Скачать 1 Mb.
|
Рабочая программа по литературе для 11 в класса (профильный уровень) Составитель Халяпина Л.Н. Статус документа Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009 в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно - тематическое планирование уроков русского языка; оснащениe образовательного процесса. На изучение литературы в 11 классе отводится 170 часов. Из них на развитие речи - 20 час. Количество часов в неделю: 5 Раздел I. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета. Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся. Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учитывается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; идёт формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углублённом, уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсе 10–11 класса. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечить преемственность ступеней образования (школа – вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области. Программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного, более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Круг изучаемых произведений расширен с целью дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценке их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение. Нововведения, характерные для программы, помогут подготовить грамотного читателя, способного самостоятельно эстетически оценивать новые литературные произведения, фиксируя их специфические особенности, а также судить об основных закономерностях литературного процесса в прошлом и настоящем. Выполнение творческих заданий, предлагаемых программой, поможет сформировать у школьников навыки самостоятельной филологической исследовательской деятельности. Художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-литературном контексте, который складывается в первую очередь из произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных. Контекст русской литературы, в который входит то или иное изучаемое произведение, расширяет историко-литературную опору изучаемого текста, давая возможность более глубокого его истолкования. Таким образом, контекст русской литературы и контекст мировой литературы помогают расширению и углублению историко-литературных и теоретико-литературных знаний. Однако главной задачей остается именно конкретное и глубокое усвоение отечественной литературы. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Воспитательные задачи:
Образовательные задачи:
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «Первомайская сош». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования в 10 классе профильного уровня – 170 часов. Преподавание литературы по учебнику Литература. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Сахарова В.И., Зинина С.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
Преобладающие виды контроля Промежуточный: - устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; - выразительное чтение текста художественного произведения; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - устный или письменный ответ на вопрос; - устное словесное рисование; - комментированное чтение; - характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений; - установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением; - работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.); - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю; - создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев; - участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов. Итоговый: - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; - письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос; - творческий зачёт; - защита проектов. Контрольные работы
Основные требования к уровню подготовки выпускников 11 класса В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. Раздел II. Основное содержание программы. Основу содержания литературы составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко-и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров. Основные теоретико-литературные понятия
Содержание тем учебного курса Введение |
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы В. Я. Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень).... |
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). М.: Просвещение, 2010»... |
||
Учебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень) Делю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
Рабочая программа по литературе среднее (полное) общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... |
||
Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с... |
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для... Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11... |
||
Рабочая программа по литературе для 8 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... |
Профильный уровень Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью... |
||
Рабочая программа I вида по литературе Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 6 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень).... |
Рабочая программа I вида по литературе Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень).... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |