, то конечно, привить любовь к чтению бывает труднее.

Надо приучать детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книге. «Я забыл, кто написал книгу», «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню.» Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги – нередко можно слышать от детей.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запомнили фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нем, встречались ли ему уже рисунки художника – иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребенок читал внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав пять – шесть страниц заглядывают на последнюю страницу – чем закончилось? Прочитав окончание книги узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые отрывки или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появилась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем они кончаются.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Часто дети хотя и смотрят на картинки, но не все видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, то бы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображенных на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица?

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребенок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.

Если ребенок затрудняется первое время рассказывать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книги? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка: всю ли книжку прочитал, все ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно в библиотеках детям задаются такие вопросы. Это очень дисциплинирует их, заставляет более внимательно читать и запоминать прочитанное. Ребенку 7 – 8 лет еще трудно написать отзыв о книге, поэтому надо поощрять стремление детей нарисовать саму картинку к прочитанному.

Детям 3- 4 классов очень полезно посоветовать и помочь написать отзыв о прочитанной книги. Отзыв младшего школьника о книге не должен быть сложным по форме и содержанию. В большинстве случаев на вопросы: о ком или о чем написана книга? Что понравилось в книге и почему? Кто из героев особенно понравился? В отзыве обязательно указывается автор и название книги.

Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Как вместе читать?

Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все усядутся вместе и будут читать. Читать в слух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко, четко.

Надо определить продолжительность чтения – не более 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомляло детей, не притупило интереса к книге.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки и страницы. Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, свет от нее не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Книга адресована людям, которых интересует феномен детей Индиго,...
В написании этой книги принимали участие дети Индиго! Многие считают их представителями нового сознания на Земле Можем ли мы в действительности...
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Ханин Г. И. Почему в современной России очень мало хороших экономистов...
Почему в современной России очень мало хороших экономистов вообще и ученых экономистов в особенности
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Книга «Как написать гениальный детектив»
Почему люди читают детективы и другие полезные сведения для авторов, взявшихся писать детектив
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Сказка сочетает в себе детскую наивность и мудрость. В ней добро...
Человека. Родители, любя своего ребенка, покупают ему множество игрушек, сладостей, водят его развлекаться в различные «модные» места,...
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Список участников IV фестиваля-конкурса «Дети читают русскую классику» Дата проведения
Место проведения: Московская Государственная картинная галерея Народного художника СССР ильи Глазунова
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Форточки или верхней части двери: булочник мог продавать через неё хлеб. (Васисдас)
Игра «Первый миллион» проводится со всеми учащимися, а «Слабое звено» с более сильными. Готовясь к игре, дети внимательнее, чем обычно,...
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Алексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Информационное письмо
В соответствии с программой «Одаренные дети» Томским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования...
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Библиотека центр общения и информации
Валентина. Исстари этот день считается праздником влюбленных. Кто же такой этот святой Валентин и почему его имя связано с праздником...
Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Почему многие дети неохотно и мало читают? icon Справка Сроки проведения : с 15. 12. 2013 по 27. 12. 2013г
Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности детей. Поэтому тревога педагогов и психологов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции