Скачать 0.83 Mb.
|
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса, составленная на основе «Программы по литературе для 5-9классов общеобразовательной школы» автора-составителя Г.С. Меркина Выполнили: Битюцкая Людмила Владимировна Дудченко Татьяна Викторовна Зуева Вера Григорьевна Илларионова Юлия Александровна Нечепуренко Лариса Семеновна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:
Основные особенности программы 1. Программа нацелена на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); 2. В программе реализованы
Место учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю. Содержание планирования включает 105 уроков различных типов.
Основное содержание курса Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса. Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК. Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.). Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка. Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 в., знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы: • "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы); • "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов); •(культуроведческий подход); • "Возможные виды внеурочной деятельности"(деятельностный, личностно- ориентированный дифференцированный подход к обучению). Формы и методы обучения Формой организации педагогического процесса является классно-урочная форма обучения. Формы организации обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся. В целях реализации программы используются следующие методы обучения: методы объяснительно-иллюстративного обучения (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом); методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский); коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация). Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: • выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение и сопоставление; • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезиса, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; • обогащение словарного запаса. Краткая психолого-педагогическая характеристика 5 «А» класса Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа учитывает индивидуальные особенности обучающихся 5 «А» класса. Совместная работа с психологом в начале учебного года выявила, что уровень развития познавательных процессов у учащихся 5 «А» класса различный. 1 группа учащихся имеет высокие показатели логического мышления. 2 группа учащихся (Грибанов Алексей, Шишлова Виктория) имеет сниженные показатели логического мышления. У учащихся класса определен средний уровень развития слуховой памяти, что соответствует возрастной норме. Тесты на показатели развития внимания выявили, что большинство учащихся имеет средние показатели развития внимания, у определенной группы учащихся эти показатели снижены. Срезовые работы в начале учебного года показали, что у основной группы учащихся достаточно высокий уровень навыка чтения, лексический запас соответствует возрасту. У определенной группы учащихся (Грибанов Алексей, Шишлова Виктория, Золотницына Ксения) навык чтения сформирован недостаточно. Эта группа учащихся требует индивидуального подхода в организации учебного процесса на уроках литературы. Требования к уровню знаний и умениям учащихся 5-го класса Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие:
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
Предполагаемые результаты освоения программы по литературе Предметные результаты: - адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; - знание изученных текстов; - овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); - умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог). Метапредметные результаты: - овладение техникой составления плана; - овладение различными типами пересказа; - умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; - умение формулировать доказательные выводы; - умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов. Личностные результаты: - знание наизусть художественных текстов в рамках программы; - формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; овладение навыками литературных игр; формирование собственного мнения; - формирование навыка чтения отдельной группы учащихся. Учебно-тематический план
|
Основное назначение адаптированной образовательной программы учебного... Аннотация к адаптированной программе по предмету «Литература» для обучающейся 5А класса Малкиной Анны Ивановны |
Учебного предмета Литература 2013г рабочая программа учебного предмета... Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... |
||
Рабочая программа по предмету «Музыка» Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
Приказ №1 от 30. 08. 2013 г рабочая программа учебного предмета «литература» для 7 класса Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,... |
||
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами |
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... «Литература» под редакцией М. В. Черкезовой, 8-е издание, М. «Дрофа» 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,... |
||
Рабочая программа учебного предмета «Литература» С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... |
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса... «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
||
Рабочая программа по литературе ( 11 класс) Место предмета в базисном учебном плане федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит... |
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого... «Литература» под редакцией К. М. Нартова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |