Рабочая программа Предметная область «Филология»




Скачать 0.94 Mb.
Название Рабочая программа Предметная область «Филология»
страница 1/8
Дата публикации 17.10.2014
Размер 0.94 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рабочая программа
Предметная область «Филология»

Учебный предмет «Литература»
5 класс, базовый уровень
Разработана Мосенковой Е.В.
Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897);

- Порядком организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (СанПин 2.4.2.2821 – 10);

- Примерной программой основного общего образования по литературе (сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства);

- Программой по литературе для 5-11 классов, допущенной Министерством образования и науки РФ (авторы – Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева) и являющейся составной частью Образовательной программы «Школа – 2100» под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева;
Настоящая программа по литературе для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы «Чтение и литературное образование» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), составляет вместе с ней непрерывный курс «Чтение и литература» (1-11 классы)

Рабочая программа включает базовый компонент основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС и осуществляется по учебнику: Р.Н.Бунеев, Е.Н.Бунеева. Шаг за горизонт. Учебник-хрестоматия для 5 класса. В 3-х книгах. – М.: Баллас, 2012.

Кроме учебника, УМК включает «Тетрадь по литературе». Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. Тетрадь является приложением к учебнику «Литература» («Шаг за горизонт»), 5-й класс, и используется для работы с пятиклассниками параллельно с учебником. Предназначена для развития умений понимания текста, творческих способностей детей, связной письменной речи, для практического овладения литературоведческими понятиями.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористик) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурные ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру.



Цели обучения.

Изучение литературы в 5 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, на основе теоретико-литературных понятий;

*совершенствование умений анализа литературного произведения с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации из разных источников, в том числе из сети Интернета;

 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Основные учебные задачи в 5-м классе:

1) поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

2) обеспечивать общее и литературное развитие обучающихся, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

3) развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

4) обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;

5) развивать функциональную грамотность: способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться разными видами чтения;

6) развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Основные учебные цели в 5 классе:

1) формировать личностное отношение к прочитанному;

2) обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы;

Особенности содержания курса.

Курс 5 класса – это постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. В программе 5-го класса тексты объединены по жанрово-тематическому принципу Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах, об отличительных особенностях прозы и поэзии.

В соответствии с программой выделяются произведения «для текстуального изучения» и произведения «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан усвоить определенный минимум). Произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом, языковом и др.) Кроме того, при текстуальном изучении на доступном уровне для данного возраста учеников происходит обращение к истории создания произведения и биографии писателя. Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебнике. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-го класса читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного текста. Кроме того, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой.

В данной рабочей программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум т обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.

Крупнообъемные произведения изучаются в главах.

В программу включены тексты как русских, так и зарубежных писателей. Это дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса.

Теоретико-литературные понятия даются в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Они рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения.

Лирические произведения в основном рассматриваются в качестве «эмоциональной заставке» к теме, к разделу или для углубления читательских эмоций при работе с другими произведениями, что не предполагает привычного детального анализа стихотворения. Главное для детей этого возраста – научиться эмоционально «проживать» прочитанное.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи. Виды работ по развитию речи даны по четырем линиям:

1) переложение авторского текста;

2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме);

3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему;

4) письменные творческие работы в разных жанрах.

В рабочей программе выделяются отдельные часы только на работу над сочинениями.

Ведущей технологией на уроках литературы является технология продуктивного чтения, обеспечивающая развитие и совершенствование читательских умений учащихся. Также изучение нового материала осуществляется на основе проблемно-диалогической технологии.

Структура и содержание программы в 5-м классе определяется жанрово-тематическими особенностями.

1.Введение.

2. Часть I. «От чего захватывает дух».

3. Часть II»Что можно увидеть с закрытыми глазами».

4. Часть III. «В лабиринте событий».

5. Часть IV. «Я и другие».

6. Часть V»Мы не можем без них или они без нас?»

7. Обобщение.

8.Литература народов России.

Качественные изменения в данной программе по сравнению с авторской.

В данную рабочую программу включены произведения, входящие в обязательный минимум, но не вошедшие в программу Образовательной системы «Школа – 2100».

1.Русский фольклор.

1)Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных). Сказки «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

2) Загадки.

2. Русская литература XIX века.

1)Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».

2) В.Гаршин. «Сигнал».

3.Зарубежная литература.

1) А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

4.Литература народов России.

1) М.Джалиль. Стихотворения «Песни мои», «Другу», «Один совет».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на базисном уровне в 5 классе в объеме 70 часов в год при 2 часах в неделю. За счет части, формируемой участниками образовательного процесса, добавлен 1 час. В соответствии с учебным планом школы данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (34 учебных недель). Так как в школе парная система уроков, то программа рассчитана на 106 часов. Дополнительное количество часов распределено на развитие речи (обучение сочинению), на изучение наиболее сложных тем, а также произведений, входящих в обязательный минимум, но не включенных в Образовательную систему «Школа-2100».

Виды контроля

В качестве видов контроля качества обучения выделяются текущий и тематический контроль.

Текущий контроль проводится на каждом уроке. Объекты контроля - знание и понимание содержания изучаемых произведений, теоретических понятий, а также умение анализировать произведения, применять теоретические понятия, составлять связный текст.

Тематический контроль проводится в конце изучения разделов. Проверочная работа №1 предусмотрена после изучения части I «От чего захватывает дух». Проверочная работа №2 проводится в конце учебного года как обобщение по курсу 5 класса. На них в рабочей программе предусмотрено 2 учебных часа.

В данной рабочей программе количество выделяемых часов (106 ч) распределяются следующим образом:

- изучение материала – 93 ч

- развитие речи (сочинение) - 11 ч

- проверочные работы – 2 ч.


Содержание учебного предмета «Литература» (5 кл.) (106 ч)
1.Введение (2 ч).

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Ученик научится (знать/уметь):

- характеризовать изученные теоретико-литературные понятия:

* литература как искусство слова;

* литература как вид искусства;

- осознавать разницу между литературой и фольклором;

- воспринимать художественный текст как искусство слова.

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения разных видов искусств.

2. Часть I. «От чего захватывает дух» (51 ч).

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н.С.Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч).

Раздел 1. «Жизнь по законам чести» (11 ч).

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

Для текстуального изучения.

Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы) (5 ч).

Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.

Для обзорного изучения.

А.Дюма «Три мушкетера» (главы) (4 ч).

Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.А.Долинина «Честь и достоинство» (1 ч).

Сочинение-эссе (1 ч).

Сочинение по разделу 1 (1 ч).

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Рабочая программа Предмет: литература Класс: 5 Образовательная область: филология
Рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 103 часа и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Вид занятия (ч)
Предметная область и основные понятия психологии педагогической и учебной деятельности
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Рабочая программа учителя
Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Рабочая программа Предмет: литература Класс: 8 Образовательная область: филология
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе. Федеральный базисный учебный план для образовательных...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Рабочая программа по русскому языку Редкокашиной Ольги Вячеславовны
Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы к учебнику Русский язык. 10-11 классы (Авторы...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Программа Учебники с указанием года издания Начальное общее образование...
Чуракова Н. А. «Русский язык» Учебник для 1-го класса общеобразовательных учреждений; «Академкнига» 2010 г
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Рабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс умк под редакцией...
Русский язык. 5-9 классы. Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2006. Входит в образовательную область «Филология» и составляет гимназический...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Рабочая программа Русский язык, 5 класс 2013-2014 учебный год Предметная...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Предметная область «Обществознание» Вопросы повышенной трудности...
Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов, необходимости...
Рабочая программа Предметная область «Филология» icon Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции