КРИЖАНОВСКИЙ Н.И.
5 курс ОЗО
ZЛ-РЛ-5-1
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО "ДЕТСКОЙ ЛИТУРАТУРЕ" 5 КУРС (ОЗО).
Детская литература как учебная дисциплина. Детская литература и детское чтение. Функции и специфика детской литературы.
Становление детской литературы в XI-XVIII веках.
Сказки А.С. Пушкина в детском чтении. Их идейно-художественные особенности. А. Ахматова и С. Маршак о сказках Пушкина.
Литературные сказки и лирика В.А. Жуковского в детском чтении. Идейно-художественные особенности.
Изображение внутреннего мира ребёнка в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». Художественные особенности сказки.
В.Ф. Одоевский для детей. Анализ научно-художественных сказок писателя. Рассказы Одоевского
Литературные сказки русских писателей II пол XIX века в детском чтении. (С.Т.Аксаков, В.М. Гаршин). Проблематика и художественные особенности.
Народность сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Проблематика сказки. Художественные особенности.
Природа, дети, крестьянский труд и жизнь народа в произведениях Н.А. Некрасова о детях и для детей.
Особенности изображения природы в произведениях Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова.
Идейно-художественные особенности поэзии А. Кольцова, И. Сурикова, И. Никитина, А.К. Толстого, вошедшей в школьное изучение.
Демократизм и гуманизм рассказов и повестей писателей XIX века (Д. Григорович, К.Станюкович, В. Короленко).
Образ ребёнка в автобиографической прозе русских писателей II половины XIX века (Л. Толстой, С. Аксаков, Н. Гарин-Михайловский)
Тема детства и её решение в рассказах русских писателей начала XX веков (И. Бунин, А.Куприн, Л.Андреев).
Проблематика и художественные особенности рассказов А.Чехова о детях детстве. Рассказы Чехова о животных.
Л.Н. Толстой в детском чтении. Особенности рассказов, вошедших в «Азбуку» и «Новую Азбуку». Проблематика и художественные особенности повести «Кавказский пленник».
Народные характеры и русская природа в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка. Связь с фольклорной традицией цикла «Алёнушкиных сказок».
Автобиографические произведения I половины XX века. Общая характеристика и анализ произведений (М.Горький «Детство», А.Куприн «Юнкера», И.Шмелёв «Лето Господне»).
Творчество А.Н. Толстого для детей. Особенности сказочного творчества (раннего и 1930-е – 1940-е годы). История создания повести «Детство Никиты» и воплощение русского характера в ней.
Художественное своеобразие и проблематика рассказов и сказок М.Горького в детском чтении.
М. Горький о детской литературе.
Стихи и сказки Маяковского для детей: пролетарский гуманизм и подлинная человечность.
Научно-художественная книга в I половине XX века (Б. Житков, М. Ильин).
Мир природы и мир людей в рассказах и сказках К.Г. Паустовского.
Творчество В.Бианки для детей. Рассказы и сказки. «Лесная газета» – особенности жанра и композиции.
Человек и природа в рассказах М. Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца»: образы детей и природы. Идейный смысл сказки.
Эпоха и дети в повестях В. Катаева «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Дидактизм сказок Катаева. Влияние эпохи на ребенка в повести В. Богомолова «Иван».
Поэзия Серебряного века в детском чтении (И.Бунин, А.Блок, С.Чёрный, С. Есенин и др.).
Традиционное течение в современной детской поэзии: Н.Рубцов, В. Берестов, В.Нестеренко, Г. Ладонщиков и др.
Новаторы в современной детской поэзии: Г.Остер, Т. Собакин, О.Григорьев и др.Связь их поэзии с творчеством ОБЭРИУтов.
Творчество А. Платонова для детей. Рассказы и сказки. Нравственная доминанта произведений писателя.
Природоведческая книга для детей второй половины ХХ века (Н. Сладков, Е. Чарушин, С. Сахарнов, Г. Снегирёв, Г. Скребицкий и др.). Общая характеристика и анализ творчества одного автора.
В. Белов. Рассказы для детей. Цикл «Рассказы о всякой живности». Идейно-художественное своеобразие. Уроки нравственности в произведениях писателя.
Жанр сказа в детском чтении: "Левша" Н. Лескова и "Уральские сказы" П. Бажова. Проблематика и художественные особенности.
Святочные рассказы: Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Н. Лесков «Неразменный рубль» и др. Жанровые особенности и идейная направленность.
Русские прозаики II половины XX века о детях и для детей (Ю. Казаков, В. Распутин, В. Астафьев, Е. Носов, Ф. Абрамов и др.)
Рассказы М. Зощенко, А. Аверченко, С. Черного о детях и для детей. Идеи, образы, художественное своеобразие . Общая характеристика и анализ творчества одного автора.
Творчество Л. Чарской для детей. Общая характеристика и анализ одной из повестей писательницы.
Сказки Г.Х. Андерсена. Идейно-художественные особенности. Анализ 5-6 сказок.
Приключенческие повести М. Твена в чтении русских детей. Образы Тома Сойера и Гека Финна. Социальная и нравственная проблематика.
Воспитательный и познавательный смысл сказки С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с гусями».
Проблематика рассказов Э. Сетон-Томпсона о животных. Идейно-художественный анализ 2-3 рассказов по выбору.
Выражение философии жизни в повести-сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
А. Линдгрен. Жизнь и творчество для детей. Анализ одной из повестей.
Особенности развития детской литературы в XIX-XX веках.
Современная критика о состоянии и проблемах детской литературы.
Методические рекомендации для студентов:
При подготовке к семинарским занятиям необходимо в первую очередь читать тексты и стремиться к выработке собственного взгляда на произведение в целом, а также на достоинства и недостатки его содержательной и художественной сторон.
Следующий этап подготовки к занятиям – знакомство с критическими и литературоведческими работами о произведении. Здесь необходимо сопоставить своё понимание произведение с уже имеющимися в критике и литературоведении подходами, определить сущность и характер аргументации позиций, особенности позиций критиков и литературоведов.
Подготовка к коллоквиуму требует чтения критических текстов из списка, а также знания ответов на все вопросы занятия.
Для полноценной подготовки к экзамену необходимо прочитать все тексты(и художественные и критические), знать лекции, уметь анализировать произведения детской литературы на основе известных литературоведческих терминов, выучить наизусть произведения, вошедшие в список.
Важная форма ведения самостоятельной работы – ведение читательского дневника.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Студент, освоивший курс «Детской литературы», должен:
хорошо знать тексты произведений, обязательных для чтения;
уметь их проанализировать, выделяя существенные содержательные и формальные признаки;
знать тексты лекций преподавателя;
понимать процессы, связанные с эволюцией жанровых форм и стиля в детской литературе;
различать понятия «детская литература» и «круг детского и юношеского чтения»;
видеть особенности соотношения дидактического и художественного в детской литературе;
знать творчество крупнейших писателей отечественной и зарубежной детской литературы;
выучить наизусть корпус текстов;
знать содержание статей русских критиков и публицистов о детском и юношеском чтении.
ЛИТЕРАТУРА.
ТЕКСТЫ.
В.А. Жуковский. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпанное дерево. Стихи для детей.
А.С. Пушкин. Все сказки. Стихи, вошедшие в детское чтение.
П.П. Ершов. Конёк-Горбунок.
А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.
В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Игоша, Столяр. Царь-девица. Мороз Иванович.
С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Детские годы Багрова-внука.
Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке.
Л.Н. Толстой. Азбука, Новая Азбука (рассказы). Кавказский пленник. Детство.
Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Крестьянские дети. Соловьи, Школьник, Генерал Топтыгин и др. стихи.
И.С. Тургенев. Стихи в прозе: Два богача.
К.М. Станюкович. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка. Нянька.
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. Майков: стихотворения, вошедшие в детское чтение(по 5-6).
А.Кольцов, И. Суриков, И.Никитин, А.К. Толстой: стихотворения, вошедшие в детское чтение(по 5-6).
В.М. Гаршин. Attalea princeps. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.
Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
В.Г. Короленко. Дети подземелья. Слепой музыкант.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Зимовье на Студёной. Приёмыш. Емеля-Охотник. Серая шейка. Богач и Ерёмка. Вертел. Алёнушкины сказки.
А.П. Чехов. Ванька. Мальчики. Детвора. Событие. Спать хочется. Белолобый. Устрицы. Каштанка. Беглец. Степь.
М. Горький. Детство. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурочка. Яшка. Дед Архип и Лёнька. Сказки об Италии (Пете. Сердце матери. Заветы рыбака. Симплонский туннель).
А.И. Куприн. Юнкера. Белый пудель Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. Ю-ю. В зверинце. Четверо нищих.
Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы.
И.А. Бунин. Танька (рассказ). Стихи, вошедшие в детское чтение: В лесу. После дождя. Ангел. Вечер. Апрельский день. Крещенская ночь. Вечерняя звезда. Мать. Осенняя ночь. Листопад. Помню долгий зимний вечер.
А.А. Блок, С.А. Есенин: стихотворения, вошедшие в детское чтение.
Л. Андреев. Петька на даче. Кусака. Ангелочек.
А.Н. Толстой. Сорочьи сказки. Золотой ключик, или приключения Буратино. Детство Никиты.
А. Аверченко. Рассказы из циклов «О маленьких для больших». «Шалуны и ротозеи». «Дети».(5-6 рассказов)
И. Шмелёв. Лето Господне.
Л. Чарская. Повести «Княжна Джаваха». «Институтка». Малая проза и поэзия (по выбору).
С. Чёрный. Стихотворные циклы «Веселые глазки», «Зверюшки», стихотворение «Рождественское», рассказы «Дневник Фокса Микки», «Что кому нравится».
М. Зощенко. Рассказы из циклов «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».
В. Маяковский. Стихи для детей. Хорошее отношение к лошадям.
В. Катаев. Белеет парус одинокий. Сын полка. Цветик-семицветик. Кувшинчик и дудочка.
В. Богомолов. Иван.
Б. Житков. Циклы рассказов «Морские истории», «Злое море», «Рассказы о животных», «Что я видел».
М. Пришвин. Лисичкин хлеб. Золотой луг и др. рассказы для детей(5-6 произведений). Сказка-быль «Кладовая солнца». Лирические миниатюры.
М. Ильин. Рассказы о вещах.
П. Бажов. Книги рассказов «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы».
К. Паустовский. Сказки. Телеграмма. Теплый хлеб и др. рассказы.
В. Бианки. Рассказы и сказки(5-6 произведений). Лесная газета.
Е. Чарушин. Г. Скребицкий. Н. Сладков. Г. Снегирёв. С. Сахарнов. (5-6 произведения каждого автора).
В. Астафьев. Конь с розовой гривой. Фотография, на которой меня нет. Васюткино озеро.
В. Белов. Рассказы для детей. Мальчики. Скворцы. Рассказы о всякой живности.
В. Распутин. Уроки французского.
Е. Носов. Белый гусь. Кукла, Живое пламя и др. рассказы для детей.
Ю. Казаков. Тихое утро.
Ф. Абрамов. О чём плачут лошади.
Г.Х. Андерсен. 6-8 сказок по выбору. Обязательно: Снежная королева. Дорожный товарищ. Гадкий утёнок. Дюймовочка. Соловей. Огниво.
М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Геккельберри Финна.
С. Лагерлёф. Путешествие Нильса с дикими гусями.
А. Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. (3-4 по выбору)
А. Линдгрен. 2 повести по выбору.
Русская духовная поэзия. (В кн. Ивановой С.Ф. Введение во храм слова (Книга для чтения с детьми в школе и дома). – М., 1994 С.211-271).
Н. Рубцов. Стихи для детей. Стихотворения, вошедшие в детское чтение.
Н. Лесков. Святочные рассказы(Неразменный рубль). Левша.
Э. Успенский. Стихи. Сказки.
И. Токмакова. Стихи. Переводы.
В. Берестов. Стихи для детей.
Поэзия «ОБЭРИУтов» для детей (Д. Хармс, Н. Заболоцкий – по 4-5 стихотворений).
О. Григорьев, Т. Собакин, Г. Остер. Чтение сборников 2-х поэтов.
А. Платонов. На заре туманной юности. Юшка. Корова. Ещё мама. Никита. Неизвестный цветок. Сб. сказок «Волшебное кольцо».
Тексты для заучивания наизусть
А.С. Пушкин отрывок из «Евгения Онегина» («Зима, крестьянин торжествуя…») 1 стихотворение по выбору.
Н.А. Некрасов Школьник (или другое стихотворение для детей по выбору)
И.А. Бунин 1 стихотворение по выбору
С. Чёрный Рождественское
Ф. Тютчев 1 стихотворение по выбору
А. Фет или А. Майков 1 стихотворение по выбору
А.Кольцов, И. Суриков, И.Никитин, А.К. Толстой 1 стихотворение по выбору
Н. Рубцов 1 стихотворение по выбору
Критические тексты для обязательного чтения
Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина//Ахматова А.А. Тайны ремесла. - М.,1986.
Бонди С. Сказки Пушкина//Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. – М., 1975.
Горький М. Человек, уши которого заткнуты ватой. О безответственных людях и о детской книге наших дней. О работе неумелой, небрежной, недобросовестной… О детской литературе. Литературу – детям. О темах. О сказках. Письмо П.Д. Соломеину//М. Горький о детской литературе. Статьи и письма. – М., 1958.
Лобанов М.П. Освобождение//За алтари и очаги. Сборник статей. – М., 1989.
Маршак С. Я. Сказки Пушкина//Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 1974.
Чуковский К. Лидия Чарская//Чуковский К. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М., 1990.
Дискуссия о детской литературе на страницах литературной газеты за 2005-2006 годы (на сайте www.lgz.ru) 4 статьи.
Литература
Основная литература
Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское устное пэотическое творчество. – М.,1983.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. детская литература. – М.,2002.
Брадис Е. От Эзопа до Джанни Родари: Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. – М.,1965.
Детская литература. /Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.,1989.
Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2004.
Советская детская литература. /Под ред. В.Д. Розовой. – М.,1978.
Чернявская А.Я., Розанов И.И. Русская советская детская литература. – М.,1984.
Зарубежная детская литература. /Составитель И.С.Чернявская. – М.,1982
Сетин И.Ф. История русской детской литературы. Конец X – 1-я половина XIX века. – М.,1990.
Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. – М., 1987.
Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь. /Под ред. Г.А. Черновой. – М.,1998.
Детская литература. /Под ред. А.В. Терновской. – М.,1977.
Журнал «Детская литература».
Русская поэзия детям. – Л.,1989.
Иванова С.Ф. Введение во храм слова (Книга для чтения с детьми в школе и дома). – М., 1994 С.211-271.
Дополнительная литература:
Детский сборник: Статьи о детской литературе и антропологии детства / сост. Е. Кулешов, И. Антипова. - М. : ОГИ, 2003. - 448 с.
Мировая словесность для детей и о детях : сборник научных статей : в 11 ч. - М. : МПГУ, 2002-2006. - Ч.1-Ч.11
Встречи с писателями: пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. - М. : Просвещение,1978. - 288 с.
Библиотека мировой литературы для детей : в 50 т. - М. : Детская литература, с 1979 – Т.1-Т.50. Продолжающееся издание.
Психология детства в художественной литературе XIX – XX веков. Хрестоматия – практикум / сост. и предисл. Г.А. Урунтаевой, биог. очерки М.В. Наумлюк. М. : Академия, 2001. – 352 с.
Детский поэтический фольклор : антология / сост. А.Н. Мартынова. - СПб, 1997. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина//Ахматова А.А. Тайны ремесла. - М.,1986.
В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. – М., 1983.
Бонди С. Сказки Пушкина//Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. – М., 1975.
М. Горький о детской литературе. Статьи и письма. – М., 1958.
Лобанов М.П. Освобождение//За алтари и очаги. Сборник статей. – М., 1989.
Маршак С. Я. Сказки Пушкина//Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 1974.
Чуковский К. Лидия Чарская//Чуковский К. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М., 1990.
Дискуссия о детской литературе на страницах литературной газеты за 2005-2006 годы (на сайте www.lgz.ru) 4 статьи.
Коллоквиум по критике детской литературы
При подготовке к коллоквиуму студент должен внимательно прочитать указанные в списке критические статьи и ответить на вопросы:
Зарождение отечественной критики детской литературы в трудах В.Г. Белинского. Особенности воззрений Белинского на детскую литературу и детскую книгу.
Отечественная критика о сказках А.С. Пушкина. А.А. Ахматова о последней сказке Пушкина. С. Я. Маршак о сказках
Критические статьи Н.А. Добролюбова о детской литературе и их характеристика.
Н.Г. Чернышевский и его критические работы о детской литературе
Воплощение мировоззрения М. Горького в статьях о литературе, детской литературе и воспитании детей.
К.Чуковский о Лидии Чарской.
Особенности понимания явления «детская литература» в статье М.П. Лобанова «Освобождение».
Дискуссия о детской литературе на страницах литературной газеты за 2005-2006 годы (на сайте www.lgz.ru) 4 статьи. Круг тем проблематика.
4 курс ОЗО
ZЛ-РЛ-4-1
ЖУРНАЛИСТСКОЕ МАСТЕРСТВО
|